Фрагмент для ознакомления
2
Естественные монополии представляют собой уникальное явление в современной рыночной экономике, оказывающее существенное влияние на социально-экономическое развитие государства.
Согласно Федеральному закону «О естественных монополиях», естественная монополия определяется как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» [1, с. 1].
Сущность естественных монополий заключается в том, что они обладают уникальными технологическими и экономическими характеристиками, позволяющими им функционировать более эффективно, чем при наличии конкуренции [7, с. 45], что обусловлено наличием значительных постоянных издержек, высокими барьерами входа на рынок, а также невозможностью или нецелесообразностью дублирования инфраструктуры и сетей. Таким образом, в отдельных отраслях экономики, где наблюдаются эти особенности, создание конкурентной среды становится нерациональным, а наличие единственного поставщика услуг оказывается более эффективным с точки зрения общественного благосостояния [4, с. 89].
Ключевыми признаками естественных монополий являются [11, с. 7-8]:
1) Наличие высоких постоянных издержек, которые обусловливают снижение средних издержек по мере увеличения объема производства (эффект масштаба).
2) Технологическая неделимость производственного процесса, исключающая возможность его дробления между несколькими производителями.
3) Отсутствие близких заменителей производимых товаров (услуг), что обусловливает низкую эластичность спроса по цене.
4) Значительные барьеры входа на рынок для новых конкурентов, связанные с необходимостью создания дорогостоящей инфраструктуры.
Таким образом, естественные монополии характеризуются наличием уникальных технологических и экономических особенностей, которые делают их функционирование более эффективным по сравнению с конкурентной средой, обусловливая необходимость особого подхода к государственному регулированию их деятельности [6, с. 261-262].
Сферами естественных монополий в Российской Федерации традиционно являются [2, 3]:
- Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- Транспортировка газа по трубопроводам;
- Железнодорожные перевозки;
- Услуги в аэропортах;
- Услуги в морских и речных портах;
- Передача и распределение электрической и тепловой энергии;
- Водоснабжение и водоотведение.
Указанные отрасли характеризуются наличием развитой инфраструктуры, высокими постоянными издержками, а также невозможностью или нецелесообразностью дублирования сетей и коммуникаций, делая их естественными монополиями, требующими особого государственного регулирования [17, с. 268-269].
Необходимость государственного регулирования естественных монополий обусловлена тем, что в отсутствие конкуренции они могут злоупотреблять своим доминирующим положением, устанавливая монопольно высокие цены, ограничивая доступ на рынок, снижая качество и ассортимент предоставляемых услуг, что наносит ущерб интересам потребителей, а также негативно сказывается на развитии смежных отраслей и экономики в целом [13, с. 51-52].
Таким образом, естественные монополии представляют собой уникальное явление в рыночной экономике, характеризующееся наличием технологических и экономических особенностей, которые делают их функционирование более эффективным по сравнению с конкурентной средой.
1.2. Цели и методы государственного регулирования естественных монополий
Государственное регулирование деятельности естественных монополий является важнейшим направлением экономической политики, направленным на обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон – государства, бизнеса и потребителей. Основные цели такого регулирования определены в Федеральном законе «О естественных монополиях» и включают в себя [1, ст. 3]:
1. Обеспечение доступности производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) для потребителей. Данная цель предполагает установление экономически обоснованных и социально приемлемых тарифов на продукцию естественных монополий, что позволяет сделать их доступными для широких слоев населения.
2. Обеспечение надлежащего качества производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг). Регулирование деятельности естественных монополий должно способствовать поддержанию и повышению качества предоставляемых услуг, соответствующего современным требованиям.
3. Создание условий для эффективного функционирования естественных монополий. Государство должно создавать благоприятные условия для развития естественных монополий, обеспечивая им возможность получения необходимых инвестиций и технологической модернизации.
4. Защита интересов потребителей. Регулирование деятельности естественных монополий призвано защищать потребителей от злоупотреблений монопольным положением, необоснованного роста цен и ухудшения качества услуг.
5. Содействие развитию рынков, находящихся в состоянии естественной монополии. Государственное регулирование должно способствовать развитию конкурентной среды в смежных рынках, а также стимулировать инновации и повышение эффективности деятельности самих естественных монополий.
Для достижения указанных целей государство применяет широкий спектр методов регулирования, которые можно разделить на две основные группы [8, с. 80-81; 16, с. 63-64]:
1. Ценовое регулирование:
- Установление предельных (максимальных) уровней цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий.
- Применение методов регулирования тарифов, основанных на анализе экономически обоснованных затрат (затратный подход, метод «издержки плюс», метод сравнения аналогов).
- Введение государственного контроля за ценообразованием в отраслях естественных монополий.
2. Неценовое регулирование:
- Установление обязательных требований к качеству и ассортименту предоставляемых услуг.
- Регулирование доступа к инфраструктуре естественных монополий (недискриминационный доступ, установление тарифов на услуги по передаче).
- Антимонопольный контроль за деятельностью естественных монополий, включая запрет на злоупотребление доминирующим положением.
- Стимулирование инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры.
- Применение мер государственной поддержки (субсидии, налоговые льготы).
Выбор конкретных методов регулирования определяется спецификой отрасли, текущим состоянием рынка, а также приоритетами государственной политики. При этом важно обеспечить сбалансированность интересов всех участников – создать условия для эффективного функционирования естественных монополий, защитить права потребителей и обеспечить социально-экономическое развитие страны [7, с. 178].
Таким образом, государственное регулирование естественных монополий преследует комплексные цели, направленные на обеспечение доступности, качества и надежности предоставляемых услуг, защиту интересов потребителей, а также содействие развитию конкурентной среды.
1.3. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий
Регулирование деятельности естественных монополий является актуальной задачей не только для Российской Федерации, но и для многих других стран с развитой рыночной экономикой. Изучение зарубежного опыта в этой сфере представляет значительный интерес, поскольку позволяет выявить наиболее эффективные подходы и практики, которые могут быть адаптированы к российским условиям.
Одним из ярких примеров успешного регулирования естественных монополий является опыт Соединенных Штатов Америки. В США государственное регулирование естественных монополий осуществляется на федеральном уровне Федеральной комиссией по регулированию энергетики (FERC) и на уровне штатов специализированными регулирующими органами [20, с. 60-61]. Основными методами регулирования выступают:
1. Установление предельных тарифов на услуги естественных монополий на основе анализа их экономически обоснованных затрат.
2. Обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре естественных монополий для всех потребителей.
3. Стимулирование повышения эффективности деятельности естественных монополий путем внедрения механизмов «стимулирующего регулирования» (incentive regulation).
4. Антимонопольный контроль за злоупотреблением доминирующим положением и слияниями компаний.
5. Поощрение инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры естественных монополий.
Аналогичные подходы к регулированию естественных монополий применяются и в странах Европейского Союза. Здесь ключевую роль играют наднациональные регулирующие органы, такие как Европейская комиссия и Агентство по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ACER) [22]. Основными направлениями регулирования выступают:
1. Обеспечение открытого и недискриминационного доступа к инфраструктуре естественных монополий.
2. Установление предельных тарифов на основе анализа экономически обоснованных затрат операторов.
3. Стимулирование конкуренции в смежных рынках, в том числе путем разделения вертикально интегрированных компаний.
4. Регулирование качества и надежности предоставляемых услуг.
5. Поддержка инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры.
Опыт Великобритании в регулировании естественных монополий также представляет интерес. После приватизации ключевых отраслей в 1980-х годах в стране была создана система независимых регулирующих органов, таких как Ofgem (регулятор энергетики) и Ofwat (регулятор водоснабжения) [23]. Основными инструментами регулирования выступают:
1. Установление предельных тарифов на основе метода "RPI-X", стимулирующего повышение эффективности.
2. Регулирование качества и надежности предоставляемых услуг.
3. Обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре.
4. Поощрение конкуренции в смежных рынках.
5. Стимулирование инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры.
Анализ зарубежного опыта регулирования естественных монополий позволяет выделить ряд общих тенденций и подходов, которые могут быть применимы в Российской Федерации:
1. Использование методов ценового регулирования, основанных на анализе экономически обоснованных затрат операторов.
2. Обеспечение открытого и недискриминационного доступа к инфраструктуре естественных монополий.
3. Стимулирование повышения эффективности деятельности естественных монополий, в том числе путем внедрения механизмов «стимулирующего регулирования».
4. Развитие конкуренции в смежных рынках, в том числе за счет разделения вертикально интегрированных компаний.
5. Усиление роли независимых регулирующих органов в надзоре за деятельностью естественных монополий.
Изучение и адаптация лучших зарубежных практик регулирования естественных монополий может способствовать повышению эффективности государственного регулирования в Российской Федерации, обеспечению баланса интересов всех заинтересованных сторон и устойчивому развитию ключевых отраслей экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 08.08.2024).
2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (ред. от 23.11.2024).
3. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» (ред. от 21.10.2024).
4. Алексеева, Е. И. Проблемы антимонопольного регулирования деятельности естественных монополий / Е. И. Алексеева // Молодой ученый. – 2022. – № 30 (425). – С. 89-91.
5. Бабкинова, О. И. Роль Федеральной антимонопольной службы в развитии рыночной экономики: итоги и перспективы / О. И. Бабкинова // Студенческий. – 2024. – № 36-3(290). – С. 51-56.
6. Балахонцев, В. И. Проблемы государственного регулирования деятельности естественных монополий в России / В. И. Балахонцев, Н. С. Федорова, С. П. Хохлов // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 49. – С. 261-265.
7. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 178 с.
8. Гладченко, А. Ф. Неценовые методы регулирования деятельности естественных монополий / А. Ф. Гладченко // Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2022. – С. 80-84.
9. Голотвина, В. А. Проблемы государственного регулирования естесвенных монополий / В. А. Голотвина // Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 98-100.
10. Ефимцева, Т. В. Государственное регулирование естественных монополий в современных условиях: проблемы и перспективы / Т. В. Ефимцева // Актуальные вопросы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2023. – С. 93-99.
11. Жаркова, Е. А. Естественные монополии в современной России: сущность и их роль в экономике / Е. А. Жаркова, Д. И. Соколова // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 9(158). – С. 575-578.
12. Иванов, Н. С. Совершенствование государственного механизма финансового регулирования естественных монополий / Н. С. Иванов, М. Б. Мухамедов, Е. А. Цыбулин // Под редакцией Л.С. Морозовой. Том Часть 1. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. – С. 244-248.
13. Краснова, Т. А. Особенности и специфика целей государственного регулирования естественных монополий / Т. А. Краснова // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 2. – С. 51-54.
14. Кузнецов, Н. Я. Тенденции развития Федерального законодательства в сфере регулирования естественных монополий в Российской Федерации / Н. Я. Кузнецов // Форум. – 2022. – № 1(27). – С. 276-280.
15. Кутернин, М. И. Модернизация экономики страны на базе развития инфраструктурных отраслей / М. И. Кутернин // Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 43-47.
16. Кутернин, М. И. О проблемах государственного регулирования естественных монополий / М. И. Кутернин // Под редакцией Н.В. Апатовой. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2023. – С. 63-66.
17. Морозова, А. С. Теория и практика государственного регулирования естественных монополий / А. С. Морозова // Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2023. – С. 268-272.
18. Николаенко, Д. А. Государственное регулирование естественных монополий и его границы / Д. А. Николаенко, Е. П. Мягкова, А. Н. Кузяшев // Нацразвитие. Наука и образование. – 2022. – № 1(4). – С. 7-10.
19. Пошивай, М. К. условия развития и функционирования естественных монополий в России / М. К. Пошивай, М. Г. Волкова, С. А. Раскина // Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. – С. 181-184.
20. Рассказов, В. Л. Проблемы антимонопольного регулирования в Российской Федерации / В. Л. Рассказов, А. А. Мельконьян // Epomen. Global. – 2023. – № 40. – С. 60-66.
21. Чувакина, А. П. Государственное регулирование цифровой трансформации экономики / А. П. Чувакина // Молодой ученый. – 2022. – № 28 (423). – С. 104-109.
22. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) – URL: www.fas.gov.ru (дата обращения: 10.01.2025).
23. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.01.2025).