Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Логопедическая работа с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет) является важной и актуальной темой в области специальной педагогики и психологии. На данном этапе развития дети активно осваивают речевые навыки, что критически важно для их дальнейшего обучения и социализации. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10-15% детей в возрасте до трех лет сталкиваются с различными речевыми нарушениями, что подчеркивает необходимость разработки эффективных методов диагностики и коррекции этих нарушений.
Актуальность темы логопедической работы с детьми раннего возраста обусловлена растущим числом детей с речевыми нарушениями и необходимостью раннего вмешательства. Исследования показывают, что своевременная диагностика и коррекция могут значительно улучшить прогнозы для детей с речевыми проблемами. Например, работа профессора Е.П. Харченко акцентирует внимание на критических периодах в развитии ребенка, когда воздействие на его развитие может обеспечить успешное формирование речевых навыков [31].
В литературе представлено множество исследований, посвященных проблемам речевого развития у детей раннего возраста. Так, работы Л.И. Вартапетовой [4] и Г.А. Мареевой [19] подчеркивают необходимость ранней диагностики и коррекции речевых нарушений. Кроме того, исследования показывают, что недостаток внимания к развитию речи в раннем возрасте может привести к серьезным последствиям в будущем.
Целью данной работы является изучить и апробировать систему логопедической работы с детьми раннего возраста и анализ методов диагностики и коррекции речевых нарушений.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы психоречевого развития у детей раннего возраста.
2. Проанализировать методы диагностики речевых нарушений у детей в возрасте от 2 до 3 лет.
3. Изучить особенности логопедического обследования детей третьего года жизни.
Объектом нашего исследования являются процессы речевого развития у детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) с различными речевыми нарушениями.
Предметом исследования выступают примеры нарушений звукослоговой структуры у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В ходе нашего исследования мы использовали следующие методы:
1. Теоретический анализ: изучение научной литературы по теме логопедической работы с детьми раннего возраста, анализ существующих подходов к диагностике и коррекции речевых нарушений.
2. Наблюдение: проведение наблюдений за детьми во время логопедических занятий для выявления особенностей их речевого развития.
3. Практическое применение: использование диагностических методик для оценки уровня речевого развития детей.
4. Анализ результатов: оценка эффективности проведенных логопедических занятий на основе собранных данных.
База исследования.???? Учреждение???
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика довербального и начального вербального развития детей в возрасте двух-трёх лет
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития речи в онтогенезе посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (А.М. Бородич, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Н.В. Гавриш, А.Н. Гвоздев, В.В, Гербова, Е.С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф А. Сохин, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др.).
Речь является средством общения, по мнению Р. С. Немова, речь определяется системой звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые позволяют отображать, преобразовать и транслировать информацию [6].
Довербальное развитие – это важный этап в процессе формирования речевых навыков, который охватывает период до начала активного использования слов. Этот этап начинается с рождения и продолжается до момента, когда ребенок начинает произносить свои первые слова. В контексте детей в возрасте от двух до трех лет довербальное развитие включает в себя не только использование невербальных средств общения, таких как жесты, мимика и интонация, но и начальные попытки использования слов и словосочетаний.
Значимость довербального развития заключается в том, что оно создает основу для дальнейшего речевого общения. В этом возрасте дети активно используют невербальные средства для выражения своих эмоций, потребностей и желаний. Например, они могут показывать на предметы или использовать жесты, чтобы привлечь внимание взрослого. Эти навыки важны для формирования социальных связей и эмоциональной привязанности к родителям и другим значимым взрослым. Довербальное общение также помогает детям развивать навыки понимания языка, что является необходимым условием для успешного перехода к вербальному общению [24, 7].
Формирование вербальных навыков у детей в возрасте от двух до трех лет проходит несколько ключевых этапов, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Особенности речевого развития детей раннего возраста
Возраст Особенности речевого развития
До 1 года Появление первых слов, ориентированных на обозначение близких родственников (мама, папа, баба), предметов (соска) или действий (дай). Стоит отметить, что не всегда названные ребенком слова правильно произносятся. Дети упрощают произносимые слова ввиду низкого уровня словаря, например, собака – гав, гав.
От 1 до 2 лет Идет активное развитие словаря - в 1,5 года -20-30 в 2 года в речи ребёнка насчитывается около 300-400 слов. Также в этом возрасте осуществляется понимание речи. Ребенок запоминает все произносимые взрослыми слова. Появляются первые зачатки фразовой речи. Дети начинают комбинировать слова в простые фразы (например, «мама ушла», «дай мяч»). В словаре ребенка появляются местоимения, прилагательные. Они могут задавать простые вопросы («Где мяч?») и использовать отрицательные формы («Нет», «Не хочу»). Имеются недостатки в словоизменении и фонетическом оформлении речи – многие звуки детьми не воспроизводятся.
От 2 до 3 лет К трем годам активный словарь ребенка может содержать до 1500 слов. Ребенок уже способен пользоваться фразовой речью. Может выучить короткие песни, стишки. Речь становится более контекстной. В возрасте от двух до трех лет дети начинают осознавать фонематические различия между звуками и словами. Большая часть детей в данном возрасте испытывает трудности с произношением шипящих и свистящих звуков, заменяя их более удобными звуками. Также детям сложно дифференцировать звонкие согласные звуки по типу [р], [б]. в словаре появляются предлоги, наречия.
Итак, анализ психолого-педагогической литературы следующих авторов (А.М. Бородич, Н.В, Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин) по проблеме развития речи детей до трех лет позволил нам прийти к следующим выводам:
― речь ребенка развивается постепенно: от первых слов, до их комбинации в сложные предложения;
― речь детей в возрасте 3 развивается параллельно с общим развитием ребенка, его постижением окружающей действительности. Можно сказать, что именно детское любопытство порождает развитие речи;
― в речи детей уже присутствует почти все части речи, ребенок способен строить речь в форме предложений, вступать в вопросно-ответные формы общения.
Исследования природы развития речи (А.М. Бородич, И.А. Смирнова, Е.А. Стребелева, О.С. Ушакова, Л.П. Шевченко) показали, что речевое развитие детей в возрасте от двух до трех лет зависит от множества факторов, которые можно разделить на социальные и психологические (Таблица 2).
Таблица 2 – Факторы речевого развития детей раннего возраста
Группа факторов Фактор Описание влияния
Социальные факторы Семейная среда Общение с родителями и другими членами семьи играет ключевую роль в формировании речевых навыков. Дети, которые растут в языковой среде с активным общением, как правило, развивают речь быстрее.
Социальное взаимодействие Игры с ровесниками предоставляют возможность практиковать речь и учиться новому. Дети учатся использовать язык для решения конфликтов, выражения эмоций и установления контакта с окружающими.
Культурные особенности Различия в культурных традициях могут влиять на стиль общения в семье и на то, какие слова и фразы используются в повседневной жизни.
Психологические факторы Эмоциональное состояние Дети с высоким уровнем тревожности или низкой самооценкой могут проявлять меньше инициативы в общении.
Мотивация к общению Интерес к общению и желание быть понятым играют важную роль в развитии речевых навыков. Мотивированные дети более активно используют язык для выражения своих мыслей и желаний.
Индивидуальные особенности ребенка Некоторые дети могут развивать речь быстрее или медленнее по сравнению с их сверстниками из-за различных индивидуальных характеристик.
Таким образом, довербальное и начальное вербальное развитие детей в возрасте от двух до трех лет представляет собой сложный процесс, зависящий от множества факторов. Понимание этих аспектов имеет важное значение для родителей и специалистов в области логопедии, так как это позволяет создавать оптимальные условия для поддержки речевого развития детей на ранних этапах их жизни.
Речь детей до трех лет еще не совершенна. Это объясняется тем, что в данном возрасте дети ещё не сформировали правильную звуковую базу, не владеют грамматическими категориями, не могут правильно строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Но все же необходимо указать, что если ребенок в возрасте 3-х лет владеет понятной для окружающих речью, предикативным словарем, то можно судить об отсутствии у ребенка признаков общего недоразвития речи, задержки психического развития и иных речевых патологий. Именно поэтому в общем анамнезе ребенка всегда есть графа о периоде появления первых слов, фразовой речи. Такие данные помогают специалистам проследить этапы развития ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для СПО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml?from_page=21/(дата обращения: 05.02.2025).
2. Бондаренко Н.В., Сидоренко Т.И., Шевченко Е.А., и др. Основы логопедической работы с детьми раннего возраста: учебное пособие / Под ред. Н.В. Бондаренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2018. – 200 с.
3. Бородич А. М Методика развития речи у детей. М.: Просвещение, 2001. 224 с.
4. Вартапетова Л.И., Гребенникова Г.М., Прохорова И.Н., Кирякина А.В. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 118 с.
5. Вартапетова, Л.И., Григорьева, Т.А. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 220 с.
6. Васильева И.Н., Авдеева А.А. В театр играем – речь развиваем: логопедический материал для развития речи детей с ОВЗ 4-5 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с.
7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2018.
8. Громова О.E.. Методика формирования начального детского лексикона для детей раннего возраста / О.E Громова // Логопедия в детском саду: методические рекомендации.-Москва,2018.-С.-45-60.
9. Долгих Е.И.. Развитие активной речи у детей раннего возраста // Вопросы психологии.-2017.-№3.-С.-78-84.
10. Зайцева Н.П.. Игровые технологии в логопедии // Научные исследования в области коррекционной педагогики.-2020.-№1.-С.-32-39.
11. Зайцева Т.П ., Смирнова И.А ., Костина М.С ., и др.. Программы коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста / Под ред Т.П Зайцевой .– Казань : Издательство Казанского университета ,2019 .– 240 c.
12. Костарева, Л.А., Яковлева, Н.К. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста. – Екатеринбург: Уральский университет, 2020. – 250 с.
13. Костарева Л.А. Особенный ребенок: коррекционные занятия для подготовки к школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 64 с.
14. Кохан Г.Ю., Аблисова Н.В., Чебукина О.И., и др. Речь на кончиках пальцев: укрепляем пальцевую моторику // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2022. – С. 125-128.
15. Кузнецова И.В., Селезнева А.В., Фролова Н.М., и др. Игровая терапия в логопедической работе с детьми / Под ред. И.В. Кузнецовой. – Екатеринбург: Уральский университет, 2021. – 250 с.
16. Лебедева О.В., Михайлова Л.И., Коваленко А.С., и др. Развитие речи у детей раннего возраста: методические рекомендации / Под ред. О.В. Лебедевой. – Казань: Издательство Казанского университета, 2020. – 120 с.
17. Лункина, Е.Н., Смирнова, И.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников // Вестник психологии и педагогики. – 2021. – № 2. – С. 45-60.
18. Лункина Е.Н. Исправление нарушений речевого развития у детей: практическое пособие и рекомендации для логопедов и родителей. – Москва: Владос, 2022. – 271 с.
19. Мареева Г.А., Чистякова И.К. Современные подходы к логопедической помощи детям // Психология и педагогика: современные исследования, 2023.- Т.12.- С. 50-65.
20. Мартыненко В.С.. Современные подходы к коррекции речевых нарушений // Вестник педагогических наук.-2021.-№4.-С.-45-50.
21. Маслова В.Н. Организация коррекционно-логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 5 (51). – С. 15-20.
22. Петрова Т.Г., Зайцева Н.П., Чернышева М.А., и др. Логопедия для дошкольников: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред Т.Г Петровой .– Москва : Академия, 2017 .– 320 с.
23. Рюмина А.Б., Михайлова Н.В., Костина И.А., и др. Логопедическое сопровождение детей раннего возраста: методические рекомендации для логопедов и педагогов дошкольного образования / Под ред. А.Б. Рюминой. – Москва: Владос, 2020. – 150 с.
24. Смирнова И.А.. Логопедия для дошкольников: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под редИ.А Смирновой.-Москва,2022.-320с.
25. Соловьев А.Н., Кузнецова Е.И., Баранова Т.П., и др.. Методика логопедической работы в детском саду / Под ред А.Н Соловьева .– Москва : Просвещение ,2016 .– 256 с.
26. Стребелева, Е.А., Харченко, Е.П. Диагностика речевого развития детей раннего возраста. – Москва: Владос, 2015. – 240 с.
27. Стребелева Е.А., Чистякова И.К. Логопедическая помощь детям раннего возраста: методические рекомендации // Научные исследования в области коррекционной педагогики, 2021.- Т.9.- С. 34-50
28. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. М., 2014. 90 с.
29. Филиппова Н.М.. Основы логопедической работы с детьми раннего возраста // Логопедия в детском саду.-Москва,2019.-С.-15-20.
30. Харченко Е.П., Мартыненко В.С. Речевое развитие и его коррекция в раннем возрасте // Вопросы психологии и педагогики, 2022. - №3(45). - С. 12.
31. Харченко, Е.П., Чистякова, И.К. Современные подходы к логопедической помощи детям // Психология и педагогика: современные исследования. – 2022. – Т. 11. – С. 45-60.
32. Чистякова И.К. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию речи у детей раннего возраста // Научные исследования в области коррекционной педагогики.-2020.-№3.-С.-10-15.
33. Шевченко Л.П ., Яковлева М.С ., Королева Н.А ., и др.. Основы логопедического вмешательства при речевых нарушениях у детей / Под ред Л.П Шевченко .– Москва : Владос ,2020 .– 300 c.
34. Яковлева, Н.К., Мартыненко, В.С. Работа с родителями детей с речевыми нарушениями // Научные исследования в области коррекционной педагогики. – 2023. – Т. 12. – С. 34-50.
35. Яковлева Е.Н, Петрова Н.К ., Дорофеева Т.М ., и др.. Игровые технологии в логопедической практике / Под ред Е.Н Яковлевой .– Екатеринбург : Уральский университет ,2021 .– 180 c.