Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование графомоторных навыков является одним из аспектов общего развития детей. Способность человека выражать речевое содержание с помощью графических знаков считается важным навыком в современном мире. Благодаря им дошкольники могут освоить особую форму письменной речи.
Графомоторные навыки – это сложные координированные действия доводятся до уровня автоматизма, включающие выполнение простых двигательных актов в определенной последовательности. Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых и учебных задач.
В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова. Исследователь считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. Хорошее развитие функций обеих рук и формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь тесно связана с моторикой.
Научно доказана необходимость развития моторики пальцев рук у детей с задержкой психического развития. Дошкольники могут приобрести многие навыки и способности, необходимые для успешного письма, чтобы комфортно писать в раннем школьном возрасте. Психофизиологические дефициты у детей дошкольного возраста с легкой задержкой психического развития приводят к проблемам в развитии графомоторных навыков. Существует немало работ, посвящённых данной проблеме у таких авторов как: М. М. Безруких, Г. А. Каше, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Е. Н. Российской, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной и др.
Психолого-педагогические исследования таких авторов, как Г.Г. Зак, Г. Н. Рахмакова, Е. И. Скиотис, Р. Д. Тригер доказывают, что к началу школьного обучения у обучающихся с задержкой психического развития недостаточно развита мелкая и общая моторика, а также наблюдается слабость мышечного тонуса.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей распространенностью задержки психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста. Своевременная и эффективная коррекционная работа по формированию графомоторных навыков у этой категории детей является важнейшим условием их успешной адаптации к школьному обучению и социальной интеграции. Недостаток разработок и методик, адаптированных к специфике развития детей с ЗПР, делает данную проблему особенно актуальной. Существующие методики коррекционной работы не всегда адаптированы к специфическим потребностям детей с ЗПР. Необходимы новые подходы, учитывающие особенности их психофизического развития, индивидуальные темпы и стиль обучения.
Проблема исследования: каковы особенности и методы коррекции формирования графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития?
Цель данной курсовой работы – исследование особенностей графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР и разработка рекомендаций по эффективной коррекционно-развивающей работе.
Объект исследования — процесс формирования графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – особенности графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР и методы их коррекции.
Задачи исследования:
1.Систематизировать и обобщить данные исследований по проблеме формирования графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР, представленные в научной и научно- методической литературе.
2. Выявить особенности формирования графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР.
3. Разработать рекомендации по формирования графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования:
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- исследования о структуре и развитии графомоторных навыках в дошкольном возрасте (Н.Г. Агаркова, Н.А. Бернштейн, М.М, Кольцова, С. Прищепа и др.);
- исследования, посвященные изучению графомоторных особенностей детей с задержкой психического развития (Г. Г. Зак, К.С. Белова, Д.А. Кобзарь, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер и др.).
Методы исследования: синтез, анализ, обобщение, классификация психолого-педагогической и методической литературы. Среди практических методов были применены эмпирические методы (эксперимент: констатирующий этап, наблюдение, диагностика) и методы обработки данных (количественные и качественные).
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения выработанных в ней рекомендаций теми или иными участниками образовательного процесса.
База исследования:
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие задержки психического развития и его особенности
В настоящее время в коррекционной педагогике представлено достаточное число различных исследований, освещающих разные области развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и методов коррекции.
Рассмотрим, какими клинико-функциональными особенностями обладают старшие дошкольники с ЗПР.
Термин «задержка психического развития» изначально был рассмотрен в работах О.Е. Громовой, В.А. Ковшикова, Н.И. Коробиной, Е.А Логиновой.
Под задержкой психического развития понимается нарушения или замедленное развитие психической сферы ребенка. В группу детей с ЗПР попадают достаточно вариативные психические нарушения, но общими для всех них является недоразвитие эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка [4, с. 41].
При ЗПР у ребенка выявляются отклонения возрастных особенностей развития высших психических функций, что проявляется в позднем появлении речи, отсутствии мотивации ребенка к деятельности, низкой познавательной активности, отсутствие самоконтроля. При этом исследования детей с ЗПР показали, что в группе детей демонстрируется различия в проявлении отклонений одной или тоже сферы деятельности [2, c. 46].
Наибольшие исследования по данному вопросу отражены в работах Т.О. Власовой, А.И. Григорьева, Т.Д. Ильяшенко, В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, М.В. Рождественской и др.
Патогенетические проявления ЗПР у ребенка заключаются в следующем:
- значительное отставание в развитии всех компонентов по сравнению с детьми аналогичного возраста;
- позднее начало хождения;
- позднее появление первых слов и фразовой речи;
- слабость физического и познавательного интереса;
- бедность словарного запаса и отсутствие мотивации к познанию окружающего мира [3, c. 16], [9, c. 102].
Перечисленные нами показатели не являются универсальными и могут показывать наличие иных патологий развития, например, общего недоразвития речи или умственной отсталости. Поэтому постановка правильного логопедического диагноза осуществляется комплексно при изучении всей имеющейся медицинской документации, обследования ребенка разными специалистами.
Ю.А. Разенкова отмечает, что задержка развития имеет три степени выраженности: легкая задержка; значительная (средняя) задержка; грубая (тяжелая) задержка [14, c. 69].
Раскрывая классификацию детей с ЗПР можно отметить ряд наиболее важных, с научной точки зрения, типологий, представленных в работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупрова.
Первоначально основы систематизации проявления ЗПР были положены в работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. Так авторы разграничили особенности ЗПР на две большие группы, обусловленные дефектом развития:
Первую группу составляют дети, у которых ведущим фактором в структуре дефектов являются нарушения произвольной регуляции деятельности (эмоционально-волевой сферы и внимания), а нарушения мышления и речи являются вторичными и зависят от степени эмоционально-волевых расстройств. Клинически эта группа состоит в основном из детей с неосложненным и сложным психофизическим инфантилизмом.
Вторая группа - это дети с грубыми первичными интеллектуальными нарушениями, сопровождающимися различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Основу этой группы составляют дети с ЗПР церебрально-органического генеза [9].
Как можно свидетельствовать из представленного материала, патогенез развития задержки психического развития определяется сохранностью интеллектуальной функции у детей [19, c. 25].
На основе типологии Т.А. Власовой и М.С. Певзнер, К.С. Лебединская обосновала свою классификацию особенностей проявлений ЗПР в детском возрасте:
- ЗПР конституционного происхождения;
- ЗПР сомагенного происхождения;
- ЗПР психогенного генеза;
- ЗПР церебрально-органического генеза [25, c. 104].
Рассматривая научные исследования в области патогенеза и клинических проявлений ЗПР у дошкольников, можно выделить ряд общих симптомов данной патологии: медленные темпы развития ребенка по сравнению с нормально развивающимися сверстниками: поздние хождение и поздняя речь, отличающаяся однообразными и короткими фразами.
Ребенок слабо идет на контакт с другими взрослыми и детьми, проявляет низкие знания об окружающем мире: не знает названия бытовых предметов, животных, цветов и др. Данные признаки являются симптомами и иных патологий развития, поэтому дифференциальную диагностику задержки психического развития от общего недоразвития речи или умственной отсталости необходимо проводить комплексно [29, c. 66].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаркова, Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников/ Н.Г. Агаркова. – М. : Просвещение, 1987. – 129 с. - ISBN 978-5-906900-84-5. – Текст: непосредственный.
2. Бабкина, Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения / Н.В. Бабкина. – Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 3. – С. 44-58.
3. Баринова, А.А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР / А.А. Баринова. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 56. - С. 15-23.
4. Баряева, Л.Б. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Ю. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова и др. – Москва : Добрый мир, 2020. - 332 с. – Текст : непосредственный.
5. Бернштейн, Н. А. Построение движений/ Н.А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 174 с. - ISBN 978-5-458-24996. Текст: непосредственный.
6. Буцикина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. – Текст: непосредственный // Логопед. 2005. №3. С.10-14.
7. Волоскова, Н.Н. Формирование графомоторного компонента письма учащихся начальных классов. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / под общ. ред. О. Б. Иншаковой. - М. : Воронеж МОДЭК, 2020. - 222 с. – Текст: непосредственный.
8. Габова, М.А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М.А. Габова. - М.: Юрайт, 2020. - 707 с. – Текст: непосредственный.
9. Дубынина, Т.Е. Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития / Т. Е. Дубынина, Е. П. Рыжевич. – Текст : непосредственный // — 2020. — № 18 (308). – С. 101-106.
10. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова. - М.: Просвещение, 2015. - 272 с. – Текст: непосредственный.
11. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие / О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2020. - 163 с. – Текст : непосредственный.
12. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2003. – 91 с. – Текст: непосредственный.
13. Клыпа, О.В. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности / О.В. Клыпа, О.Р. Андреева. – Текст : электронный // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grafomotornyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-posredstvom (дата обращения: 04.01.2025).
14. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. - 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : КАРО, 2006. – 144 с. - ISBN 5-89815-688-7. Текст: непосредственный.
15. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского [и др.]. –М. : Просвещение, 1985. – 195 с. - ISBN 5-7695-0799-3. - Текст: непосредственный.
16. Лурия, А. Р. Мозг человека психические процессы/ А.Р. Лурия. – М. : Педагогика, 1970. – 495 с. - ISBN 5-94723-559-5. Текст: непосредственный.
17. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии/ Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – с. 245. - ISBN 5-09-004049-4. - Текст: непосредственный.
18. Международная классификация болезней 11-го пересмотра [Электронный ресурс] URL: https://doctorsan.ru/mkb-11 (дата обращения 03.01.2025). - Текст: электронный.
19. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития: Сборник статей под ред. Т.А. Власовой / М.С. Певзнер. Текст: непосредственный // АПН РСФСР, 1983. – С. 24-26.
20. Подрезова, И. А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями / И. А. Подрезова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 125 с. – Текст: непосредственный.
21. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина. Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 1. – С. 60 - 64.
22. Родионова, О.О. Актуализация проблемы формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.О. Родионова, М.Г. Ходова. - Текст: непосредственный //The Newman in Foreign policy. – 2020. – Т. 3. – №. 54 (98). – С. 63-67.
23. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учеб. пособие/ И.Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 282 с. - ISBN 5-691-00058-6. Текст: непосредственный.
24. Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте / Е. С. Слепович. – М. : Владос, 2014. – 124 с. – Текст: непосредственный.
25. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер, и др; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : 2001. – 312 с. - ISBN 5-7695-0558-3. Текст: непосредственный.
26. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского – М.: Академия, 2003. – 338 с. - ISBN 5-7695-0550-8. Текст: непосредственный.
27. Тимощенко, Е.Г. Развитие графомоторного навыка у детей (консультация для родителей) / Е. Г. Тимощенко. – Текст: непосредственный // Логопед. – 2012. – №5. – С. 58-65.
28. Трясорукова, Т.П. Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР. Тренажер. Изд. 2-е. / Т.П. Трясорукова. – М: Феникс, 2021. - 32 с. – Текст: непосредственный.
29. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. – М. : Аркти, 2015. – 250 с. – Текст: непосредственный.
30. Шкляр, Н.В. Программа коррекционной работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта/ Н.В. Шкляр, Е.Н. Андрушко. Текст: непосредственный //Paradigmata poznani. – 2020. – №. 4. – С. 161-165.