Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития сохранение личности и самого общества связывают с духовно-нравственным образованием на протяжении всего жизненного пути чело-века. В связи с этим вопросы этического развития личности становятся ак-туальными в образовательных учреждениях, приобретая приоритетное направление в их деятельности по воспитанию подрастающего поколения.
Ценность – это значимость чего-либо в мире для человека, и только признанная ценность может выполнять самую важную ценностную функ-цию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация проявляется в определенной направленности сознания и поведения, и обнаруживает се-бя в общественно значимых поступках. В настоящее время наблюдается довольно высокий интерес к ценностным основам личности и общества. Ценностная сфера личности является ее центральным образованием, опре-деляющим направленность и особенности поведения, регулирующим дея-тельность в целом. Ценностные ориентации являются результатом отраже-ния социальных установок и системообразующим фактором личности. Ценности - это значимые для индивида объекты, явления окружающей действительности, в том числе социальные отношения. Сама система цен-ностных ориентаций имеет сложную структуру, компоненты которой име-ют отношение к конкретным типам социальных отношений.
Актуальность исследования подтверждается потребностью совре-менного общества в изучении ценностно-мотивационной сферы подраста-ющего поколения. Современное общество характеризуется радикальными изменениями, которые связаны с крушением привычного образа жизни, социальной и финансовой нестабильностью, отказом от прошлых идеалов и норм, снижением познавательной мотивации. Недостаток мотивации неизбежно приводит к ухудшению учебных результатов, отказу от само-образования и общей деградации личности.
Несмотря на большое количество исследований, проблема мотива-ции и ценностных ориентаций является актуальной до сих пор, поскольку они воздействуют на продуктивность обучения и развитие личности школьника. Поэтому важно учитывать не только особенности мотивацион-ной сферы и специфику ценностных ориентаций, но и их взаимосвязь. Вы-явление взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивации учения под-ростков позволит педагогам внедрить новые программы обучения, кото-рые будут способствовать формированию гармоничной личности под-ростка и активизации их учебно-познавательной мотивации.
Разработанность. Проблема ценностных ориентаций изучалась та-кими исследователями как Дж. Аткинсон, К. Левин, М. Рокич, в. Франкл, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, В.С. Мерлин, П.М. Якобсон и др. Изучение мо-тивации к школьному обучению связано с такими исследователями как Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев и др.
Проблема исследования состоит в том, как связаны различные цен-ностные ориентации и мотивы учения у подростков.
Цель исследования: выявить связь ценностных ориентаций и моти-вации учения подростков.
Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и мо-тивации учения подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют значимые связи ценностных ориентаций и мотивации учения подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования ценност-ных ориентаций и мотивации учения подростков.
2. Организовать эмпирическое исследование ценностных ориентаций и мотивации учения подростков.
3. Описать и проанализировать результаты эмпирического исследо-вания.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды теоретиков и практиков по проблеме ценностных ориентаций (Дж. Аткинсон, Л.С. Выгодский, И.С. Кон, М. Рокич, Е.П. Ильин, А.Н. Леонть-ев, В.А. Ядов, П.М. Якобсон и др.) и теории учебной мотивации (В.Г. Асе-ев, Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по изучаемым вопро-сам;
- эмпирические: тестирование, опрос;
- математико-статистические методы;
- интерпретационные методы.
Методики исследования:
1. Методика диагностики ценностных ориентаций подростков (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина).
2. Методика «Ценностные ориентации» (О.И. Моткова, Т.А. Огнева).
3. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (мо-дифицированный вариант методики М.В. Матюхиной).
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав – теоретиче-ской и практической, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТ-НЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Характеристика ценностных ориентаций. Особенности ценност-ных ориентаций подростков
Ценностно-мотивационная сфера личности представляет собой структуру, на вершине которой базируются общечеловеческие идеалы и жизненные цели человека. В данном случае ценностные ориентации опре-деляют направленность человека, на базе совокупности его ценностей и мировоззрения. Личностная направленность формируется как результат взаимодействия мотивационных структур деятельности, в которую она включена, и смысл которой осознает [6].
Направленность личности преимущественно является результатом процессов воспитания и самовоспитания. Мотивами самовоспитания вы-ступают идеалы, интересы, ценностные ориентации.
Ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внеш-него взаимодействия в процессе социализации, которые формируются сле-дующим образом: «потребность – интерес – установка – ценностная ори-ентация». Где интерес – это осознанная потребность, установка – это предрасположенность индивида к оценке действительности на основе со-циального опыта, а также готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация, в целом, понимается как общая направ-ленность сознания и поведения личности [12].
Ценностные ориентации представляют собой социально-психологический аспект, отражающий направленность и суть действий ин-дивида, являющийся ключевым элементом его системы взаимоотношений. Этот аспект формирует основополагающий взгляд человека на окружаю-щий мир, на самого себя, придает глубину и ориентацию его убеждениям, поведению и действиям.
С одной стороны, ценностные ориентации включают в себя избира-тельное отношение индивида к материальным и нематериальным ценно-стям, представляют собой комплекс его установок, мнений и предпочтений, которые находят отражение в его сознании и поведении. С другой сторо-ны, они являются методом, с помощью которого человек классифицирует объекты по степени их важности [15].
Ценностные ориентации – это комплекс мировоззренческих, полити-ческих, моральных, эстетических и экономических убеждений, которые формируются в период полового созревания. Они играют ключевую роль в структуре сознания, влияя на восприятие и оценку реальности, на отно-шение к природе и обществу, а также на представления индивида о себе и его гендерной идентичности. В качестве элемента личности, ценностные ориентации отражают внутреннюю готовность человека к действию и определяют направление его поведения во всех аспектах жизнедеятельно-сти [2].
М. Рокич акцентирует внимание на том, что личные ценности выде-ляются следующими особенностями:
- корни личных ценностей заложены в культуре и обществе, где че-ловек осуществляет свою жизнь;
- воздействие ценностей ощутимо в каждом аспекте поведения и дея-тельности индивида;
- количество основных ценностей, которыми обладает человек и ко-торые формируют его сокровище, относительно ограничено;
- системы ценностей у разных людей имеют много общего в своем содержании, но порядок их подчинения варьируется;
- ценности создают сложную иерархическую структуру, которая, тем не менее, не отличается постоянством: порядок подчинения некоторых ценностей может претерпевать изменения под влиянием накопленного че-ловеком опыта [9].
К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский рассматривают ценностные ориентации с точки зрения принятия и реализации определен-ных социальных ценностей индивидом (интериоризация ценностей), усиле-ния или снижения их значимости в зависимости от жизненных приоритетов личности [1].
Б.С. Братусь определяет личностные ценности как осознанные и при-нятые человеком общие смыслы его жизни [5]. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и так называемых внешних ценностей, которые приняты в обществе, разделяются индивидом, но не имеющими эмоциональной значимости для него.
C.С. Бубнова также подчеркивает, что личностными ценностями ста-новятся те общечеловеческие и общественные смыслы, которые субъект со-знательно не только разделяет, но и принимает их в качестве основных ре-гуляторов своей личностной активности. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей [7].
Однако существует обратная точка зрения, согласно которой именно система ценностей является основой для формирования системы личност-ных смыслов индивида. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жиз-ни, переживая определенные ценности [29].
Одной из основных функций ценностных ориентаций является регу-ляция социального поведения индивида. Также ценностные ориентации выполняют определенную функцию и играют роль в определении важных для индивида целей, мотивируя действия. Понимание себя, своей личности среди других социальных групп, среди других индивидов – это также определение смысла своего существования как социокультурной ценности [27]. Иными словами, определение своей личности, профессиональное са-моопределение носит ценностно-смысловой характер. Ценности - это ори-ентир для будущего личности.
Ценностные системы личности обладают сложностью и многообра-зием. Они выполняют многообразные функции, что приводит к появлению
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Представление о личности / К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Славская, Е.А. Леванова, Т.В. Пушка-рева // Преподаватель XXI век. – 2018. – № 4-1. – С. 71-76.
2. Аль-Янаи Е.К. Сущность и генезис понятий "ценность", "ценностные ориентации", "ценностное отношение" в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №4. – С. 1-10.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 2021. – 160 c.
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. – М.: Владос-пресс, 2001. – 256с.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. – М.: Никея, 2019. – 907с.
6. Братченко С.Л. Психология личности. – М.: Из закромов Родины, 2013. – 197с.
7. Бубнова С.С. Ценностно-мотивационная сфера личности в рамках системогенетического подхода. В книге: Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ю.П. Поваренко-ва. – 2018. – С. 24-25.
8. Вартанова И.И. Изучение личности подростков в учебной деятельно-сти // Психологическая наука и образование / В. В. Рубцов, А. А. Марголис. – 2003. – № 1. – С. 8–15.
9. Воронова А.Г. Структурирование ценностных ориентаций М. Роки-ча как алгоритм достижения жизненных целей подростка // Пробле-мы современного педагогического образования. – 2017. – № 54-5. – С. 103-109.
10. Гаврилюк В.В. Особенности потребительского поведения поколения Z. В сборнике: Технологии маркетинга, бренд-менеджмента и рекла-мы. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 221-225.
11. Генова Т.Н. Мотивация учебной деятельности современного студента // Молодой ученый. – 2022. – № 47 (442). – С. 488-490.
12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Психология личности в трудах отечественных психоло-гов. – СПб.: Питер, 2000. – 283с.
13. Зенкова Л.А. Учебная мотивация: исторические подходы к понима-нию феномена и современное состояние проблемы // МНКО. – 2017. – №4 (65). – С. 114–117.
14. Карпина Е.В. Роль потребностей и мотивов в развитии личности // E-Scio. – 2021. – № 3 (54). – С. 247–251.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. Учебник и прак-тикум. – М.: Юрайт, 2020. – 360с.
16. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2018 – 992 с.
17. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. – 2019. № 1. С. – 53–73.
18. Мальцев В.С. Ценности и ценностные ориентации личности. – М.: Лаборатория Книги, 2012. – 123 с.
19. Манатова Э.Р. Гендерные различия при выборе мотивации учебной деятельности подростков 13–14 лет // Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 2831–2835.
20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2020. – 192 с.
21. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Питер, 2018. – 444 с.
22. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие / М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. – Волгоград: Перемена, 2005. – 214 с.
23. Никулина А.А. Понятие ценностных ориентаций в работах зарубеж-ных исследователей // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2021. – № 14. – С. 68-72.
24. Павлова К.Н. Теоретические основы исследования понятия "ценност-ные ориентации" // Аспирант. Приложение к журналу Вестник За-байкальского государственного университета. – 2021. – Т. 15. – № 1. С. 86–91.
25. Подстрахова А.В. Поколение "цифрового века": жизненные ориен-тиры и образовательные ценности // Молодой ученый. – 2019. – № 15 (253). – С. 287–290.
26. Савенков А.И. Психология обучения: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 251 с.
27. Столбова Е.А., Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация» / Е.А. Столбова, В.С. Цилиц-кий, Е.Д. Гребенкина // Молодой ученый. – 2018. – № 25 (129). – С. 596-598.
28. Ткаченко Л.М. Теоретические подходы к формированию учебной мотивации в психолого-педагогической литературе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 31. – С. 40–47.
29. Франкл В.О смысле жизни. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022. – 164с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 384 с.