Фрагмент для ознакомления
2
Формирование правильной речи у детей делает возможным общение и подготавливает их к обучению в школе. Одним из важных компонентов речи является голос.
Голос обеспечивает не только слышимость речи, но и её выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения проявляются как в информативно-коммуникативных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка.
Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Ермолаев В.Г., Заседателев Ф.Ф., Левидов И.И., Малютин С.Н., Работнов Л.Д., Фомичев М.И. Они изучали причины и развитие нарушений голосового аппарата, разработали научные основы постановки голоса, изучили типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного формирования голосовой системы.
Данная проблема актуальна и сегодня в связи с появлением большого количества детей с нарушениями речи, нуждающихся в помощи логопеда.
Одним из наиболее распространенных нарушений речи является общее недоразвитие речи при дизартрическом компоненте.
Симптоматика, этиология, механизмы нарушений речи при общем недоразвитии речи с дизартрическим компонентом, в специальной отечественной и зарубежной литературе достаточно полно освещены таким авторами, как, О. А. Токарева, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, Л. В. Мелехова, О. В. Правдина, А. Р. Лурия.
Мы придаем большое значение особенностям формирования и развития голоса ребенка, который считаем основным компонентом успешного развития личности ребенка.
При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм (Е. Ф. Архипова, Е. А. Ларина, Л. В Лопатина, Л. А. Позднякова. При этом у детей отмечается все нарушения голосовой функции: сила голоса, тембр, отсутствие модуляции.
В системе оказания логопедической помощи работе по коррекции голоса уделяется мало внимания: работа осуществляется поверхностно или вообще отсутствует, что говорит об актуальности выбранной темы. Решение проблемы коррекции голоса у детей с общим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом связано со сложностью коррекционной работы, требующей проведения сложных и длительных коррекционных мероприятий.
Цель исследования – теоретически обосновать проблемы коррекции нарушений голоса у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрическом компоненте.
Объект исследования – развитие голоса у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности и методы коррекции нарушений голоса у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрическом компоненте.
Задачи исследования:
1. Описать особенности развития и нарушения голоса у детей в онтогенезе;
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности общего недоразвития речи и дизартрии;
3. Рассмотреть особенности и методы коррекции нарушений голоса у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрическом компоненте.
Методологическими основами исследования явились общие положения о единстве родного языка, о ведущей роли в психическом развитии человека и гуманизации учебного процесса, о комплексном, системном и функционально-семантическом подходе к обследованию имеющихся отклонений в развитии.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, одной глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИЧЕСКОМ КОМПОНЕНТЕ
1.1 Развитие голоса в онтогенезе и виды нарушений
Человеческий голос представляется редким звуковым явлением, анатомо-физиологическим продуктом, а также фактором величайшего социального значения.
На разных этапах жизни голос имеет разное значение для человека. При рождении крик ребенка подтверждает основной факт его рождения и важнейшую функцию – дыхание [5].
В детстве голос ребенка не выражает индивидуальных особенностей и примерно одинаков как у мальчиков, так и у девочек.
Голос формируется в результате вибрации эластичных голосовых связок и обладает определенными качествами – силой, тоном, тембром.
Источником голоса выступает гортань, в которой осуществляется колебание голосовых складок. Голос образуется в результате голосовой щели – расстояния между голосовыми складками. При вдохе голосовая щель открывается полностью и принимает форму треугольника, острый угол которого направлен в сторону щитовидной железы. При выдохе голосовые складки несколько сближаются, но не закрывают полностью просвет гортани. В момент фонации, т.е. воспроизведения звука, голосовые связки начинают вибрировать, позволяя воздуху проходить через легкие [14].
Крик, смех, звучный кашель, громкий зевок и другие человеческие реакции являются проявлениями голоса. По качеству таких реакций можно судить о состоянии голосовых связок [31].
Для нормального развития и функционирования речевой деятельности необходима слаженная работа всего мозга и других отделов нервной системы. Поражение нервной системы и других систем организма может вызвать нарушения речи и голоса.
В исследованиях О.В. Правдиной отмечается, что онтогенетический путь развития голоса в детском возрасте напрямую связаны с изменениями в росте и развитии всего организма ребенка.
В определенном возрасте изменяются анатомические структуры речевого аппарата и голоса ребенка, что приводит к изменению акустических параметров: частоты, интенсивности звука, диапазона и тембра.
Процесс формирования голоса проходит несколько стадий (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Онтогенез развития голоса [19]
Известно, что отличительными особенностями строения и формирования голосового аппарата ребенка являются непропорциональность развития отдельных органов голосового аппарата, дисбаланс и скачкообразный процесс роста, наличие периодов непосредственного развития, неоднородность развития разных органов голосового аппарата [20].
Стадии развития голосового аппарата можно определить, как нормальные, энергичные и медленные. Они различаются в определенный период жизни ребенка и в разных органах: изменения на этих этапах происходят несколько раз и могут быть равномерными (от интенсивного роста к нормальному, затем медленным; от нормального к медленному и скачкообразными (интенсивный рост замедляется; ослабленный рост - развитие интенсивное).
Развитие некоторых отделов голосового аппарата происходит в два этапа (интенсивный – нормальный). Например, легкие интенсивно растут в первые два месяца, затем их рост замедляется до взрослой жизни. Изменения в бронхах и трахее наблюдаются уже в первый год жизни ребенка. Изменения в других (глотке и носоглотке) происходят в три стадии [23].
Физиологи в результате многих исследований доказали, что раздражение потоком воздуха рецепторов дыхательных путей влияет на дыхательный центр, регулирующий процесс дыхания – глубину и частоту дыхательных движений.
Сохранность физиологического дыхания является обязательным условием осуществления процесса фонации. Дыхательные движения, к которым относятся вдох и выдох, происходят в строгой последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга, отмечает О. Л. Бадалян [27].
Фрагмент для ознакомления
3
Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – Москва : Айрис Пресс, 2015. – 200 c.
Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е.Э. Артемова. – Москва: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
Архипова, Е. Ф. Обследование просодической стороны речи у детей с дизартрией / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ: Астрель, 2011. – 319 c.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 250 с.
Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Р. Л. Бабушкина. – Санкт-Петербург : [Ленингр. гос. ун-т], 2011. – 24 c.
Белякова, Л.И. Характеристика показателей неплавности речи у дошкольников / Л. И. Белякова, С. Р Асланова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. 2-е изд. испр. – М., 2003. – С. 69–75.
Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова ; под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
Борисова, Н. И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией / Н. И. Борисова // особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития: сб. науч. Тр / Н. И. Борисова. – Минск, 1987. – 456 c.
Брюховских, Л.А. Нарушения голоса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и их устранение средствами фонопедических упражнений / Л.А. Брюховских, А.Е. Уфимцев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2018. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-golosa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey-i-ih-ustranenie-sredstvami-fonopedicheskih-uprazhneniy (дата обращения: 30.12.2024).
Вахтина Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте: Дис ... канд. филол. наук. СПб., 2000. – 121 с.
Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. – М. : Просвещение, 1987. -185 с.
Деева, Ю.П. Коррекция нарушений голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией на музыкальных занятиях / Ю.П. Деева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniy-golosa-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey-na-muzykalnyh-zanyatiyah (дата обращения: 30.12.2024).
Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями / Л.А. Копачевская, Е.В. Лаврова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. - С. 222-235.
Крупенчук, О. И. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2007. – 96 с.
Левина, Р. Е. Общее недоразвитие речи. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова ; под ред. Р. Е. Левиной. – Москва: Просвещение, 2007. – 165 с.
Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения /Л. В. Лопатина. – Санкт-Петербург: 2000. – 192 с.
Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – Москва: Классик Стиль, 2020. – 320 с.
Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2001. – 352 с.
Орлова, О. С. Нарушения голоса у детей и подростков / О. С. Орлова, Е. Ю. Радциг // Болезни уха, горла, носа в детском возрасте: национальное руководство / под ред. М. Р. Богомильского, В. Р. Чистяковой. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008.- С.99-102.
Орлова, О.С. Особенности развития детского голоса в онтоненезе / О.С, Орлова, П.А. Эстрова, А.С. Калмакова // Специальное образование. – 2013. - №4. – С. 92-104.
Радциг, Е.Ю.. Нарушение голоса у детей и подростков: этиология, клиника, диагностика и лечение : диссертация ... доктора медицинских наук : 14.00.04 / Радциг Е.Ю.; [Место защиты: ГУЗ "Московский научно-практический центр оториноларингологии"].- Москва, 2006.- 174 с.
Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс. / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
Филатова, Ю. О. Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании / Ю. И. Филатова // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 32–40.
Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стононы речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 222 с.
Шиленкова, В. В. Акустический анализ голоса у поющих детей / В. В. Шиленкова // Вестник отоларингологии. – 2010. – № 1. – С. 46–51.
Чернов, Д. Е. Ч49 Речевой и певческий голос детей и подростков в норме и патологии : монография / Д. Е. Чернов ; Уральский государственный педагогический университет. – Электрон. дан. – Екатеринбург : УрГПУ, 2023. – 279 с.
Эстрова, П. А. Нарушения голоса в период мутации, их предупреждение и коррекция : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. А. Эстрова. – М., 2007.