Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматривается тема экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, методических средств экологиче-ского воспитания. Эта тема особенно актуальна для изучения, поскольку в рамках современного образования экологические знания - важный аспект в формировании экологического сознания, а значит, все образование долж-но быть экологическим. И дошкольная система не является исключением. Экологическое воспитание старших дошкольников является важным и ак-туальным направлением образовательной деятельности, поскольку именно в этом возрасте дети начинают активно познавать окружающий мир, при-обретать знания и навыки, которые помогут им стать ответственными и за-ботливыми гражданами своей страны.
Основные причины актуальности экологического воспитания стар-ших дошкольников:
Экологическое воспитание формирует у детей понимание взаимосвя-зи всех компонентов природы и их зависимости друг от друга. Это помо-гает им осознать, что все живые существа имеют право на существование и благополучие, и что люди должны заботиться о них.
Воспитание экологической культуры с детства способствует форми-рованию бережного отношения к природе, чувства ответственности за свои действия и поступки, а также развитию навыков правильного обращения с природными ресурсами.
В современном мире экологические проблемы становятся все более актуальными и глобальными. Экологическое образование помогает детям понять, как их действия и решения влияют на окружающую среду и как они могут внести свой вклад в решение этих проблем.
Формирование экологической культуры у детей старшего дошколь-ного возраста способствует их общему развитию и образованию, так как экологическое воспитание включает в себя изучение природных явлений, развитие наблюдательности, любознательности, мышления и воображения.
Экологическая грамотность является необходимой составляющей для успешного участия в жизни общества и профессиональной деятельно-сти в будущем.
Теоретическая основа исследования. Эта тема разрабатывалась та-кими исследователями, как Е.С. Дронова, В.П. Костенков, Г.В. Буковская, Н.В. Морозова и т.д.
Объект исследования: экологическое воспитание в ДОУ.
Предмет исследования: методические, практические средства эколо-гического воспитания старших дошкольников.
Цель исследования: исследование методов и практики экологиче-ского воспитания в ДОУ (старший дошкольный возраст).
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие экологического воспитания, его зада-чи в ДОУ.
2. Изучить систему методической деятельности по экологическому воспитанию в ДОУ.
3. Исследовать практические аспекты экологического воспитания в ДОУ.
Методы исследования: методы синтеза, анализа и систематизации.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы.
Первая глава посвящена общей характеристика экологического вос-питания и его этапов в ДОУ.
Во второй главе, которая носит методический характер, представле-но обобщение педагогического опыта.
Третья глава посвящена практическим аспектам на примере вопло-щения метода проектов в экологическом воспитании старших дошкольни-ков.
В заключении представлены выводы по исследованию.
Актуальность экологического воспитания обусловлена тем фактом, что именно в процессе экологического воспитания формируется как осо-знанное отношение к природе, так и происходит становление комплекса экологических знаний.
В рамках современного образования экологические знания - важный аспект в формировании экологического сознания, а значит, все образова-ние должно быть экологическим. Вместе с тем экологические знания явля-ются сущностной основой экологического воспитания, которая предусмат-ривает усвоение систематизированных экологических знаний и способ-ствует формированию экологического сознания, то есть осознанию един-ства человека и природы. Экологические знания должны быть основопо-лагающими в технических, экономических, гуманитарных знаниях, рас-крывать понимание связей человека с природой. С целью выяснения со-держательного аспекта экологического знания рассматриваем его в исто-рико-философском плане .
Современное общество все больше внимания уделяет философскому осмыслению новых взглядов на экологические проблемы. Изучению эко-логического знания посвящено большое количество научных исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, среди которых можно вы-делить определенные научные концепции. Единого согласованного мнения по решению экологического вопроса нет. Это объясняется, с одной сторо-ны, сложностью экологической проблемы, а с другой - недостаточной раз-работанностью теоретических основ экологического знания.
Природа и общество находятся в постоянной взаимосвязи, а эколо-гическое знание является продуктом повседневной деятельности и резуль-татом познания человеком окружающего мира. Итак, экологические зна-ния составляют сущностные характеристики образования, которая при-звана формировать экологическое мировоззрение человека, что определя-ется особенностями современного глобального общества и практическими потребностями его устойчивого развития. Основная идея этого направле-ния - это образование, направляющее устоявшееся развитие общества .
Прогрессирующее влияние человека на окружающую среду, неуклонный рост зависимости человечества от природной среды сделали экологическую тематику чрезвычайно актуальной, которая должна была решать новые задачи. А значит, большее значение приобретает то, какими экологическими знаниями и принципами будет руководствоваться каждый человек и общество в целом. Очень важно, чтобы экологические знания содержали представление о потребности, с одной стороны, социального и научно - технического прогресса, всестороннего и гармоничного развития человека, а с другой - нормального функционирования биосферы и улуч-шения ее состояния.
Соотношение глобальных проблем человечества и способов их ре-шения трансформируются в проблему гуманизации личности и мира. По-строение гуманистического будущего возможно лишь при условии четкого знания глобальных проблем и прогресса, который был бы направлен на человеческие ценности. Поэтому ответственность за будущее, а значит, во-прос гуманистического прогресса, будет иметь место только тогда, когда центральное место занимает становление прогресса, учитывая экологиче-ские знания и комплексное экологическое воспитание, начиная с раннего возраста.
1.2 Сущность экологического воспитания
Педагогами во все времена уделялось особое внимание природе как средству, которое способствует развитию и воспитанию дошкольников.
С позиции польского педагога Я. А. Каменского, живой мир высту-пает как подлинный источник знаний, способ развития ума ребенка, сред-ство воздействия на все органы чувств. Как полагал русский педагог К. Д. Ушинский, нужно обязательно ввести ребенка в мир природы, показать, какими важными и полезными свойствами обладает живой мир, это будет способствовать формированию коммуникативных навыков.
Дошкольное экологическое образование стало обладать особым зна-чением с середины прошлого века. Именно в это время методистами и пе-дагогами стал выделяться основной метод, а именно, речь идет о форми-ровании знаний у дошкольников об окружающем мире .
Также нужно сказать о процессе активного развития экологического образования детей в дошкольных и школьных учреждениях в 70-80 годы 20 века. Конец 20 века ознаменовался появлением новых методик обуче-ния, и на экологическое образование детей снова обратили пристальное внимание методисты и педагоги. Тут важно акцентировать внимание на усложнении содержательной части дошкольного образования, внесении в него новых теоретических знаний, выработке новых стандартов образова-ния, которые бы способствовали эффективному умственному развитию де-тей .
Психологами А. Венгером, Н. Поддъяковым, А. Запорожцем теоре-тически обосновалась важность экологического воспитания детей, важ-ность доступности наглядно-образного образования .
Теория экологического образования стала более активно развиваться в конце прошлого века. Новое образовательное пространство стало невоз-можным без реализации постоянного экологического воспитания. В РФ состоялась разработка специальной Концепции постоянного экологическо-го образования, причем важнейшее звено в данной системе было пред-ставлено сферой дошкольного и начального школьного воспитания.
И действительно, старший дошкольный возраст характеризуется по-лучением эмоционального восприятия детьми природы, накоплением представлений о разнообразных видах жизни. Именно в этом возрасте формируется первичная основа экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Также проблема экологического воспитания в ДОУ на современном этапе связана с проблемой осуществления поликультурного воспитания и патриотического воспитания .
Рассмотрим определения понятия экологического воспитания.
Экологическое воспитание является формированием правильной си-стемы мировоззрения относительно окружающего мира, природы, когда реализуется цель формирования четкой жизненной позиции. Важно ска-зать о связи экологического воспитания дошкольников с воспитанием дру-гих положительных черт характера, в частности, это доброта, ответствен-ность, умение сопереживать, трудолюбие, наблюдательность, неравноду-шие. Одна из задач экологического воспитания заключается в том, что необходимо обязательно научить детей любви к природе, восхищению ее красотой .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации / С.В. Алексеев. – СПб. : СПбГУПМ, 1994. – 54 с.
2. Анахина Т.А., Васильева С.Н. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности /Т.А. Анахина, С.Н. Васильева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 3-5.
3. Артамонова Н. В. Формирование у дошкольников представлений о природе / Н. В. Артамонова // Коррекционная педагогика. — 2011. — № 5. — C. 80—82.
4. Бархатова А. М. Экологическое воспитание старших дошкольников // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77891/ (дата обращения: 03.01.2025).
5. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической куль-туры / Г.В. Буковская // Начальная школа. – 2002. – № 6. – С.34-38.
6. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. / Н.Ф. Виноградова, Т.П. Куликова. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
7. Волгина В. С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста / В. С. Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, пер-спективы: Материалы научно-практической конференции. URL: https://www.pdou.ru/categories/9/articles/4384 (дата обращения 03.01.2025)
8. Диканова И. На экологической тропе / И. Диканова // Дошкольное вос-питание. — 2013. — № 3. — c. 62–64.
9. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с.
10. Мисякова Л. В. Экологическое воспитание дошкольника // Иннова-ционные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8755/ (дата обращения: 03.01.2025).
11. Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирова-ния экологической культуры / Н.В. Морозова // Фундаментальные ис-следования. – 2012. – № 3. – С.300-304.
12. Насонова С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 175-177.
13. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. - М. : Издательство Юрайт, 2024. — 121 с.