Фрагмент для ознакомления
2
Принципы формирования иноязычной лексики в пятом классе, особенно в условиях профильного обучения робототехнике в российских школах, основаны на конвергенции педагогических, когнитивных и лингвистических теорий. Один из основных положений этих принципов заключается в структурированном введении лексических единиц через тематическую и контекстуальную интеграцию [Баграмова, 1994, с. 84]. Такой подход способствует запоминанию лексики, встраивая ее в реальные коммуникативные рамки.
На этом этапе развития учащиеся постепенно переходят от распознавания слов к активному использованию лексических единиц. Повторение лексики в разнообразных, но соотносимых контекстах способствует нейронной консолидации, тем самым укрепляя механизмы языкового запоминания [Бадалян, 2018, с. 112]. Этот принцип обусловливает необходимость использования «лексических кластеров», т.е. групп семантически или тематически связанных слов для создания ассоциативных сетей в когнитивном лексиконе обучающихся.
Еще один важный элемент – это включение педагогических инструментов, в том числе цифровых платформ и наглядных пособий, которые значительно повышают вовлеченность и взаимодействие обучающихся [Бадрызлова, 2022, с. 170]. Эти инструменты, от интерактивных симуляторов до геймифицированных упражнений, отвечают различным задачам обучения иностранным языкам.
Принцип коммуникативной релевантности подчеркивает важность согласования обучения лексике с реальным применением и языковыми потребностями учащихся [Бронская, 2011]. Например, в обучении робототехнике это предполагает интеграцию терминологии, непосредственно связанной с механическими компонентами, командами программирования, что позволяет связать усвоение лексики с практической деятельностью.
Обязательный элемент – это использование аутентичных материалов. Они повышают подлинность учебного опыта, позволяя ученикам изучать лексику в ее естественном употреблении [Кузнецова, 2016]. Такой подход в сочетании со стратегиями обучения, основанными на выполнении заданий, вооружает учеников практическими языковыми навыками и одновременно способствует развитию критического мышления.
Успешная реализация этих принципов, однако, требует от педагогов тщательного планирования и адаптации. Н.М. Королёва подчеркивает необходимость адаптации методик обучения с учетом особенностей развития и когнитивных характеристик учащихся пятых классов, чтобы материал оставался одновременно доступным и сложным [Королёва, 2015]. Должен быть баланс между лексической сложностью и методической ясностью, что имеет решающее значение для развития языковых навыков без перегрузки учащихся.
Синтезируя эти принципы, теоретические основы обучения лексике подчеркивают взаимодействие между лингвистическими, когнитивными и технологическими аспектами. Эффективное применение этих основ не только повышает лексическую компетенцию, но и закладывает прочный фундамент для изучения языка на протяжении всей жизни, подготавливая учеников к пользованию иностранным языковым для целей общения во всех сферах.
Формирование лексических навыков у учащихся пятых классов, особенно в рамках обучения английскому языку, требует многогранного педагогического подхода, в котором переплетаются когнитивные, лингвистические и практические методики. Центральное место в этом процессе занимает применение стратегии постепенного усложнения введения лексики, которая обеспечивает переход учащихся от пассивного узнавания к активному применению лексических единиц. Систематическое повторение лексики в контекстуально разнообразной среде имеет первостепенное значение для закрепления языковых структур в долговременной памяти [Щукин, 2010, с. 152].
Интеграция роботизированных инструментов и интерактивных технологий в процесс обучения лексике еще более совершенствует этот процесс, способствуя практическому усвоению лексики. Такие инструменты - от роботов телеприсутствия до геймифицированных цифровых платформ - создают важный опыт обучения, который повышает запоминаемость слов. Использование человекоподобных роботов не только представляет новую среду для языковой практики, но и служит мотиватором для учащихся с разными когнитивными способностями [Alemi & Bahramipour, 2019, p. 18]. Такая связь технологий и педагогики особенно эффективна для учащихся школ, о чем свидетельствуют исследования, подчеркивающие роль роботизированных средств в развитии коммуникативной компетенции [Benus et al.]
Важнейшим компонентом формирования лексических навыков является отбор лексики. Тематическая группировка лексических единиц, например, объединение терминов, связанных с робототехникой (например, sensor, actuator, algorithm), обеспечивает смысловую связность, необходимую для эффективного понимания и применения лексики. Важны согласования обучения лексике с будущими коммуникативными потребностями учащихся, необходим баланс между общей лексикой и терминологией, специфичной для конкретной области [Шамов, 2020].
Эффективность этих методик зависит от решения определенных проблем. Так, когнитивная перегрузка, связанная с введением технической лексики, может препятствовать ее усвоению, особенно если лексические единицы превышают существующий уровень владения учащимися. Чтобы смягчить эту проблему, учителя должны использовать дифференцированное обучение и подбирать задания в соответствии с различными возможностями учащихся. А использование наглядных пособий, таких как словари с картинками, может значительно облегчить языковые сложности, обеспечивая мультимодальное представление лексики [Barkova & Ponagushina, 2023].
Временное распределение обучения лексике также требует тщательного рассмотрения. Минимум два-три учебных часа в неделю, отведенных на целенаправленное обучение лексике, обеспечивают достаточную практику, позволяя интегрировать их с другими языковыми компетенциями. Такое распределение способствует итеративному подкреплению, необходимому для долгосрочного запоминания и развития беглости речи [Дмитренко, 2021, с. 80].
Формирование лексических навыков в пятом классе – это взаимодействие принципов, стратегий и средств, направленных на развитие языковой компетенции в условиях технологически обогащенной среды. Такой подход вооружает учащихся необходимым словарным запасом, готовит их к тому, чтобы ориентироваться во все более сложных языковых требованиях междисциплинарного образования.
Методы и приемы семантизации лексических единиц на уроках английского языка в пятом классе включают в себя сложное взаимодействие педагогических принципов, когнитивных стратегий и языковых рамок. Центральное место в этом процессе занимает применение «контекстуального встраивания», при котором новые лексические единицы систематически интегрируются в значимые контексты, что способствует их пониманию и запоминанию. Важно помнить, что эффективность усвоения лексики зависит от соответствия методики обучения этапам когнитивного и языкового развития учащихся [Баграмова, 1994, с. 83].
Важнейшим приемом для школьников 5 класса является наглядная демонстрация семантических связей с помощью наглядных пособий, таких как семантические карты и схемы. Этот подход способствует интернализации лексических значений, предлагая визуальные представления предметных ассоциаций [Бадалян, 2018, с. 112]. Например, введение термина algorithm в схему роботизированного процесса создает ассоциативную связь между лексической единицей и ее функциональным применением, тем самым закрепляя ее семантическое значение.
Другим важным приемом является включение «двуязычного словаря», при котором новая английская лексика сопоставляется с соответствующим переводом на родной язык. Этот прием позволяет преодолеть языковой разрыв, особенно для учащихся на ранних этапах овладения языком, используя существующую языковую базу для закрепления новых знаний [Бадрызлова, 2022, с. 169]. Тем не менее, чрезмерное увлечение этим методом может помешать развитию прямых лексических ассоциаций в изучаемом языке.
Не менее ценным приемом является использование «жестовой семантики» – педагогического подхода, при котором словесные объяснения лексических единиц сопровождаются физическими жестами. Этот мультисенсорный метод задействует моторные и когнитивные пути учащихся, тем самым укрепляя память через визуальное познание [Бронская, 2011]. Например, имитация движения роботизированной руки при введении таких терминов, как servo, actuator, создает кинестетическую связь, которая улучшает запоминание.
Однако когнитивная нагрузка, возникающая при одновременном изучении технического и языкового материала, может перегрузить учащихся, особенно если лексические единицы представлены изолированно, без соответствующей контекстуальной поддержки. Чтобы решить эту проблему, преподаватели должны использовать постепенное усложнение, постепенно расширяя семантическую сеть каждой лексической единицы в рамках все более сложных контекстов. Поэтому продуманный темп подачи учебного материала необходим для поддержания когнитивной вовлеченности и мотивации учащихся [Вербицкий, 1991, с. 105].
Интеграция цифровых технологий, таких как интерактивные доски и приложения для изучения языка, открывает дополнительные возможности для семантизации лексики. Эти инструменты позволяют создавать динамические визуализации, обратную связь в реальном времени и интерактивные упражнения, создавая тем самым адаптивную среду обучения. Однако чрезмерное использование технологий без педагогического обоснования может привести к поверхностному обучению, подрывая глубину понимания лексики [Гацкевич, 2011, с. 67].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баграмова Н.В. Лексические навыки и умения при обучении иноязычной речи // Оптимизация процесса обучения иностранным языкам в средней школе и вузе. – Екатеринбург, 1994. – С. 81–86.
2. Бадалян А.Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А.Х. Бадалян // Молодой ученый. – 2018. – № 13 (199). – С. 111–113. – URL: https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 01.01.2025).
3. Бадрызлова Л.В. Цифровая трансформация процесса обучения школьников иностранным языкам / Л. В. Бадрызлова, Е. А. Глухарева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 51 (446). – С. 168–171. – URL: https://moluch.ru/archive/446/98095/ (дата обращения: 01.01.2025).
4. Бронская В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // СИСП. 2011. № 4. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i-razvitiya-leksicheskih-navykov-u-shkolnikov (дата обращения: 1.01.2025).
5. Василенко Н.В. Основы робототехники / Н.В. Василенко, К.Д. Никитин. – Томск: МГП «РАСКО», 1993. – 475 с.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
7. Гаранина П.Е. Мотивационные факторы использования мультимедиа в образовании / П.Е. Гаранина. – URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnye-faktory-ispolzovaniya-multimedia-v-obrazovanii (дата обращения: 1.01.2025).
8. Гацкевич М.А. Английский для школьников и абитуриентов: Топики, упражнения, диалоги / М.А. Гацкевич. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.
9. Дмитренко Т.А. Инновационные тренды в системе языкового образования в XXI веке / Т.А. Дмитренко. // Дискурс профессиональной коммуникации. – 2021. – Т. 3 (4). – С. 73–83.
10. Жилина И.Ю. Мировой рынок робототехники: состояние и перспективы / И.Ю. Жилина. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. – 2020. – № 1. – С. 118–126.
11. Зайцева А.С. Современный профессиональный язык робототехники (на примере терминологического гнезда «Робот») / А.С. Зайцева. // Научный диалог. – 2021. – № 5. – С. 96– 14.
12. Королёва Н.М. Роль интерактивного обучения в современном образовании / Н.М. Королёва, И.В. Костерина. – URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-obucheniya-v-sovremенном-образовании (дата обращения: 1.01.2025).
13. Коряковцева Н.Ф. Теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимися на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа): автореф. дис... д-ра пед. наук / Н.Ф. Коряковцева. – М., 2003. – 48 с.
14. Кузнецова И.Н. Аутентичные материалы как средство развития навыков чтения в преподавании иностранного языка: критерии выбора и преимущества / И.Н. Кузнецова, Н.В. Куркан. – URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/autentichnye-materialy-kak-средство-развития-навыков-чтения-в-преподавании-иностранного-языка (дата обращения: 1.01.2025).
15. Марчан Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики / Н.Б. Марчан. // Иностранные языки в школе. – № 5 – 2004.
16. Митюн М.А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации / Митюн М.А. – URL: https: //moluch.ru/archive/366/82218/ (дата обращения: 1.01.2025).
17. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Масылко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск: Высшая школа, 2004. – 522 с.
18. Пройдаков Э.М. Англо-русский толковый словарь по робототехнике и искусственному интеллекту / Э.М. Пройдаков, Л.А. Теплицкий. – М.; Берлин: ДиректМедиа, 2019. – 261 с.
19. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. – М.: МГУ, 2005. – 624 с.
20. Шайдулина А.А., Мамадалиев О.О. О применении инновационных подходов в процессе обучения / А.А. Шайдулина, О.О. Мамадалиев. – URL: https: //moluch.ru/archive/110/26639/ (дата обращения: 1.01.2025).
21. Шамов А.Н. Теория и методика обучения и воспитания / А.Н. Шамов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-leksicheskoy-стороны-речи-и-ее-совершенствования.
22. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика / А.Н. Щукин. – М.: Омега-Л, 2010. – 475 с.
23. Федорова П.Е. Обучение иноязычной лексике на старшем этапе в средней общеобразовательной школе. – Пенза, 2020. – 497-505. https://doi.org/10.1109/HRI.2019.8673077.
24. Aidinlou, N., Alemi, M., Farjami, F., & Makhdoumi, M., 2014. Applications of Robot Assisted Language Learning (RALL) in Language Learning and Teaching. International Journal of Language and Linguistics, 2, pp. 12. https://doi.org/10.11648/J.IJLL.S.2014020301.12.
25. Alemi, M., & Bahramipour, S., 2019. An innovative approach of incorporating a humanoid robot into teaching EFL learners with intellectual disabilities. Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education, 4, pp. 1–22. https://doi.org/10.1186/s40862-019-0075-5.
26. Barkova, A., & Ponagushina, A., 2023. Formation of foreign language lexical skills using a picture dictionary among grade schoolers. Pedagogy. Issues of Theory and Practice. https://doi.org/10.30853/ped20230157.
27. Benus, S., Sabo, R., & Trnka, M., 2019. Teaching L1 and L2 communication skills with a robotic head. 2019 17th International Conference on Emerging eLearning Technologies and Applications (ICETA), pp. 69–75. https://doi.org/10.1109/ICETA48886.2019.9040019.
28. Breazeal, C., 2018. Adaptive Role Switching in Socially Interactive Agents for Children’s Language Learning.
29. Goroshkin, I., 2020. Aspects of developing key competences in the 5th graders of the gymnasium in the process of teaching foreign languages. Pp. 104–109. https://doi.org/10.32405/2411-1317-2020-2-104-109.
30. Hsu, T., Wong, L., & Aw, G., 2020. Learning Chinese as a Second Language by Educational Robots Integrating the Operation of Conditional Logic in Computational Thinking and the Usage of the Causal Sentences. 2020 IEEE 20th International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT), pp. 236–237. https://doi.org/10.1109/icalt49669.2020.00077.
31. Huang, G., & Moore, R., 2023. Using social robots for language learning: are we there yet? Journal of China Computer-Assisted Language Learning, 3, pp. 208–230. https://doi.org/10.1515/jccall-2023-0013.
38. Hung, I., Chao, K., Lee, L., & Chen, N., 2013. Designing a robot teaching assistant for enhancing and sustaining learning motivation. Interactive Learning Environments, 21, pp. 156–171. https://doi.org/10.1080/10494820.2012.705855.
39. Kurniawati, S., 2016. Teaching English Vocabulary By Using Touch And Go Game To The Fifth Grade Students of Mi Mathaliul Falah 01 Tulakan Donorojo Jepara In 2015/2016 Academic Year.
40. Levitskaya, O.S. Lexical Competence Development as an Integral Part of Translators Training // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов X Междунар. науч. практ. конф., Минск, 23 ноября 2016 г. – Часть 6. – Минск: БГУ, 2017. – С. 58–59.
41. Liao, J., Lu, X., Masters, K., & Zhou, Z., 2024. Meaning-focused foreign language instruction via telepresence robots: A geosemiotic analysis. ReCALL. https://doi.org/10.1017/s095834402400003x.
42. Psara, E., Parmaxi, A., & Athanasiou, A., 2022. Robotics in Language Learning: A Systematic Review. ICERI2022 Proceedings. https://doi.org/10.21125/iceri.2022.2288.
43. Schmitt, N. A Fresh Approach to Vocabulary: Using a Word Knowledge Framework / N. Schmitt // RELC JOURNAL. — 1995. — Vol. 26, № 1. — P. 86–94.
44. Segovia, M., & Souza, A., 2018. Educational Robotics as a Motivational Tool for the English Teaching-Learning Process for Children. 2018 Latin American Robotic Symposium, 2018 Brazilian Symposium on Robotics (SBR) and 2018 Workshop on Robotics in Education (WRE), pp. 585–590. https://doi.org/10.1109/LARS/SBR/WRE.2018.00106.
45. Shigenori, T. Lexical Competence in English / CIFLE Report No. 8. URL: http://www.cifle.jp/news/cifle_report_005.pdf (дата обращения: 22.12.2917).
46. Thornbury, S. How to Teach Vocabulary. – Pearson ESL, 2002. – 186 с.
47. Van Den Berghe, R., Verhagen, J., Oudgenoeg-Paz, O., Van Der Ven, S., & Leseman, P., 2018. Social Robots for Language Learning: A Review. Review of Educational Research, 89, pp. 259–295. https://doi.org/10.3102/0034654318821286.
48. Vogt, P., Berghe, R., Haas, M., Hoffmann, L., Kanero, J., Mamus, E., Montanier, J., Oranç, C., Oudgenoeg-Paz, O., García, D., Papadopoulos, F., Schodde, T., Verhagen, J., Wallbridge, C., Willemsen, B., Wit, J., Belpaeme, T., Göksun, T., Kopp, S., Krahmer, E., Küntay, A., Leseman, P., & Pandey, A., 2019. Second Language Tutoring Using Social Robots: A Large-Scale Study. 2019 14th ACM/IEEE International Conference on Human-Robot Interaction (HRI), pp. 497–505. https://doi.org/10.1109/HRI.2019.8673077.
49. Wallbridge, C., Berghe, R., García, D., Kanero, J., Lemaignan, S., Edmunds, C., & Belpaeme, T., 2018. Using a Robot Peer to Encourage the Production of Spatial Concepts in a Second Language. Proceedings of the 6th International Conference on Human-Agent Interaction. https://doi.org/10.1145/3284432.3284433.
50. Wedenborn, A., Wik, P., Engwall, O., & Beskow, J., 2019. The Effect of a Physical Robot on Vocabulary Learning. ArXiv, abs/1901.10461.
51. Westlund, J., & Breazeal, C., 2015. The Interplay of Robot Language Level with Children's Language Learning During Storytelling. Proceedings of the Tenth Annual ACM/IEEE International Conference on Human-Robot Interaction Extended Abstracts. https://doi.org/10.1145/2701973.2701989.
52. Westlund, J., & Breazeal, C., 2019. A Long-Term Study of Young Children's Rapport, Social Emulation, and Language Learning with a Peer-Like Robot Playmate in Preschool. Frontiers in Robotics and AI, 6. https://doi.org/10.3389/frobt.2019.00081.
53. Yuliani, S., Rizqiani, D., & Linarta, A., 2024. Words and Bots: An Empirical Experiment Vocabulary Mastery with Robotics in Young Children. Journal of Languages and Language Teaching. https://doi.org/10.33394/jollt.v12i1.9372.