Фрагмент для ознакомления
2
Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве сравнительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья, употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены термином «с ОВЗ». Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако законодатель не дал четкого нормативного толкования этого понятия. Это привело к тому, что термин был принят как эквивалент или близкий к термину «инвалид». Следует подчеркнуть, что эти термины не равнозначны. Наличие правового статуса инвалида не означает необходимости создания дополнительных гарантий для реализации его права на образование. А лицо ОВЗ, не признанному юридически инвалидом, может понадобиться специальное образование. Они представляют собой в том числе возможность обучения в университете по адаптированному учебному плану [30].
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1. дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3. дети с нарушениями речи;
4. дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений) [16].
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.
- У детей низкий уровень сенсорного развития. Это значит, что на получение и обработку сенсорной информации уходит больше времени, и эти дети не обладают достаточными знаниями об окружающем мире.
- У детей низкий уровень восприятия. Это проявляется задержкой получения и обработки сенсорной информации, у этих детей нет достаточных знаний об окружающем мире;
- Пространственные представления сформированы недостаточно; дети с ограниченными возможностями часто не могут полноценно анализировать форму, симметрию, идентифицировать части построенных фигур, выравнивать конструкции, соединять их в единое целое.
- Внимание неустойчиво, рассеяно, дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Дефекты в организации внимания обусловлены плохим развитием интеллектуальной деятельности детей, несовершенным самоконтролем, низким чувством ответственности и интересом к учебе.
- Память ограниченная, долговременная кратковременная, логико-механическая, речево-зрительная, доминантная.
- Снижается познавательная активность, замедляется обработка информации.
- Мышление – наглядно-действенное мышление более развито, чем наглядно-образное и особенно вербально-логическое.
- Снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Игровая активность не отображается. Сюжет игры простой, способы общения и сами игровые роли плохие.
- Речь – нарушение речевых функций, не сформированы все компоненты языковой системы.
- У детей наблюдается низкая работоспособность вследствие повышенной утомляемости и психомоторной расторможенности.
- Имеются изменения в произвольном поведении, такие как психическая нестабильность, расторможенность влечений и мотивации к обучению [14], [15].
В результате дети не имеют достаточного развития психологических условий для овладения полноценными навыками учебной деятельности. Имеются трудности в развитии учебных навыков (планирование дальнейшей работы, определение путей и средств достижения учебных целей; контроль деятельности, умение работать в определенном темпе).
У детей с ОВЗ отличается завышенная потребность в помощи взрослых, в случае возникновения трудностей в учебной или трудовой деятельности они редко обращаются за помощью к учителю, воспитателю, взрослым, не находящимся с ребенком в родственных отношениях – «чужим» взрослым. У детей с ОВЗ отмечается дефицит в коммуникативной сфере, при общении с взрослыми и сверстниками из – за снижения познавательной активности [9, с. 66].
Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют недостатки в психическом или физическом развитии. Все это предопределяет их потребность в помощи как со стороны родителей, так и со стороны других участников образовательного процесса.
1.2 Особенности инклюзивного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [29].
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) должны быть адаптированы к образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченным возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) образование детей с ОВЗ, осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями [28].
Включение детей с ОВЗ в систему массового образования в дошкольном и школьном возрасте может существенно способствовать их развитию и социализации, в том числе развитию двигательных, речевых и коммуникативных навыков, социальных и интеллектуальных навыков.
Как возможность обеспечить создание условий для обучения, инклюзивное образование будет более гибко удовлетворять различные потребности ребенка в обучении и его социализации в обществе, можно сказать, если образование и обучение будут более эффективными. В результате изменений в инклюзивном образовании от него выиграют все дети (а не только дети с особыми образовательными потребностями).
Основные образовательные потребности лиц с ОВЗ определяются особенностями нарушений психического, двигательного и интеллектуального развития и представляют особую логику построения образовательного процесса, отражающуюся в структуре и содержании образования. Кроме того, мы можем выделить особые потребности, которые есть у всех учащихся c ОВЗ:
- непрерывность процесса коррекции и развития;
– использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специальных компьютеров и вспомогательных технологий);
- обеспечение особой пространственно-временной организации образовательной среды [20, c.41].
Критерии отбора детей для инклюзивного образования:
1. Способности ребенка: тяжесть нарушения, зона ближайшего развития, интеллектуальные и эмоционально-личностные характеристики.
2. Готовность социальной среды (семейные условия воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей интегрированного ребенка, педагогов, родителей сверстников, обучающихся в общеобразовательной организации).
3. Адаптация учебной среды школы к потребностям интегрированного ребенка [21, c. 52].
Исходя из уровня включения ребенка в образовательный процесс, обычно выделяют виды включения: точечное, частичное, полное.
- точечная инклюзия – включает ребенка в группу сверстников на выходных, непродолжительных играх или прогулках.
- частичная инклюзия включает в себя включение ребенка на полдня или неделю, например, когда ребенок находится в группе сверстников, усваивает учебные материалы непосредственно во время учебной работы избирательной направленности.
– полная инклюзия — посещения ребенка-инвалида возрастной группы самостоятельно или в сопровождении. Ребенок посещает все занятия вместе со сверстниками. В этом случае программа обучения предусматривает разные уровни сложности [21, c. 53].
Форма инклюзивного образования распространяется на всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, типично развивающихся учащихся и их семьи, педагогов и других специалистов в области образования, управления, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть ориентирована не только на создание специальных условий для воспитания и обучения ребенка-инвалида, но и на обеспечение взаимопонимания между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), учащихся с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников [25, c. 54].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи : монография [Текст] / Т. В. Андреева. – Санкт-Петербург : Речь, 2005 (ГУП Тип. Наука). – 434 с.
2. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – С.160–166.
3. Варнакова, Ю.В. Психологическая помощь семьям, имеющим детей-инвалидов / Ю.В. Варнакова // Фундаментальные исследования. – 2010. – № 8 – С. 99-101.
4. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учебник [Текст] / М.А. Галагузова. - М.: Владос, 2014. С. 411-416.
5. Девицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Девицина. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2006. – 217с.
6. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
7. Егизарьянц, М.Н. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / М.Н. Егизарьян, А.А. Мякиньких // Проблемы педагогики. - 2019. - №4 (43). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-vospitanii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 05.01.2025).
8. Земска, М. Семья и личность [Текст] / М. Земска. - М.: изд. Прогресс, 1999. - 133 с.
9. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст]: метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А, Карабанова. - М.: Просвещение, 2016. - 204 с.
11. Кожанова, Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.М. Кожанова // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 4.- С. 85-89.
12. Корытова, Е.А. Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. А. Корытова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 88-91.
13. Кулагина, Е. В. Адаптация семей с детьми-инвалидами [Текст]: Гендерный аспект / Е.В. Кулагина. - М., 2004. – 164 с.
14. Левченко, И. Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС [Текст] / А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2021. - № 5. - С. 30-36.
15. Мануйлова, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие функционирования системы инклюзивного образования [Текст] / В.В. Мануйлова // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. - 2020. - С. 50-57.
16. Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие [Текст] / А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». М.: МПГУ, 2020. - 252 с.
17. Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Московкина; под ред. В. Селиверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2020. - 263 с.
18. Нестерова, Г Ф. Проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями [Текст] / Г.Ф. Нестерова // Сб. материалов международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку». Архангельск, 2000. – 185 с.
19. Никольская, О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О.С, Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2005.— (Особый ребенок).— 224 с.
20. «Особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ФГОС». Рекомендации для родителей [Текст] / Маркелова Ю.И., Монахова Н.А. Иваново, 2023 – 37 с.
21. Педагогика инклюзивного образования [Текст]: учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРАМ, 2021. – 335 с.
22. Полоухина, Е. А. Особенности семейного микроклимата в семьях с детьми-инвалидами [Электронный ресурс] / Е.А. Полоухина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2008. - №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semeynogo-mikroklimata-v-semyah-s-detmi-invalidami (дата обращения: 05.01.2025).
23. Полоухина, Е.А. Влияние ребенка-инвалида на брачно-семейные отношения. Материалы I Международного Конгресса 2-3 марта 2006 г. «Проблемы комплексной реабилитации детей, страдающих церебральным параличом» [Текст] / Под ред. В.И. Жукова - М.: Изд-во РГСУ, 2006. – С 197-198
24. Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие [Текст] / МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; сост. А. А. Коваленко. – Томск, 2012. – 40 с.
25. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / В.О. Скворцова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 184 с.
26. Специальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2009. – 556 с.
27. Степанова, А.А. Влияние семьи на социализацию детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / А. А. Степанова // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 351-354. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38715/ (дата обращения: 05.01.2025).
28. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2011. – 33 с.
29. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 03.01.2025).
30. Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/12154331 (дата обращения 02.01.2025).