Фрагмент для ознакомления
2
Федеральный уровень регулирования самозанятости в России тесно связан с введением специального налогового режима, который был установлен Федеральным законом № 422-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2019 года. Этот закон, вводя налог на профессиональный доход (НПД), фактически легализует деятельность самозанятых граждан и создает для них упрощенные условия ведения бизнеса [1].
Одним из существенных положений настоящего законодательного акта является возможность самозанятых использовать свои существующие банковские счета для получения дохода, без необходимости открытия отдельных счетов, что упрощает процесс ведения бизнеса и снижает финансовую нагрузку на самозанятых [2]. Кроме того, для этой категории граждан предусмотрены налоговые вычеты в размере до 10 000 рублей в месяц, что также способствует повышению финансовой доступности ведения индивидуальной предпринимательской деятельности [4].
Контроль за соблюдением норм нового налогового режима осуществляется в рамках законодательства, касающегося малого и среднего бизнеса (закон № 209-ФЗ), а также регулирующего систему государственных закупок (закон № 223-ФЗ) [3]. Это обеспечивает синергию между различными уровнями законодательства и помогает избежать правовых пробелов, что особенно важно для обеспечения защиты прав самозанятых.
Существует множество рисков, касающихся самозанятых граждан в России, которые требуют внимательного анализа и управления. Прежде всего, важно понимать нюансы правового статуса самозанятых, поскольку размывание границ между работой по найму и самозанятостью может привести к неопределенности. Это затрудняет налоговое администрирование и правоприменение для данных граждан, создавая почву для возможных споров и недоразумений [6]. Нередко самозанятые оказались в ситуации, когда их права и обязанности не в полной мере определены законодательством, что в конечном итоге снижает доверие к системе и мешает развитию самозанятости в стране.
Одним из самых весомых рисков является финансовая нестабильность. Отсутствие социальной защиты и стабильного дохода делает самозанятых уязвимыми перед лицом экономических кризисов и непредвиденных обстоятельств, таких как пандемия COVID-19. Многие самозанятые могли столкнуться с резким падением доходов, что поставило их в трудное финансовое положение и усугубило риск несостоятельности [7]. Экономическая динамика и непредсказуемость рынка труда могут напрямую сказываться на доходах, что осложняет финансовое планирование для самозанятых лиц [8].
Конкуренция с традиционными работодателями также поднимает дополнительные риски, которые могут негативно сказаться как на самозанятых, так и на находящихся в найме работниках. Увеличение числа самозанятых может одновременного приводить к изменению рыночной структуры и создавать угрозы для предприятий, которые не готовы к изменяющимся условиям. В свою очередь, это может привести к давлению со стороны более конкурентоспособных цен и услуг, создавая волну нестабильности на рынке [9].
Налоговые риски представляют собой отдельный блок проблем, связанный с недостатком прозрачности в вопросах доходов и неясностью налогового законодательства. Это может привести к налоговым спорам, а самозанятые могут оказаться в ситуации, когда не каждый их платеж будет правильно учтен, что в последствии приведет к штрафам или дополнительным проверкам со стороны налоговых органов [10]. Такие аспекты требуют не только внимательности со стороны самозанятых, но и дополнительных мер со стороны государственных органов для повышения уровня прозрачности и поддержки правосознания среди данной категории граждан.
Кроме того, необходимо учитывать и положительные аспекты самозанятости, такие как возможность получать легализованный доход и пользование упрощенной системой налогообложения. Однако для эффективного управления рисками самозанятые лица должны приоритизировать выявление как положительных, так и отрицательных факторов, влияющих на их деятельность. Правильное понимание существующих рисков и выработка стратегий по их минимизации могут способствовать не только устойчивости их бизнес-моделей, но и общему развитию самозанятости в стране.
С начала эксперимента по внедрению НПД, который стартовал в Москве и отдельных регионах, таких как Республика Татарстан, были выявлены положительные результаты, свидетельствующие о росте числа индивидуальных предпринимателей, работающих в этом режиме. Применение НПД также способствует перераспределению экономической активности, что позволяет более эффективно использовать ресурсы и сократить уровень теневой экономики [5].
Важным направлением для дальнейшего регулирования является необходимость закрепления правового статуса самозанятых в общем законодательстве. В этом контексте Министерство юстиции России предлагает включить определения самозанятости в нормативные акты, что будет способствовать более четкому пониманию прав и обязанностей этой категории граждан и улучшению условий для их трудовой деятельности [1].
Следует отметить, что в рамках действующего законодательства самозанятость становится неотъемлемой частью экономики, способствуя развитию как локальных, так и региональных экономических систем. Это может повысить конкурентоспособность экономики в целом за счет диверсификации источников дохода граждан и создания новых рабочих мест.
Несмотря на достижения, остаются и нерешенные проблемы, требующие внимания. Например, необходимо обеспечить доступность информации о налоговом режиме, а также разработать дополнительные меры поддержки для самозанятых, чтобы они могли более эффективно адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям [3].
Таким образом, регулирование самозанятости на федеральном уровне в России формирует благоприятные условия для самостоятельной трудовой деятельности граждан, обеспечивая их права и упрощая доступ к легальным источникам дохода. Рекомендуется продолжать работу по совершенствованию налогового законодательства и созданию новых инструментов поддержки самозанятых граждан с целью стимулирования их активности и повышения эффективности предпринимательства в стране.
Регулирование самозанятости на федеральном уровне становится все более актуальным вопросом в условиях быстро развивающегося рынка труда и увеличения числа людей, предпочитающих такой формат работы.
Понятие «самозанятый» в законодательстве Российской Федерации не закреплено. Это форма занятости, при которой гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель) получает доход от профессиональной деятельности, такой как работа или оказание услуг, реализация произведённых им товаров.
Основные характеристики самозанятости [4]:
• у самозанятого нет работодателя и наёмных работников;
• его заработок составляет до 2,4 млн рублей в год;
• для самозанятых предусмотрен специальный налоговый режим
o налог на профессиональный доход, который будет действовать до 31.12.2028 года;
o налог на профессиональный доход включает две ставки: 4% - при оказании услуг и продаже товаров физическим лицам. 6% - при оказании услуг и продаже товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В эти ставки уже включены отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования, и до конца 2028 года их размер не будет увеличен.
Чтобы зарегистрироваться в качестве самозанятого, можно воспользоваться следующими способами:
• мобильное приложение или сайт Федеральной налоговой службы России;
• через банк;
• на портале Госуслуг.
Виды деятельности, которые позволяют стать самозанятым, включают:
• сдача квартиры в аренду посуточно или на длительный срок;
• строительные работы и ремонт помещений;
• перевозка пассажиров и грузов;
• оказание косметических услуг на дому;
• продажа продукции собственного производства (выпечка, торты и т.д.);
• проведение мероприятий и праздников;
• осуществление репетиторской деятельности и т.д.
Также разрешено работать на основной работе и одновременно быть самозанятым. Зарплата не учитывается при расчёте налога, а трудовой стаж не прерывается. Пенсионное страхование осуществляется в добровольном порядке.
Самозанятость — это форма трудовой занятости, при которой граждане самостоятельно осуществляют профессиональную деятельность и получают доход без посредства работодателя. Данный формат работы привлекает гибкостью графика, возможностью самореализации и, зачастую, более высоким уровнем дохода [2].
Однако для эффективного функционирования этой модели необходим четкий и прозрачный механизм регулирования, который будет учитывать интересы как самих самозанятых, так и государства. На федеральном уровне такие механизмы уже постепенно внедряются и совершенствуются. Основной задачей государственного регулирования является создание комфортных условий для ведения деятельности, обеспечение правовой защиты самозанятых, а также фискальная прозрачность и упрощение налогового администрирования.
Одним из ключевых аспектов федерального регулирования является налоговая политика. В России создан специальный налоговый режим для самозанятых граждан — налог на профессиональный доход (НПД). Этот режим предусматривает простую и удобную систему регистрации и отчетности: самозанятые граждане могут зарегистрироваться через мобильное приложение и уплачивать налог по ставке, существенно ниже, чем для других категорий предпринимателей. Это стимулирует граждан к легализации своей деятельности и выполнению обязательств перед государством.
Помимо налоговых инициатив, на федеральном уровне разрабатываются программы поддержки и развития самозанятости. Правительство активно работает над развитием образовательных платформ и сервисов, которые помогают самозанятым развивать свои профессиональные навыки и управлять бизнесом. Кроме того, проводятся различные мероприятия, направленные на содействие социальной защиты таких работников, включая доступ к пенсионным программам и медицинскому страхованию.
Стратегическая цель федерального регулирования самозанятости состоит в том, чтобы создать такую институциональную среду, которая позволит самозанятым реализовать свой потенциал во благо личного и общественного благосостояния. Это включает не только экономические стимулы, но и социальные гарантии, которые обеспечивают устойчивость и защищенность такой формы занятости.[23]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Макарова Л. А., Невзгода Е. Л. ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-samozanyatyh-grazhdan (22.12.2024).
2. Абрамова Елена Анатольевна НАЛОГОВЫЙ СПЕЦРЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. №1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-spetsrezhim-dlya-samozanyatyh-v-rossiyskoy-federatsii-preimuschestva-i-spornye-voprosy (05.01.2025).
3. Саркисян А.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ САМОЗАНЯТОСТИ В РФ // Вестник науки. 2022. №5 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-samozanyatosti-v-rf (22.12.2024).
4. Дубенская Юлия Сергеевна Вопросы регулирования специального налогового режима " налог на профессиональный доход" // Налоги и налогообложение. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-regulirovaniya-spetsialnogo-nalogovogo-rezhima-nalog-na-professionalnyy-dohod (05.01.2025).
5. Илюшина А.С. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 422-ФЗ - ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ // Экономика и социум. 2019. №12 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnyy-zakon-422-fz-vozmozhnye-napravleniya-sovershenstvovaniya (05.01.2025).
6. Пинская Милуша Рашидовна Самозанятые граждане: налоговые риски государства и способы управления // Налоги и налогообложение. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatye-grazhdane-nalogovye-riski-gosudarstva-i-sposoby-upravleniya (05.01.2025).
7. Грабовая Ольга Николаевна, Сугробов Александр Евгеньевич Проблемы выхода «Из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика. Налоги. Право. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vyhoda-iz-teni-samozanyatyh-lits-v-rossii-riski-i-puti-ih-preodoleniya (05.01.2025).
8. Будёновских Марина Вячеславовна, Долженко Светлана Борисовна САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ // Известия Байкальского государственного университета. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatost-v-rossii-klyuchevye-tendentsii-riski-i-vozmozhnosti (05.01.2025).
9. Гаджи Алиев Раким Камалетдинове ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ // Образование и право. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogooblozheniya-samozanyatyh-grazhdan-v-rossii (05.01.2025).
10. Гончаренко Любовь Ивановна, Адвокатов Алена Станиславовна НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД: РИСКИ И ПОТЕНЦИАЛ // Экономика. Налоги. Право. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-professionalnyy-dohod-riski-i-potentsial (05.01.2025).
11. Пьянова Марина Владимировна ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМОЗАНЯТОСТИ // Налоги и налогообложение. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-nalogovogo-regulirovaniya-samozanyatosti (05.01.2025).
12. Кострова Юлия Борисовна, Шебаршина Ольга Юрьевна Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: Российский и международный опыт // Экономика труда. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-regulirovaniyu-samozanyatosti-naseleniya-rossiyskiy-i-mezhdunarodnyy-opyt (05.01.2025).
13. Татикава Т.Е., Верещагина М.А., Курганова А.Л. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // Экономика и социум. 2019. №12 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-primeneniya-naloga-na-professionalnyy-dohod-osnovnye-problemy-i-zarubezhnyy-opyt (05.01.2025).
14. Шебаршина Ольга Юрьевна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ САМОЗАНЯТОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Экономика труда. 2021. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-regulirovaniya-samozanyatosti-v-rossii-i-za-rubezhom (05.01.2025).
15. Туктарова Фирюза Касымова, Тимохина Дарья Михайловна ОПЫТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Вестник Пензенского государственного университета. 2023. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-nalogovogo-regulirovaniya-deyatelnosti-samozanyatyh-grazhdan-v-zarubezhnyh-stranah (05.01.2025).
16. Крайнова И.М., Артыкова С.Н. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С САМОЗАНЯТЫМИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-s-samozanyatymi-prakticheskie-rekomendatsii-po-minimizatsii-nalogovyh-riskov (05.01.2025).
17. Елена Валерьевна Трофимова Самозанятость и микропредпринимательство: проблемы правовых режимов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2023. №8 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatost-i-mikropredprinimatelstvo-problemy-pravovyh-rezhimov (05.01.2025).
18. cyberleninka.ru/article/n/problemy-vyhoda-iz-teni-samozanyatyh-lits... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vyhoda-iz-teni-samozanyatyh-lits-v-rossii-riski-i-puti-ih-preodoleniya/viewer, свободный. - Зал. с экрана
19. Назарян Шушанок Ароновна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Шаг в науку. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-samozanyatyh-grazhdan-v-usloviyah-ekonomicheskogo-krizisa-v-rossiyskoy-federatsii (05.01.2025).
20. Устинова Ксения Александровна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА САМОЗАНЯТЫХ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ // Экономика труда. 2021. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-samozanyatyh-vzglyad-iznutri (05.01.2025).
21. Киракосян Сусанна Арсенова, Акаева Эльмира Арестован ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА // Право и политика. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-samozanyatyh-grazhdan-v-period-pandemii-koronavirusa (05.01.2025).
22. Грищенко Ольга Владимировна, Говорова Виталина Андреевна НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ САМОЗАНЯТЫХ - ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА ИЛИ ГОСУДАРСТВА? // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-samozanyatyh-podderzhka-biznesa-ili-gosudarstva (05.01.2025).
23. Васькова Анастасия Дмитриевна САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД // СИЛА систем. 2019. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatost-v-rossiyskoy-federatsii-analiz-i-prognozirovanie-effektivnosti-vvedeniya-naloga-na-professionalnyy-dohod (05.01.2025).
24. Демидова Е.Н. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОЗАНЯТЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ // Экономика и социум. 2020. №5-1 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-mer-nalogovoy-podderzhki-samozanyatyh-v-rossiyskoy-federatsii-vo-vremya-pandemii (05.01.2025).
25. Воронина Людмила Ивановна, Касьянова Татьяна Ивановна Механизмы содействия и развития самозанятости безработных граждан: сравнительный анализ зарубежного опыта и России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sodeystviya-i-razvitiya-samozanyatosti-bezrabotnyh-grazhdan-sravnitelnyy-analiz-zarubezhnogo-opyta-i-rossii (05.01.2025).
26. Бачинский А.Г., Майкова П.Н., Дорошенко Ю.О. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ // Форум молодых ученых. 2019. №10 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami-v-proektah (16.12.2024).
27. Филь О.А. Управление рисками проекта // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami-proekta (16.12.2024).
28. Фомок А.В. Анализ оценки рисков в проектной деятельности // Научные записки молодых исследователей. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-otsenki-riskov-v-proektnoy-deyatelnosti (16.12.2024).
29. Аверкина София Григорьевна, Воротникова Дарья Васильевна Оценка рисков проекта // International scientific review. 2019. №LXVII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-riskov-proekta (16.12.2024).