Фрагмент для ознакомления
2
Теоретическое исследование роли государства в экономике как сложного социально-экономического явления требует комплексного подхода, который включает в себя следующие уровни: общефилософский, социально-философский, собственно политэкономический. В общем философском плане необходимо подойти к необходимости присутствия государства в экономике, прежде всего в форме макрорегулирования, его сущности и перспектив развития с точки зрения соотношения целого и части, чтобы выявить необходимость присутствия государства в экономике.
И надо думать, что речь идет об органическом целом, о диалектике целого и части, когда в процессе развития предмета как целого происходит его самоограничение. Государство в рыночной экономике как органическая часть современных экономических систем, которую следует рассматривать как внутренний момент функционирования экономики.
Роль государства в рыночной экономике предстает как закономерный результат развития рыночной экономики, способ разрешения противоречий, преодоления «провалов» рынка. В экономической теории они обычно обозначаются как: тенденция к монопольному контролю над рынком, неравномерное распространение информации в экономической среде, неспособность производить «общественные блага», неспособность соответствовать социально приемлемым границам неравенства доходов и неспособность устранить негативные «внешние» эффекты. Если оставить в стороне административные и правовые функции, то собственно экономические функции государства заключаются в следующем: организация денежного обращения; производство «общественных благ»; регулирование «естественных монополий»; устранение чрезмерного социального неравенства; защита общества от негативных внешних факторов; сглаживание экономического цикла .
В свою очередь, если рассматривать роль самого государства в рыночной экономике как целостного, относительно самостоятельного образования (подсистемы), то его исследование предлагает выделить в нем столь необходимые стороны (отношения), которые являются наиболее простыми и определяющими в этом целом. В данном случае это характеристика базы.
Соответственно, все остальные необходимые стороны и связи, образующиеся под непосредственным воздействием фундамента, оправданы. Вывод обоснованного из основы предполагает рассмотрение последнего в движении, изменении и развитии, требующего раскрытия противоположной стороны, тенденций, вызывающих изменение основы, и перехода от одного качественного состояния к другому.
Это означает, что роль государства в рыночной экономике, а если брать шире, то и государственного сектора, имеет свои собственные внутренние импульсы для развития и расширения. Таким образом, государство находится не вне экономической системы, а внутри нее. Прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах утратило значение: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют только присущие им функции и существуют в неразрывном единстве.
Собственно политэкономический анализ содержания роли государства в экономике, строго логичная постановка целей, последовательность и полнота исследования определяются теоретической моделью экономических (производственных) отношений.
Представляется разумным в данном случае предположить, что основная структура любых экономических отношений в любых условиях и на всех этапах развития общественного производства характеризуется противоречивым взаимодействием различных интересов политико-экономико-дифференцированных субъектов в отношении определенного объекта. Соответственно, необходимыми моментами разработанного политико-экономического анализа социально-экономического явления (в нашем случае роли государства в экономике) являются характеристика особенностей субъектов и объектов рассматриваемых отношений, а также присущих им экономических интересов и вытекающих из них взаимосвязей последних противоречий.
Политэкономический анализ роли государства в экономике предполагает в первую очередь характеристику государства как экономического субъекта, затем как субъекта макрорегулирования. В качестве научной категории политической экономии «субъект» означает, что каждая из необходимых, взаимодействующих на основе приобретения соответствующего политико-экономико-дифференцирующего признака сторон экономических отношений, тем самым придает деятельности субъектов объективное значение. Это положение в отношении государства требует конкретизации. Во-первых, необходимо определить особенности государства как конкретного экономического субъекта. Во-вторых, положение государства в системе экономических отношений должно быть охарактеризовано в их структуре, поскольку это определяет иерархию в системе экономических субъектов. В-третьих, необходимо соотнести государство с общими социальными формами экономических субъектов через индивида, группу, общество и ответить на вопрос, каких (каких) субъектов (субъектов) персонифицирует государство как конкретный хозяйствующий субъект .
В-четвертых, важнейшим направлением изучения данной проблемы является место экономического интереса государства в системе экономических интересов, раскрытие экономических противоречий как содержательной формы взаимодействия несовпадающих экономических интересов. В-пятых, необходимо уточнить экономические функции государства в современной экономике и выявить и изучить новые тенденции в развитии макрорегулирования экономической жизни, обусловленные как внутренней логикой развития современной экономики, так и процессами глобализации. В связи с вышесказанным давайте упомянем несколько моментов.
Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, которые имеют право и обязанность устанавливать и защищать условия экономической деятельности, обязательные для других участников рынка, и перераспределять результаты своей деятельности, и защищать их .
Государство - это особый случай властных отношений, возникающий в результате передачи гражданами части своих прав на контроль за своей деятельностью, так что государство и его органы имеют право на принуждение в рамках и на основе законов. Что касается структуры экономических отношений, которые в свою очередь определяют структуру и подчиненность экономических субъектов, то в литературе проводятся следующие классификации экономических субъектов: субъекты первичных и вторичных экономических отношений, субъекты основных производственных отношений и их отраженных форм и т.д.
Похоже, что государство в настоящее время является одним из наиболее важных экономических субъектов, поскольку оно является субъектом или «посредником» в движении практически любых экономических отношений. Кроме того, следует иметь в виду, что государство является поставщиком чисто общественных благ, многие из которых действуют как своеобразные экономические ресурсы, используемые в секторах экономики. государственное регулирование переходной экономики.
1.2. Виды государственной экономической политики
Единой общепринятой классификации видов макроэкономической политики не существует, и разные ученые определяют ее по-разному, составляя перечень составляющих экономической политики государства. В зависимости от сферы государственного влияния на экономические процессы, методов и инструментов реализации государственной экономической политики различают несколько ее видов.
При классификации экономическую политику следует в первую очередь разделить на внутреннюю и внешнюю, поскольку уровень жизни людей во многом зависит от развития первой, а на завоевание страной своей ниши в мировой экономике влияет вторая. Внешнюю политику следует рассматривать как отдельную отрасль государственной экономической политики, которая охватывает сферу экономических отношений с другими странами, включая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, совместные программы, привлечение иностранного капитала, иностранной рабочей силы и специалистов, а также различные операции с внешним долгом.
В системе федерализма Россия одновременно проводит три типа государственной политики: непосредственно федеральную, региональную и местную политику, хотя некоторые авторы выделяют национальную политику отдельно. Все типы политик не просто накладываются друг на друга, они тесно взаимосвязаны и не имеют одинаковых оснований для систематизации средств их реализации. Региональная экономическая политика должна быть подчинена целям и задачам развития экономики регионов, административно-территориальных единиц и обеспечения территориального сотрудничества в рамках единой Федерации. Он должен опираться на саморазвитие регионов, выравнивать экономический потенциал субъектов Федерации (Республики, области, края и т.д.), смягчать неравенство в социальном положении населения, создавать оптимальные условия для экономического роста в регионах с отсталой и депрессивной экономикой .
Экономическую политику также можно разделить на регуляторную, либеральную и мобилизационную. Необходимо понимать, что часть инструментов реализации предполагает прямое влияние на экономические субъекты (государственное регулирование органами исполнительной власти), а другая часть - косвенные методы реализации, то есть либеральную политику. В случае форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, техногенных катастроф, военных действий и т.д.) Следует особо классифицировать мобилизационную политику, когда власть может применять практически любые инструменты и методы воздействия на юридических и физических лиц с целью уменьшения необратимых последствий, уменьшения ущерба, но оставаясь в рамках правового поля.
На наш взгляд, необходимо сочетать материалистический и финансовый подходы к формированию экономической политики, и это должно проявляться как на государственном, так и на региональном уровнях. В отечественной экономической политике до сих пор отсутствует сбалансированный подход, и если в 90-е годы 20-го века преобладали финансовые подходы, то сейчас все большее значение приобретают материальные подходы .
Основой государственной экономической политики в развитых странах является единство фискальной и денежно-кредитной политики. Если фискальная политика по своей сути является финансово-бюджетной политикой, то денежно-кредитная политика более точно называется денежно-кредитной политикой или политикой влияния на денежную массу. Тем не менее, этим не исчерпываются все виды и формы экономической политики, и необходимо обозначить и другие области этой экономической политики.
В общей экономической политике ее составляющие включают структурную, инвестиционную, социальную, демографическую, научно-техническую, инновационную, антимонопольную, институциональную, экологическую, денежно-кредитную, инфляционную, налоговую и тому подобное.
Структурная политика характеризует линию действий государства по формированию и изменению отраслевой и региональной структуры производства в стране, влиянию на пропорции и соотношение между производством различных видов промышленной продукции и региональной продукцией. В рыночной экономике проводимая государством структурная политика направлена на содействие прогрессивным изменениям в структуре производства, которые создают возможность для удовлетворения внешнего и внутреннего рыночного спроса, потребностей населения, использования передовых технологий и технологий, экономической независимости и военной безопасности, а также для достижения других целей. цели.
Любая крупная трансформация производственной структуры связана с необходимостью вложений и капиталовложений. Таким образом, структурная политика тесно взаимосвязана и составляет единое целое с инвестиционной политикой, направленной на поиск источников инвестиций и создание рациональных сфер их применения, обновление экономического потенциала и стимулирование производства .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –1993. – 19 декабря.
2. Амирджанян, М. А. Проблемы макроэкономического регулирования российской экономики / М. А. Амирджанян, Е. С. Джой / / инновационные технологии в образовании и науке: материалы международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 года). В 2-х томах.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2019. - С. 139-141
3. Анохин, Л. М. Состояние и перспективы развития социальной рыночной экономики в России / Л. М. Анохин, Н.в. Анохина / / Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - №11 (366). - С. 24.
4. Буданов В. модернизация российской экономики и развитие человеческого потенциала. Общество и экономика. - 2022. - № 11-12. - С. 20-35.
5. Государственное регулирование народного хозяйства: Учебник / Под ред. Н. а. Платонова и др. - М.: Альфа-М, 2022. - 653 с.
6. Грибов, В.Д. Экономика предприятия. / В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2023. – 336 с.
7. Гурков, И. Проблемы конкурентоспособности экономики России / И. Гурков // Маркетинг. – 2023. – № 1. – с. 13-15
8. Даурбеков, А. М. модернизация российской экономики в современных условиях: проблемы и перспективы / А. М. Даурбеков, Х. М. Даурбеков, З. В. Кациев / / актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы II Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 16 июля 2017 г.) / редколлегия.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: ЦНС "интерактив плюс", 2022. - с. 253-255
9. Макроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю. Черемных; Московский государственный университет им. их. М. В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2020. - 844 с.
10. Макроэкономика: Учебник / И. Н. Никулина. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 553 с.
11. Макроэкономика: Учебное Пособие / М. Ю. Малкина. - М.: научный центр ИНФРА-М, 2019. - 395 с.
12. Макроэкономика: учебное пособие / С. Г. Серяков; Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Мастер: ИНФРА-М, 2020. - 416 с.
13. Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева и др.. Экономическая теория: пособие для учителей., аспиранты и стажеры. - 4-е изд., стереотип. — Меганьютон.: Книжный Дом; Эко-Перспектива.2019. - 637 с.
14. Олевский, Г. Интернационализаация предпринимательства и национальная конкурентоспособность / Г. Олевский // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2019. – №12. – с. 17-26.
15. Портер, Майкл. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер. – М.:Альпина Паблишер, 2024. – 456 c.
16. Радзиевская Т.В. Механизм государственного регулирования российской экономики: сущность, формы, эффективность / Под ред. В.В. Гаврилова. – М.: Экономика, 2021. – 285 с.
17. Радзиевская Т.В. Сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных экономик // Российское предпринимательство. – 2024. – №12 (258). – с. 103–111.
18. Сагателян А. В. особенности механизма государственного регулирования экономики / / инновационные технологии в науке и образовании: материалы VIII Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 23 Сент. 2016) редакционная коллегия/.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2019. - № 8. - с. 285-291.
19. Седова Н.В. Государственное регулирование энергетической безопасности (региональный аспект) // Вестник Томского государственного университета. – 2019 – №3 (31). – с. 55-59.
20. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и Россия: учебное пособие / И.А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 286 с.
21. Тихомирова А. А. влияние государства на процессы обеспечения экономической безопасности / / экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы V Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 3 Февраля. 2017) / редколлегия.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2022. - № 2. с. 184-187.
22. Франк, Р. Х. Макроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 696 с.
23. Чуйкин, А.М. Стратегическая конкурентоспособность организации в знаниевой экономике / А.М. Чуйкин // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2019. – №3. – с. 114-124.
24. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.qks.ru. (дата обращения: 25.12.2024)