Фрагмент для ознакомления
2
Феофан Прокопович (1681–1736) стал одним из главных идеологов петровской эпохи, преданным сторонником Петра I и его преобразований. Этот выдающийся богослов, церковный деятель, оратор и публицист, считающийся основателем русского классицизма, в своем творчестве наиболее полно отразил дух и идеи своего времени. Всю свою жизнь и деятельность он посвятил борьбе за реализацию реформ Петра, за что получил прозвище «просветитель в рясе».
Настоящее имя Феофана – Елеазар, а имя Прокопович он взял в честь своего покойного дяди, ученого монаха. Родившись в семье небогатого украинского купца, он рано остался сиротой. Образование получил в Киево-Могилянской духовной коллегии (позже – академии), а затем продолжил обучение в Польше, где принял католический постриг и имя Самуил Церейский. После этого он три года провел в Италии, обучаясь в римском колледже иезуитов. Работая в Ватиканской библиотеке, одной из лучших в мире, он защитил диссертацию и стал доктором богословия в 1701 году. Тайно покинув Рим, он путешествовал по Германии, где посещал лекции в Галле, знакомясь с идеями рационализма и раннего Просвещения. Вернувшись на Украину, он вновь крестился, приняв имя Феофан Прокопович, и с 1705 года начал преподавать в Киево-Могилянской академии. В своих лекциях по математике, физике, астрономии, логике, поэтике и риторике он выступал против аскетизма, суеверий, религиозных чудес, а также напыщенности в искусстве.
В 1709 году в Киеве Феофан Прокопович произнес речь-панегирик в честь Полтавской победы Петра I, что привлекло внимание царя. Спустя семь лет он был вызван в столицу, где получил сан архиепископа и стал вице-президентом Святейшего Синода.
Личность Прокоповича была крайне противоречивой: он сочетал в себе черты жестокого политика, злого гения русской церкви и блестящего полемиста. Он олицетворял не только тип «монаха-рационалиста», характерный для петровской эпохи, но и вечный тип таланта, служащего власти. Феофан был одним из самых образованных и умных людей своего времени, но при этом отличался отсутствием совести и принципиальности, готовый ради карьеры пойти на любые безнравственные поступки. Вряд ли в России до или после него был иерарх, который так яростно боролся с католицизмом и ненавидел иезуитов, несмотря на то, что сам когда-то был принят Римской церковью как ее сын.
Феофан Прокопович, наряду с Федором Журовским, стал одним из первых в русской литературе, кто создал образ Петра I: основателя Петербурга, героя Полтавской битвы и неутомимого труженика. В своих проповедях он активно поддерживал петровские реформы. Эти проповеди отличались светским характером, пронизаны гражданственностью и патриотизмом. Основной их идеей было противопоставление России до Петра и после него. Прокопович утверждал концепцию, согласно которой государь является верховным судьей как в мирских, так и в духовных делах. Идея превосходства светской власти над церковной, которую Г. Флоровский назвал «Программой Русской Реформации», нашла свое отражение в «Духовном регламенте» (1719). Мысль о неограниченной власти монарха была развита в «Слове о власти и чести царской» (1718) и в «Правде воли Монаршей» (1722). Последнее произведение считается наиболее значимым в эпоху Петра I, посвященным вопросам государственного устройства и права. В нем оправдывался суд над царевичем Алексеем и утверждалось право государя самостоятельно назначать наследника .
В своих проповедях Прокопович не только затрагивал важные вопросы духовной и светской жизни, но и восхвалял военные достижения России, такие как победа в Полтавской битве («Слово похвальное о баталии Полтавской», 1717) и развитие флота («Слово похвальное о флоте российском», 1720). Сатирический тон его проповедей был направлен против противников петровских преобразований, а также против «папизма» в среде русского духовенства.
В ораторских произведениях Феофана Прокоповича были заложены основы одической поэтики, которые впоследствии развили Ломоносов, Сумароков, Херасков и Державин. Особое место занимает его «Слово на погребение Петра Великого» (1725), где подведены итоги правления Петра I. В этом произведении искренняя скорбь сочетается с гордостью за страну и призывом продолжать начатые Петром дела. Стиль Прокоповича отличается эклектичностью: в нем присутствует обилие иностранных слов, украинизмов, церковнославянизмов и просторечных выражений, а также заметно влияние латинского синтаксиса.
Прокопович стал одним из основателей нового для русской литературы жанра «разговоров», который берет свое начало в античных диалогах. В его произведениях этого жанра поднимаются злободневные вопросы политики, теологии и морали, при этом автор стремится оживить серьезный спор, используя просторечную лексику, грубоватый юмор и комические приемы. Это явно свидетельствует о влиянии русской демократической сатиры и театральных интермедий.
К примеру, в произведении «Разговор гражданина с селянином да певцом или дьячком церковным» раскрывается тема противостояния сторонников просвещения и их противников, выступающих против знаний и образования, что подчеркивает актуальность борьбы с невежеством.
Феофан Прокопович, один из наиболее образованных людей своей эпохи, первым осознал и глубоко проанализировал необходимость фундаментальных преобразований для Русского государства в сфере политики, идеологии и искусства, активно поддерживая борьбу за реализацию реформ Петра I. Его отличала невероятная широта интересов: он увлекался историей, филологией, теологией, философией и даже математикой.
В русскую литературу Прокопович вошел как создатель лирических произведений и автор трагедо-комедии «Владимир», где на основе летописного материала он попытался изобразить противостояние просвещенного правителя и невежественного духовенства. Для литературной истории наибольшую ценность представляет творчество Прокоповича как драматурга и поэта. В 1705 году он создал «трагедокомедию» под названием «Владимир». Произведение повествует о введении христианства на Руси (сюжет заимствован из «Повести временных лет») и о борьбе князя с противниками новой веры – языческими жрецами, а также с его внутренними противоречиями, связанными с неискорененными страстями и соблазнами языческого прошлого. Название жанра «трагедокомедия» объясняется тем, что пьеса сочетает в себе восхваление Владимира как реформатора, благодаря которому Русь обрела просвещение (крещение), и сатирическое высмеивание упрямых и корыстных защитников отсталой старины (Курояд, Пиар, Жеривол). Серьезные сцены переплетаются с комическими и сатирическими элементами. Пьеса отличается публицистичностью и назидательностью – в ней пропагандируются реформаторские идеи Петра I и его борьба с приверженцами устаревших традиций .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Веселитский В.В. Антиох Кантемир и развитие русского литературного языка. – М., 1974.
2. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века: Учебник. М., 2003.
3. Западов В.А. Проблема барокко в русской литературе XVIII века // Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII века. СПб., 1995
4. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. Л., 1956.
5. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.
6. Лихачев Д.С. Великие стили и стиль барокко // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 тт. Л., 1987 Т. 1 С. 209–222.
7. Николаев Н.И. У истоков новых русских литературных представлений о «счастье» и «удаче», «службе» и «служении» («Фортуна» Н.А. Львова) // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. N° 4. С. 89.
8. Орлов П.А. История русской литературы 18 века.// http://www.infoliolib.info/philol/orlov/orl3_1.html
9. ПумпянскийЛ.В. Кантемир // История русской литературы: в 10 т. М.; Л., 1941-1956. Т. III: Литература XVIII века: Ч. 1. 1941.
10. Развитие барокко и зарождение классицизма в России: XVII–начало XVIII в. М., 1989.
11. Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. М., 2005. С. 42–157.
12. Сементковский Р.И. Антиох Кантемир. Его жизнь и литературная деятельность // Кантемир. Белинский. Добролюбов. Писарев. Гончаров. Биографические повествования. Челябинск, 1997.
13. Смирнов В.Г. Феофан Прокопович. М., 1994.
14. Травников С.Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. М., 1989.
15. Травников С.Н., Ольшевская Л.А. История русской литературы XVIII века: Практикум. М., 2004.
16. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 2003.
17. Яницкая С.С. История русской литературы (ХVIII век) : учеб.-метод. пособие / С. С. Яницкая. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/182479?ysclid=m5nz2c0wb1105754623