Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Структурный кризис или трансформация социально-экономических и общественно-политических отношений, охвативший современное общество, привел к разрыву социальных связей и групповых взаимодействий. Ситуация, в которой оказалась современная молодежь, неоднозначна: с одной стороны, политические и социальные условия современной действительности существенно расширили жизненные шансы молодых людей, с другой стороны, взросление происходит в ситуации нестабильности общества в целом и затяжного кризиса привычных норм и ценностей, что приводит к дезадаптации ребенка в семье, школе, коллективе и обществе. При неблагоприятных условиях у детей могут формироваться формы поведения, которые считаются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, правонарушения и преступность, проституция, самоубийства. Все эти патологии наносят существенный вред личности подростка и называются девиантным поведением.
Девиантное поведение — это действия, которые не соответствуют официально установленным или фактически установленным морально-правовым нормам в конкретном обществе (социальной группе) и приводят правонарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Именно проблема девиантного поведения является проблемой для общества в целом, и ее решение способствует успешному духовно-нравственному развитию общества и государства. У молодежи с девиантным поведением существенно деформированы духовные, познавательные и эстетические потребности.
В современной социально-педагогической литературе проблемой девиантного поведения занимались следующие ученые: А.В. Петровский, М.И. Буянов, В.Г. Степанов, В.Г. Васильевский, С.А. Суханов, И.С. Кон, И.А. Невский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, И.В. Венцель, С.А. Беличева, С.Т. Шацкий, Е.В. Федосенко и др.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: специфика работы социального педагога с подростками с девиантным поведением.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «девиация».
2. Изучить особенности подросткового возраста.
3. Выявить наиболее эффективные методы работы социального педагога с подростками с «девиантным поведением».
4. Изучить факторы, формирующие девиантное поведение.
5. Решить кейс-задачу.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования);
- практические методы (беседы со специалистами, наблюдение, изучение рабочей документации).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Сущность понятия «девиантное поведение» в науке
Современное развитие процессов взаимодействия человека и общества в динамике происходящих политических и экономических изменений, смены общественно значимых ценностей актуализирует для социологии управления область отношений человека и общества, которая включает в себя проблему неординарного, нестандартного поведения, под которым понимают действия или их сочетание, не соответствующие правовым, моральным и социальным нормам, принятым в обществе.
Данная проблема становится актуальной именно в условиях широкого распространения девиантности в мире в целом и в России в частности, поскольку есть все основания полагать, что девиантное поведение в последние годы приобрело массовый характер. Изучение поведенческих отклонений имеет свою историю. В Ветхом Завете говорится, что, несмотря на запрет Божий, люди вкусили плод с древа познания. С богословской точки зрения нарушение заповедей означает совершение греховного поступка. Таким образом (по библейскому сюжету) впервые были нарушены установленные нормы, за чем последовало наказание – изгнание из Эдема и осуждение человечества на страдания. С богословской точки зрения отклонение от норм всегда грозит наказанием (убийство Авеля Каином, разврат в городах Содоме и Гоморре и т. д.).
Зарубежные исследователи Э. Дюркгейм, Л. Клагес, Р. Мертон, Н. Смелзер, Т. Шибутани, Дж. Шюсслер и др. определяют девиацию как соответствие или несоответствие ожиданиям социальных норм. Следовательно, девиантное поведение – это то, что не соответствует социальным ожиданиям конкретного общества.
В русской литературе девиантное поведение понимается следующим образом:
1) поступок, действия лица, не соответствующие официально установленным или фактически установленным нормам конкретного общества, "будь то нормы психического здоровья, права, культуры или нравственности";
2) социальное явление, выражающееся в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически установленным нормам конкретного общества.
Отклонение может быть как положительным, так и отрицательным. В. Д. Менделевич считает, что девиация — это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы.
Вопрос о поведении человека, его мотивах, целях и направлении неразрывно связан с вопросом о природе человека.
С одной стороны, человек подчиняется биологическим законам, с другой стороны, у человека есть мышление и речь, сложная структура психической и эмоциональной деятельности, называемая сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, предлагать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их систем ценностей. Все это формирует определенный тип поведения, включающий в себя биологические инстинкты, управляемые личностью в процессе понимания законов и норм человеческого сообщества. Существующие поведенческие теории по-разному объясняют причины, механизмы и цели поведения человека.
Западная духовная наука разделяет и противопоставляет биологическое и социальное происхождение человека, абсолютизирует роль биологического. Эту точку зрения представлял американский психолог Б. Скиннер, который считал ее основой всего социального поведения.
На Западе разработаны различные теории о природе девиантного поведения. Сторонники биологической теории девиаций - психиатры и криминологи К. Ломброзо и К. Лоренц - считали отклонения в поведении человека связанными с биологической природой личности и определенным физиологическим строением его тела.
А. Гелен и К. Лоренц доказали неправомерность отождествления поведения человека и животного, биологического и человеческого, природного и духовного.
Стоит отметить, что духовное развитие человека, хотя и зависит от генетической информации, в целом происходит под несомненным влиянием социальной среды.
Немецкий философ и историк Э. Кассирер считал, что животные руководствуются знаками, а люди — символами.
Не отрицая глубины и важности вышеизложенных особенностей, следует подчеркнуть, что границей между животным и человеком является рефлексия (способность сознания обращаться к «самости») — эту точку зрения особенно поддерживает Тейяр де Шарден. и представляли С.Л. Рубинштейн.
В психологических и психиатрических концепциях упор делается на личностные особенности человека. З. Фрейд — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии. Он выдвинул теорию, согласно которой невротические расстройства человека обусловлены сложной взаимосвязью бессознательных и сознательных процессов.
Истоки социологии девиантного поведения заложил французский учёный Э. Дюркгейм. Он ввел понятие «социальной аномии» и определил ее как «состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились».
Проблема социальной аномии обсуждалась в книге «О разделении общественного труда». По Дюркгейму, у человека нет «естественных» ограничений своих потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. час они определяются обществом через социальные нормы. Аномия возникает, когда общество неспособно установить рамки социальных норм. Э. Дюркгейм рассматривал аномию как разлагающее влияние на общество.
Если рассматривать аномию как социально-психологическую ситуацию, то в ней одна (или несколько) личностей не могут интегрироваться в устойчивые базовые институты общества, что приводит к неприятию основных норм господствующей культуры и к социальным отклонениям, девиациям.
Термин «девиантное поведение», несмотря на широкое распространение в научной литературе, не имеет однозначного толкования и поэтому имеет междисциплинарный статус и используется различными отраслями знания: философией, психологией, психиатрией, педагогикой, криминологией, правом, социологией. , каждая из которых имеет свои собственные методологические подходы к ее исследованию.
Под девиантным поведением понимается поведение, не соответствующее нормам, не соответствующее ожиданиям группы или общества в целом.
Отклонения в сознании и поведении людей обычно развиваются постепенно. Кроме того, в социологии существует понятие «первичное отклонение», когда определенные отклонения не замечаются другими и человек, игнорирующий определенные правила, не считает себя нарушителем. Подобные отклонения граничат с мелкими правонарушениями или аморальными поступками и могут до поры до времени оставаться незамеченными (прощаться, игнорироваться), как, например, распитие спиртных напитков со случайными людьми, влекущее за собой нарушение общественной морали. Однако существует второй уровень девиантного поведения (вторичная девиация), когда человек открыто признается окружающей социальной группой или официальными организациями нарушителем моральных и правовых норм, что всегда связано с определенной реакцией на его действия. Рассматривая девиантное поведение, важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения моральных требований, то девиантное поведение во втором случае является отражением деятельности определенной социальной группы — преступной группировки или фанатичной секты, создающей своеобразную «культуру» (субкультуру). ) и открыто нарушает принятые нормы боев.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вейланде Л. В. Подготовка студентов университета к работе с подростками девиантного поведения : автореф. дис. на соискание наук. степени канд. пед. наук: спец . 13.00.04 "теория и методика профессионального образования" / Л. В. Вейланде. - Одесса, 2005. - 23 С.
2. Ковалев А. Г. Психологические основы исправления правонарушителя / А. Г. Ковалев. - М : Просвещение, 1970. - 391 с.
3. Веккер Л. М. Психика и реальность : единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. - М. : Новая шк., 1998. - 15 c.
4. Хьель Д. основные положения, исследования и применение теории личности / Д. Хьель, Д. Зиглер. - СПб. - М. Х. - Минск, 1997. - 522 c.
5. Климов ЕЛ. Как выбрать профессию. -- 20-е изд., дополненное и переработанное.- М.: Просвещение, 2006.-260с.
6. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 2005. - 207 с.
7. Кудрявцев В. Н. О противоправности преступлений // Правоведение. 2006, № 1.С.57-61.
8. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М.: РИТМ, 2006.-326с.
9. Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога. - 2007. - № 10-11. - С. 68-72.
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 2003.-358с.
11. Малышева С.В. "Образ Я" и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. канд. психол. наук. - М.: ПАРУС, 2003. - 265с.
12. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии.: 2006. № 1.С.85-88.
13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.:Наука, 2007.-296с.
14. Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости: Сб. инструктивно-методических материалов.- М.: РУЦ ФСЗ, 2004.-258с.
15. Практикум по возрастной психологии/ под ред.Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Питер, 2000. -279с.
16. Прохоров В. С. Преступление и ответственность. Л., 2000.-346 Романов К. М. Практикум по общей психологии. - М.Знание, 2004.-379с.
17. Социальная психология / Под ред. A.M.Столяренко. М.:Наука, 2001.-254с.
18. Теория и методика социальной работы /Под рук. И.Г. Зайнышева. Ч. 1-- М.: Союз, 2004.- 276с.
19. Технологии профессионального консультирования: Сб.-- М.: РУЦ ФСЗ, 2005.-269с.
20. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.-- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004.-269с.