Фрагмент для ознакомления
2
Социальная ситуация развития ребенка – это специфическая для каждого возраста система отношений ребенка с окружающим миром. Социальная ситуация развития первоклассника предполагает изменение эмоционального состояния, повышение психической напряженности, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении. С началом обучения в школе главное место занимает система «ученик-учитель», которая начинает определять отношение ребенка к родителям, сверстникам, педагогам. Происходит выработка типа отношения ребенка к школе, учебным предметам и к обучению в целом.
Данное понятие впервые было введено Л. С. Выготским. Представления Л.С. Выготского о динамическом характере социальной ситуации развития, изменяющей свое содержание на каждом этапе возрастного развития и являющейся источником формирования соответствующих психических новообразований, явились для нас основанием для изучения динамического характера профессионального самоопределения, изменяющего свое содержание на разных возрастных этапах под влиянием определенной социальной ситуации развития [4].
Основными критериями эффективности социального компонента образовательной среды учащихся разного возраста выступают (Н.П. Аникеева, Л.И. Божович, Ю.Н. Емельянов, А.В. Запорожец, Е.С. Кузьмин, М.И. Лисина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями; преобладающее позитивное настроение; авторитетность руководителей; степень участия в формировании образовательного процесса; сплоченность и сознательность; продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса [4], [23].
Субъективной стороной социальной ситуации младшего школьника является его внутренняя позиция, которая, по мнению Л.И. Божовича, определяется системой потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой [11, c. 63]. Внутренняя позиция школьника, как стремление ребенка остаться в новой социальной позиции, считается центральной позицией, характеризующей личность ребенка, определяющей его поведение, деятельность и всю систему его отношения к действительности. себя и о себе. люди вокруг.
Формирование внутренней позиции является одним из важнейших условий успешного вхождения ребенка в школьную и образовательную реальность. Внутренняя позиция является центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяет динамику умений учебной деятельности ребенка и новый образ школьной жизни [7, c. 54].
Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выделить показатели сформированности социальной ситуации развития младшего школьников в школьном обучении.
Эмоциональный компонент - характеризует отношения, прежде всего, по шкале «нравится – не нравится». Это связано с оценочными суждениями, предпочтениями и чувствами младшего школьника. Этот компонент, в частности, характеризует степень сопротивляемости обучающегося влиянию различных негативных стереотипов о школьных правилах.
Познавательный компонент характеризуется изменением мотивации и направленности познавательной деятельности младших школьников. Эти изменения отражаются в готовности (низкая) и желании (высокая) искать и обрабатывать информацию в процессе обучения. При низком уровне когнитивного компонента учащийся игнорирует информацию, связанную с учебным процессом. На среднем уровне он готов только перерабатывать информацию, его активность не выходит за рамки, заданные ситуацией, хотя он воспринимает эту информацию пассивно, в этом выражается его отношение. На более высоком уровне учащийся пытается искать информацию и сознательно организует свою познавательную деятельность.
Практическая составляющая показателя характеризуется готовностью и стремлением к практической работе, связанной с обучением. Если в практической деятельности учащийся мало соприкасается с определенной школой или формально связан с ней, но психологически не включен в школьную жизнь, можно говорить о низком уровне практической составляющей [13, c. 576].
Таким образом, социальная ситуация в психологии понимается как уникально воспринимаемая личностью среда, с которой в данный момент его жизни разворачивается взаимодействие. Она уникальна в каждом возрасте и является «сущностной» характеристикой возраста, отражая все новообразования всех сфер психики ребенка и его личности в целом.
1.2. Специфика социальной ситуации развития у детей младшего школьного возраста
Многочисленные исследования определили возрастные рамки каждого периода жизни человека. Дошкольный возраст ограничивается семью годами жизни ребенка. После начинается этап школьного возраста.
Возрастными особенностями младшего школьного возраста принято считать возраст в 6-10 лет. Такие рамки определяются моментом зачисления ребенка в школу [2, c. 42].
Младший школьный возраст – переломный момент, когда ребенок уже не ощущает себя маленьким, но еще не способен к самостоятельному решению многих проблем.
Поступление ребенка в школу отражается на качестве общественных связей ребенка. Из узкого круга семьи ребенок переходит в школьный круг, где проводит много времени.
Поступление в школу знаменуется прохождением ребенком этапа адаптации. От того, насколько успешно пройдет адаптация в первом классе, зависит дальнейшее обучение ребенка (Ананьев Б. Г., Битянова М. Р., Божович Л. И., Венгер А. Л., Гуткина Н. И., Дубровина И. В., Люблинкая А. А., Мухина В. С. и др.) [6, c. 67].
В исследованиях ученые выделяют четыре этапа адаптации индивида в новой социальной среде [5, с. 22]:
1. Начальная стадия, когда человек действует согласно имеющемуся социальному опыту.
2. Стадия толерантности к особенностям и привычкам друг друга.
3. Приспособление через принятие основных элементов системы ценностей новой среды.
4. Ассимиляция, то есть полная конвергенция индивидуальных, групповых и средовых систем ценностей.
В этом случае ключевым является отражение связи «ребенок-взрослый- задача», т.е. ребенок должен осознавать статус взрослого, в частности, учителя, понимать и принимать его указания. Знакомство в первым учителем оказывает влияние на все последующее обучение ребенка в школе. Именно чуткость, внимательность и любовь необходимы первому учителя для привития у ребенка мотивации к обучению [15, c. 24].
К началу младшего школьного возраста ребенок уже сформирован как личность. Это значит, что у него есть свои цели, мотивы и желания. Младший школьник уже имеет представления о себе, способен анализировать свои поступки и поступки других. Осознание себя как личности позволяет ребенку ориентироваться в межличностных отношениях. Все это позволяет каждому ученику определить свое место в классном коллективе [12, c. 423].
На смену игровой деятельности, присущей для дошкольников, ребенок младшего школьного возраста уже ориентирован на учебную деятельность. Такая переориентация деятельности позволяет эффективно воздействовать на психическое развитие ребенка. В процессе обучения ребенок становится более сконцентрированным, у него совершенствуются процессы саморегуляции, он учится доделывать работу до конца. В этом возрасте особое внимание отводится рефлексии собственной деятельности [10, c. 18].
К младшему школьному возрасту у большинства детей уже сформированы навыки коммуникации. Это означает, что у ребенка имеются навыки культуры общения, культуры поведения. Они способны контролировать свое поведение в обществе, умеют выстраивать цепочку взаимосвязанных высказываний как с детьми, так и со сверстниками.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в этом возрасте у детей развиваются навыки самосознания. Ребенок уже способен заблаговременно определить, как на его поступок отреагируют окружающие, поэтому стараются не расстраивать родителей и учителя. В том случае, если ребенок целенаправленно причиняет боль и вредит, можно говорить о наличии у ребенка определенных трудностей.
Существенное отражение перевеса в сторону учебной деятельности в младшем школьном возрасте является переориентация мотивации деятельности ребенка с «Я хочу» на «Я должен». Присутствие данного явления в младшем школьном возрасте можно считать как следствие сформированной учебной мотивации [9, c. 96].
Можно отметить, что первоначально обучение ребенка в школе многим детям приносит удовольствие. Новые друзья, новые увлечения вызывают интерес у детей. Все это сказывается и на методах обучения – в начальной школе превалируют методы игрового взаимодействия. Однако с течением времени каждый ребенок осознает свои возможности и начинается спад учебной мотивации. В этот момент у ребенка превалирует социальное общение – он приходит в школу, чтобы общаться, а не получать знания. Подобные изменения проходят через весь этап школьного обучения. В связи с этим педагогам необходимо применять методы повышения учебной мотивации младших школьников [10, c. 19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 01.01.2025).
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. И доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2019.— 811 с.
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М.: Ось-89. - 2020. - 196с.
4. Баранец, Н.А. Формирование социальной успешности младшего школьника как проблема социальной педагогики / Н.А, Баранец // Вестник ТГУ. 2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-uspeshnosti-mladshego-shkolnika-kak-problema-sotsialnoy-pedagogiki (дата обращения: 02.01.2025).
5. Бородина, Г.В. Еще раз о готовности к школе / Г.В. Бородина // Начальная школа: плюс до и после. – 2020. – №10. – С. 19–25.
6. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2019. – №8. – С. 66–74.
7. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Центр педагогического образования, 2020. - 128с.
8. Грудненко, Е. Психологическая готовность ребенка к школе / Е. Грудненко. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 176 с.
9. Дамаданова, Х.Д. Социальная адаптация первоклассников / Х.Д. Дамаданова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - №3. - 2021. – 185 с.
10. Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе / Л.А, Дмитриевская // Начальная школа. – 2020. – №12. – С. 17–20.
11. Дьяков, В.В. Социально-психологическая адаптация личности в контексте социальной фрустрированности и персональной идентификации / В.В. Дьяков, В.В, Константинов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - №11(19). - 2012.
12. Завражнов, В.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе / В. В. Завражнов, М. В. Чагина // Молодой ученый. - 2020. - №49. - С. 422-424.
13. Каргаполова, Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» / Ю.В. Каргаполова // Молодой ученый. 2019. - №21. С. 575-577.
14. Кочеренко, О.А. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе / О.А. Кочеренко // Молодой ученый. – 2021. – №4. – С. 370–372.
15. Нежнов, П. Модель «культурного развития». От идей Л. С. Выготского к образовательной практике / П. Нежнов. – М.: Авторский клуб, 2015. – 64 с.
16. Новикова, С. В. Психологическая подготовка – ведущий фактор готовности детей к школе / С.В. Новикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 6. С. 125-130.
17. Панфилова Т.А., Зиновьева С.В. Методические рекомендации по формированию коллектива первоклассников в первые дни пребывания детей в школе / Т.А. Панфилова, С.В. Зиновьев // Молодой ученый. - 2020. - № 49. - С. 288–290.
18. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. - 416 с.
19. Сорокоумова, Е. А. Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению / Е. А. Сорокоумова, М. Г. Курносова // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 1. – С. 238-257.
20. Соснова, И.В. Социальные условия развития разновозрастных учащихся в школьной среде и специфика их отношений к школе / И.В. Соснова // Социальная психология и общество. - 2021. - Том 5. - № 3. - С. 51–68.
21. Фельдштейн, Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 4. - С. 3–12.
22. Шарипова, Н. Р. Психологическая готовность детей к школе / Н. Р. Шарипова // Традиции и новации в профессиональной подготовке и 60 деятельности педагога : материалы Международной научно-практической конференции. – Тверь. – 2020. – С. 118-121.
23. Эклер, Е.В. Влияние социализации дошкольников на формирование готовности ребенка к школе / Е. В. Эклер // Психология, педагогика, образование : Актуальные и приоритетные направления исследований : материалы международной научно-практической конференции. – Саратов, 2019. – С. 172-174.