Фрагмент для ознакомления
2
Журналистский текст (или медиатекст) может рассматриваться как один из типов знания, вырабатываемый специальной отраслью информационного производства.
Под «медиатекстами» — в самом широком толковании этого понятия — следует понимать не только газетные и журнальные тексты (т. е. произведения представителей так называемой «пишущей прессы»), но и различные звучащие материалы: радио- и телерепортажи, интервью, различные программы, ток-шоу, фильмы и т. д. — то, что иногда называют «электронной прессой». Понятие «электронная пресса» в последние годы расширилось (или приобрело дополнительный смысл) и включило в себя Интернет, где представлены если не все, то многие ведущие мировые информационные агентства. Одной из важных особенностей медиатекстов практически всех жанров является сочетание в них элементов сообщения и воздействия. Хотя основной функцией массовой коммуникации принято считать передачу информации, эта передача довольно редко бывает полностью нейтральной, то есть абсолютно свободной от элементов воздействия на аудиторию. В большинстве случаев передача информации сопровождается прямым или завуалированным выражением оценки, языковыми средствами и речевыми приемами, побуждающими аудиторию к определенной реакции на передаваемую информацию, средствами привлечения внимания к информации или к точке зрения, выраженной в сообщении.
Медиатексты могут формировать культуру путем распространения информации, идей и ценностей через различные медийные платформы. Они могут влиять на общественное мнение, формировать представления о том, что является важным, актуальным и ценным для общества. Медиатексты могут создавать образы и стереотипы, а также повлиять на восприятие и понимание культурных явлений и являющихся частями культуры. Все это в совокупности способствует формированию и изменению культурных ценностей и норм поведения.
Однако, если сравнивать современные печатные издания с изданиями ХХ века, то очевидно, что издания на сегодня все меньше публикуют материалы, помогающие в формировании культурных ценностей читателей .
Информационные материалы, которые рассказывают о новостях в сфере культуры и искусства, а также, интервью с деятелями искусств - наиболее популярный формат. Однако серьезная аналитика, либо, отрывки самих произведений попадают в публикации крайне редко. Следовательно, работа, цель которой – исследование культуроформирующей функции медиатекста, является актуальной.
Объектом данного исследования является культуроформирующая функция, а предметом – медиатекст печатных изданий.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение понятия «медиатекст»;
- охарактеризовать массмедийный дискурс и его функции;
- провести анализ культурологии в журналистике;
- привести рекомендации применительно к культуроформирующей функции медиатекста.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в дальнейшем анализе текста в журналистике в целом и СМИ в частности.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Понятия медиатекст и медиакультура
Анализ научной литературы позволяет прийти к выводу, что исследователи журналистики предлагают различные варианты перечня функций СМИ и их характеристик. Обобщив подходы разных ученых, можно предложить следующий набор функций СМИ: информационная, пропагандистская, интеграционная, социально-педагогическая, организаторская, рекреативная, рекламно-справочная, образовательная и культуроформирующая .
При этом культура является важным фактором социального развития, участвует в установлении норм социального поведения, обеспечивает социализацию личности на базе формирования мировоззрения, основанного на знакомстве с опытом культурного и духовного развития человечества .
Культуроформирующая функция СМИ способствует приобщению массовой аудитории к культурным ценностям, нравственному и эстетическому развитию личности. Данная функция реализуется за счет представления аудитории информации о фактах и событиях культуры. Включение данной информации в картину мира потребителя информации оказывает влияние на социальное и межкультурное взаимодействие с представителями других социальных групп.
Проанализируем понятие медиакультуры. Медиакультура как особая сфера речевого бытия представляет большой интерес для исследователей. Она также тесно связана с продвижением новых технологий и строгим определением границ, и современной информационной политикой в коммуникативном пространстве. При использовании медиатекстов (прессы, радио, телевидения, Интернета и т. д.) определенные речевые единицы существенно встраиваются в программы и фактуру современной медиаречи, которые прямо или косвенно влияют на медиакультуру в целом. Медиакультура в ее совокупности информационно-коммуникационных инструментов, материальных и духовных ценностей продуцируется культурно-историческим развитием, формами общественного сознания и социализации личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, О. Н. Теория и практика массовой информации: учебное пособие / О. Н. Аксенова, С. В. Меликян, Е. В. Швец. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 103 c.
2. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. - [Б. м.]: [б. и.], 2020. - 178 с.
3. Кознова Н. Н. Средства речевой выразительности в современном медиатексте: типология, функции, смысловая насыщенность. В сборнике: Современные СМИ в контексте информационных технологий. сборник научных трудов 9-й Всероссийской научно-практической конференции - 2023. Санкт-Петербург, 2024. С. 130–136.
4. Распопова, С. С. Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров / С. С. Распопова. — Москва: Аспект Пресс, 2019. — 271 c.
5. Шульга М.С. Типологические характеристики издания "Культура" (1929-2023) / М.С. Шульга. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2023. - № 3. - C. 172–175.
6. Koreman R. Constructing Authority in the Digital Age: Comparing Book Reviews of Professional and Amateur Critics / R. Koreman, M. Verboord, S. Janssen // European Journal of Cultural Studies. - 2023.
Интернет-ресурсы
7. Гатов В. Будущее журналистики -URL: http://ne wmedia2016.digital-books.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki (дата обращения: 01.01.2025) — Текст: электронный.
8. Герберт Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека. // Гуманитарный портал.URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3528/3550 (дата обращения: 01.01.2025) — Текст: электронный.
9. Гук А. А. Теория отечественной медиакультуры в контексте самоопределения культурологии как системной дисциплины – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27310178_86055276.pdf (дата обращения: 01.01.2025) — Текст: электронный.
10. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в журналистике – URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2 (дата обращения: 01.01.2025) — Текст: электронный.
11. Коммерсант. 7 тенденций современных СМИ. – URL: https://www.kommersant.ru/documents/7tendenciSMI.pdf (дата обращения: 01.01.2025) — Текст: электронный.
12. Лотман Ю. М. Текст и функция // Избр. статьи в 3-х т. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm (дата обращения: 01.01.2025) — Текст: электронный.
13. Мамутова Н. А. Реализация культуроформирующей функции журналистики -URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50089316_71091897.pdf (дата обращения: 01.01.2025) — Текст: электронный.
14. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet – URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2 (дата обращения: 01.01.2025) — Текст: электронный.
15. Shaping the future of newspapers» - URL: https://blog.wan-ifra.org/tags/shaping-the-future-of-the-newspaper (дата обращения: 01.01.2025) — Текст: электронный.