Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях глобализации и быстрого развития технологий, политическая нестабильность становится важным фактором, оказывающим значительное влияние на экономические процессы и бизнес-среду. Политические риски могут проявляться в различных формах: от изменения законодательства и налоговой политики до конфликтов и революций. Эти риски способны не только подорвать доверие инвесторов, но и привести к значительным финансовым потерям и неустойчивости на рынках. Повышение политической напряженности в разных регионах мира делает анализ политических рисков особенно актуальным для компаний, стремящихся к международной экспансии, а также для государств, рассматривающих иностранные инвестиции как движущую силу своего экономического роста.
В условиях нестабильной политической среды понимание и управление политическими рисками становятся ключевыми элементами стратегического планирования и успешного ведения бизнеса, что подчеркивает важность исследования данной темы для ученых, практиков и политиков.
Степень изученности проблемы. Эта тема уже поднималась в работах Н. Макиавелли, а также Ш. Монтескье и И. Гердера, которые акцентировали внимание на рисках и опасностях, связанных с возникновением культов и диктатур. М. Бакунин, П. Кропоткин, Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето и Дж. Бейнхейм провели политический анализ методов и эффективности действий властей в условиях общественной нестабильности.
Объект исследования – ООО «Элком».
Предмет исследования – оценка и управление политическими рисками.
Цель работы – исследование политических рисков.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие и сущность политического риска;
-дать классификацию политического риска;
-описать стратегии управления политическими рисками;
-дать краткую характеристику ООО «Элком»;
-проанализировать влияние политических рисков на условия внешнеторговых сделок, на примере ООО «Элком»;
-разобрать приоритетные направления России по оптимизации политического риска.
Методы исследования. Данное исследование проводится в рамках ценностно-нормативного подхода, сравнительного анализа, структурно-функционального метода. В исследовании также используется количественно-качественная оценки вероятности рисков.
Научная значимость темы заключается в возможности углубленного анализа влияния политических изменений на экономику и общество, что способствует развитию теоретических моделей и подходов в политической и экономической науках. Исследование политических рисков также помогает обогатить академическую дискуссию о стабильности государственных институтов и механизмах преодоления политической нестабильности.
Практическая значимость темы состоит в предоставлении бизнесу и инвесторам инструментов для более точной оценки и управления рисками, связанными с изменениями в политической среде, что может привести к более обдуманным стратегическим решениям. Для государственных органов и международных организаций изучение политических рисков важно для разработки эффективных политик и стратегий предупреждения и минимизации их негативного влияния на общество и экономику.
Источники информации исследования включают несколько категорий: научные статьи ученых, работающих в таких областях, как риски, их анализ, политические риски, санкции и ограничения; материалы средств массовой информации; а также официальные статистические данные организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ
1.1 Понятие и сущность политического риска
Политические риски, которые могут влиять на экономические результаты, являются примерами чистых рисков. Политический риск представляет собой вероятность финансовых убытков из-за изменений в политической системе, перераспределения политических сил или нестабильности в стране.
Он является одним из аспектов демократии, который связан с оценкой альтернатив и практическим выполнением принятых решений. Политический риск рассматривается как форма предпринимательской деятельности с неполной предсказуемостью итогов. С одной стороны, этот риск зависит от выбора, что свидетельствует о свободе и независимости политического лица, с другой — он требует соблюдения ответственности, подразумевающей реалистичное основание и достижение конкретных целей [11].
Риск — это неизменный компонент политического принятия решений, и поскольку это действие выполняет субъект, его оформление и реализация сильно зависят от социальных и психологических характеристик этого субъекта. Эти аспекты отражаются в таких понятиях, как восприятие рисковых ситуаций и уровень риска, что актуализирует роль риск-тейкера — лица, готового нести ответственность за выбор и осуществление решений.
Политические решения усложняются влиянием социально-экономических факторов. Политика чрезмерной эксплуатации одними регионами других, а также различных социальных слоев внутри стран представляет собой неприемлемый и неоправданный риск. Экономические неурядицы, резкие социальные изменения, а также чрезмерный упор на националистические и сепаратистские идеологии также несут в себе угрозу. Риски при этом зачастую не учитываются. Да и в стабильных западных странах одной из главных проблем в процессе принятия решений является то, что они часто становятся прерогативой элиты, а последствия ложатся на плечи широких народных масс, иногда выходя за пределы страны. Решение данной проблемы заключается в создании новых возможностей для демократического контроля и распределении ответственности. Это требует высокого уровня образования и социальной активности, а также необходимости избегания эйфории и необоснованной осторожности, которые замедляют социальные преобразования [21].
К настоящему времени стала очевидной серьезность рисковых решений, связанных с отказом от прежней политической системы в СССР. Эти решения привели к новой политической активности как на уровне руководства, так и среди населения. Проблемы социальной несправедливости вновь рассматриваются как факторы, способствующие возникновению рисковых ситуаций, повышая значимость медиа и новые приоритеты, усугубляющие степень риска. Актуализируется вопрос о совмещении различных этнокультурных моделей рискового поведения и возникновении "центров редукции риска". Нахождение новых методов управления рисками важно, поскольку именно рисковые решения обеспечивают устойчивость политической системы.
Политический риск проявляется как неожиданное изменение условий ведения бизнеса, вызванное политическими аспектами и событиями, что создает негативную атмосферу для предпринимателей и может привести к увеличению затрат и утрате прибыли.
К основным источникам такого риска относятся повышение налогов, установление обязательных отчислений, изменения условий договоров, трансформация форм собственности, а также изъятие активов и средств по политическим причинам. Оценить потенциальные убытки и уровень риска в этих ситуациях затруднительно. До XVII века не существовало единого термина для обозначения риска: удача или неудача считались предопределенными судьбой. Новая эпоха принесла понимание риска как важнейшего аспекта человеческой деятельности и фактора успешности. В условиях, где уже не действует судьба, каждая деятельность оценивается через призму риска. Сегодня анализ рисков служит основой для принятия политических и экономических решений, учитывая вероятность того, что государства или кредиторы не смогут выполнять свои обязательства перед иностранными инвесторами. Различают разведанную классификацию странового риска на некоммерческий и коммерческий [15].
Успех деловых операций за границей, в той мере, в какой он зависит от политических факторов, не ограничивается лишь рисками, которые могут пагубно сказаться на ожиданиях участников. Значительных достижений в бизнесе можно добиться не только благодаря проактивным мерам по минимизации рисков, но и за счёт умения выявлять и использовать политические возможности. Ярким примером является случай Н. Ротшильда, который применил информацию о битве при Ватерлоо для успешного маневра на Лондонской фондовой бирже. Для инвесторов, принимающих решение о вложениях в определённую страну, факторы политической стабильности, способствующие экономическому благополучию, имеют такое же значение, как и шансы на нестабильность, которая может сделать инвестиции крайне убыточными [8].
Большинство экспертов в области политического риска считают, что политические изменения не всегда представляют опасность для бизнеса — они также могут открывать новые горизонты. Они предлагают рассматривать «политический риск» как неопределённость, связанную со всеми нерыночными факторами, что подразумевает необходимость учитывать как негативные, так и позитивные изменения.
1.2 Классификация политического риска
Политические риски включают в себя следующие факторы:
а) прекращение деятельности из-за вооруженных конфликтов, революционных изменений, ухудшения внутренней политической обстановки, национализации, конфискации предпринимательского имущества, введения эмбарго, а также отказа нового правительства выполнить обязательства своих предшественников и др.;
б) приостановка внешних платежей на определенный период из-за чрезвычайных ситуаций, таких как забастовки или войны;
в) негативные изменения в налоговом законодательстве;
г) ограничения или полный запрет на конвертацию национальной валюты в нужную валюту для расчетов. В подобных случаях экспортерам может быть затруднительно завершить сделки в национальной валюте, которая имеет ограниченное применение [3].
Рис.1.1 Классификация политических рисков [16].
Политические риски проявляются при нарушении производственно-торговых условий, которые не зависят напрямую от действий предпринимателя.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Афанасьева Д.А. Концептуальные подходы к изучению политических рисков // Инновационные подходы в решении проблем современного общества. - 2022. - С. 222-224.
2. Бордовских А.Н. Политические риски: современные проблемы оценки и теоретического моделирования: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2021. – 29 с.
3. Бордовских А.Н. Политический риск и корпоративная ответственность // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2023. - № 2. - С. 67-79.
4. Бордовских А.Н., Соловьёв А.И. Политические сети как новый источник политического риска // Государственное управление - 2022. - № 51. - С. 185-212.
5. Братерский, М. В. Экономические инструменты внешней политики и полити¬ческие риски. — М. : ГУ¬ВШЭ, 2020 — 231 с.
6.Брега А.В. Политический риск в условиях сетевизации современного общества. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 383 с.
7. Джус И.В. Политические риски: оценка, анализ и управление: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2022. – 38 с.
8.Жавронков, А. В. Технологии минимизации политических рисков как фактор обеспечения социально- политической стабильности России // Политконсультант. - 2021 - № 3 – С. 44-49
9. Карякин М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций (вопросы теории и методологии). - М.: Авуар консалтинг, 2022. – 196 с.
10.Мамедов, Ф. О. К понятию политического риска в современных условиях // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (17). — С. 256-259.
11. Панюков А.Ю. Становление понятия «политический риск» в политологии // Вестник Пермского университета. - 2023. - № 2 (30). - С. 99-106.
12. Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. - 2021. - № 5. - С. 19-33.
13.Пятибратов И. С. Сущность политического риска и его социально-экономические основания. // Вестник Финансового университета. – 2020 - № 10 – С. 116-120.
14.Руденко, А.М. Политология в схемах и таблицах: учебное пособие. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2022. – 274 с.
15.Смольков В.Г. Факторы риска в социальном управлении //Социальное управление. – М.: Изд-во РАГС, 2020. – 394 с.
16.Сурма И.В. Новый глобальный наднациональный актор международных отношений в контексте национальной безопасности. // Национальная безопасность - 2023. - № 1.- С. 66-80.
17. Тихомирова И.В. Политический риск и управление социально-политическими процессами: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2022. – 34 с.
18. Тэпман, Л. H. Риски в экономике : учеб. пособие для вузов. — М. : ЮНИТИ¬ДАНА, 2022 — 380 с.
19.Федотова, Ю.Г. Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 501 с.
20.Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. – М.: «Рефл-бук», 2022. – 229 с.
21.Чернова Г. В., Кудрявцева А. А. Управление рисками. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2020. – 339 с.