Фрагмент для ознакомления
2
государств
§ 1.1 Понятие государств и история их развития
Понятие «государство» является одним из ключевых в теории государства и права, политологии, социологии и других общественных науках. Несмотря на многовековую историю исследования данного феномена, до сих пор не существует единого общепризнанного определения государства, что обусловлено его сложной, многогранной природой .
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является «демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления» . Конституционное определение отражает основные характеристики российского государства, однако не раскрывает его сущности в полной мере.
В научной литературе представлено множество подходов к определению государства. Г.В. Мальцев рассматривает государство как «особую политическую организацию общества, обладающую суверенитетом и осуществляющую публичную власть на определенной территории» . Определение акцентирует внимание на таких ключевых признаках государства, как наличие публичной власти, суверенитет и территориальная организация.
Ю.А. Тихомиров определяет государство как «особую политическую организацию общества, обладающую публичной властью, суверенитетом и осуществляющую управление обществом и территорией в интересах народа» . Здесь подчеркивается, что государственная власть должна реализовываться в интересах народа, что соответствует демократическим принципам.
В.Е. Чиркин рассматривает государство как «политическую организацию общества, обладающую публичной властью, суверенитетом и осуществляющую управление обществом и территорией в интересах господствующего класса или социальной группы» . Определение отражает классовый подход к пониманию государства, характерный для марксистской теории.
Таким образом, в научной литературе можно выделить следующие ключевые признаки государства:
1) Наличие публичной власти, осуществляемой специальным аппаратом управления ;
2) Суверенитет, т.е. верховенство и независимость государственной власти ;
3) Территориальная организация, предполагающая наличие определенной географической сферы действия государственной власти ;
4) Реализация государственной власти в интересах народа, социальной группы или класса .
В современной теории государства и права выделяют и другие признаки – наличие системы права, государственной символики, гражданства и др.
Обобщая вышесказанное, можно дать следующее определение государства: это особая политическая организация общества, обладающая публичной властью, суверенитетом и территориальной организацией, которая осуществляет управление обществом и территорией в интересах народа, социальной группы или класса.
Определение наиболее полно отражает сущность государства, учитывая его основные признаки и социальную направленность, а также может быть использовано в качестве теоретической основы для дальнейшего исследования проблем, связанных с официальными названиями государств.
Государство как особая политическая организация общества имеет длительную историю становления и развития. Изучение основных этапов эволюции государственности позволяет понять закономерности и тенденции, определяющие формирование современных государств, в том числе их официальных названий.
Большинство исследователей выделяют следующие основные этапы исторического развития государств:
1. Древневосточные государства (IV-I тыс. до н.э.). На данном этапе происходит зарождение первых государственных образований в регионах Древнего Востока, таких как Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия, Персия. Для этих государств были характерны абсолютная монархия, теократический политический режим, высокая степень централизации власти.
2. Античные государства (VIII в. до н.э. – V в. н.э.). В этот период формируются государства Древней Греции и Древнего Рима, которые отличались развитой системой права, демократическими традициями, а также зарождением концепции гражданства. Официальные названия этих государств, как правило, отражали их политическое устройство (например, Афинская республика, Римская империя) .
3. Средневековые государства (V-XV вв.). В эпоху Средневековья происходит становление феодальных монархий в Европе, Византийской империи, Арабского халифата, Древней Руси. Для этих государств были характерны сословно-представительная форма правления, тесная связь светской и духовной власти, а также активное использование религиозной символики в официальных наименованиях .
4. Государства Нового времени (XVI-XIX вв.). В этот период происходит формирование национальных государств, основанных на идеях абсолютизма, просвещенного абсолютизма, конституционализма. Официальные названия государств в Новое время отражают их национальную принадлежность, форму правления и политический режим (например, Российская империя, Французская республика, Соединенные Штаты Америки) .
5. Государства Новейшего времени (XX-XXI вв.). В XX веке происходят значительные трансформации государственности, связанные с процессами деколонизации, образованием социалистических и постсоциалистических государств, а также усилением роли международных организаций. Официальные названия государств в этот период зачастую отражают их идеологическую ориентацию, национально-освободительные устремления, а также стремление к интеграции в мировое сообщество (например, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Беларусь) .
Рассматривая историческое развитие государств, можно выделить ряд ключевых факторов, оказывающих влияние на формирование их официальных названий:
1) Географическое положение и природно-климатические условия, определяющие специфику хозяйственной деятельности и культурные традиции;
2) Этнический состав населения и особенности национального самосознания;
3) Религиозные верования и мировоззренческие установки, лежащие в основе государственной идеологии;
4) Политические режимы и формы государственного устройства, закрепленные в официальных наименованиях;
5) Внешнеполитические факторы, связанные с международным признанием государств и их позиционированием на мировой арене .
Российская Федерация, являясь правопреемницей Российской империи и Советского Союза, в своем названии отражает федеративное государственное устройство, демократические ценности и преемственность исторического развития. Корейская Народно-Демократическая Республика, в свою очередь, подчеркивает в своем названии социалистическую ориентацию и народный характер власти. Республика Беларусь, Республика Индия и Китайская Народная Республика акцентируют внимание на национальной идентичности и государственном суверенитете .
Княжество Лихтенштейн, Алжирская Народная Демократическая Республика и Королевство Нидерландов в своих официальных названиях отражают особенности государственного устройства, исторические традиции и культурную специфику. Словацкая Республика и Республика Словения, в свою очередь, подчеркивают свой статус как независимых государств, возникших в результате распада Чехословакии и Югославии соответственно .
Процесс формирования государств является сложным и многофакторным явлением, обусловленным целым рядом исторических, политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Изучение ключевых факторов, определяющих возникновение и развитие государственности, имеет важное значение для понимания закономерностей эволюции официальных названий государств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (ред. от 23.03.2024).
3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021).
4. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (ред. от 13.06.2023).
5. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. – 864 с.
6. Авилкина, А. А. Типология государства в юридической науке: от формационной теории к цивилизационному многообразию / А. А. Авилкина // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 3-5(72). – С. 33-35.
7. Агаджанян, А. А. Историческое происхождение понятия «государство» / А. А. Агаджанян, Э. И. Сулейманова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. – 2020. – № 1(24). – С. 141-145.
8. Белкин, А. А. Официальное наименование государства (фрагмент лекции) / А. А. Белкин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 118-138.
9. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008. – 448 с.
10. Голубь, И. А. Критерии могущества государств на международной арене в XXI столетии / И. А. Голубь // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2017. – № 10. – С. 119-128.
11. Краснолуцкий, Г. Н. Правовое и социальное государство: политологические исследования и пути становления / Г. Н. Краснолуцкий // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2009. – № 2(34). – С. 81-106.
12. Мальцев Г.В. Социальные основания права. – М.: Норма, 2007. – 800 с.
13. Мардеев, Р. Р. Проблемы и перспективы развития правового государства в РФ / Р. Р. Мардеев // Стерлитамак: Башкирский государственный университет, 2021. – С. 108-111.
14. Мисюров, Д. А. Роль государственной символики в моделировании политических процессов в Российской Федерации: специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Мисюров Дмитрий Александрович. – Москва, 2005. – 189 с.
15. Пономаренко, А. В. Подходы к пониманию типологии государства / А. В. Пономаренко, В. А. Любушкин // Контентус. – 2023. – № 2(127). – С. 46-53.
16. Саломатин, А.Ю. Теория государства и права: учеб.-метод. пособие / А. Ю. Саломатин, А. Е. Сиушкин, Н. В. Макеева, Д. Е. Петров. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2022. − 134 с.
17. Соловьев, С. А. Типология государств в концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского / С. А. Соловьев // Юридическая наука: история и современность. – 2015. – № 10. – С. 47-51.
18. Тихомиров Ю.А. Публичное право: учебник. – М.: БЕК, 1995. – 496 с.
19. Топорнин Б.Н. Система органов государственной власти // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник / отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2005. – С. 271-300.
20. Хабибулин, А. Г. Типология государства в курсе общей теории государства и права / А. Г. Хабибулин, К. Р. Мурсалимов // Юридическая наука: история и современность. – 2022. – № 12. – С. 11-20.
21. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс: учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 320 с.
22. Шахназаров Г.Х. Социалистическое государство: сущность, функции, формы. – М.: Политиздат, 1978. – 319 с.
23. Dahl R.A. Polyarchy: Participation and Opposition. – New Haven: Yale University Press, 1971. – 257 p.