Фрагмент для ознакомления
2
Обратимся к истории процесса обучения детей иностранному языку в России и мире. В 90-е годы XX века в России наблюдается активное развитие раннего иноязычного образования. Изучение иностранного языка в детском саду становится элементом лингвистической подготовки детей к школе. Этот период характеризуется разработкой новых технологий, курсов и программ обучения, а также обеспечением гибкости систем управления в образовательном процессе.
Зарубежные исследования оказали значительное влияние на развитие методик раннего иноязычного образования в России [34]. Отечественные учёные, такие как О. А. Баранцева, Ю. А. Воробьева, А. А. Леонтьев. [2, 4, 17] и другие, также внесли свой вклад в разработку эффективных подходов к обучению иностранным языкам в раннем возрасте.
Во второй половине XX века были разработаны различные методики обучения, которые оказали значительное влияние на образовательную практику. Например, методика «I love English» В. Н. Мещеряковой [21] основана на принципе естественного обучения и последовательного овладения речевыми навыками, что позволяет учащимся постепенно и органично осваивать иностранный язык. Методика TPR (Total Physical Response) Дж. Ашера [34] предполагает понимание речи через мимику, жесты и интонацию, что особенно полезно для детей и взрослых, начинающих изучать язык.
В наши дни речь детей старшего дошкольного возраста продолжает интенсивно развиваться, обогащаясь как по содержанию, так и по форме. Монологическая речь представляет значительную сложность для детей, особенно на начальных этапах развития речевых навыков. Для облегчения этого процесса педагоги используют различные опоры, такие как микротексты или структурные схемы. Они помогают структурировать высказывания и делают процесс изложения мыслей более понятным. Учитель поддерживает детей, задавая наводящие вопросы и напоминая о последовательности изложения, что способствует развития навыка более уверенного и связного выражения мыслей у детей [1].
Формирование культуры речи у детей дошкольного возраста является важным аспектом их общего развития. Оно включает освоение литературного языка и использование выразительных языковых средств. Основы культуры речи закладываются в дошкольный период. Знания, полученные детьми на этом этапе развития, определяют их дальнейшие коммуникативные навыки. Понятие культуры речи охватывает учение о совокупности коммуникативных качеств речи, таких как точность, богатство, образность и другие признаки. Развитие образности речи в дошкольном образовании способствует формированию эстетических представлений у детей. Для этого необходимо ознакомление с произведениями искусства, природой, художественной литературой и фольклором, что обогащает словарный запас и развивает умение выразительно использовать языковые средства [32].
Вышеописанный период характеризуется значительными изменениями в структуре и качестве речевого общения, что обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. О. А. Баранцева заявляет, что в процессе освоения речевого материала дети проявляют гибкость в использовании конструкций и лексики, адаптируясь к изменяющимся условиям сюжетной линии. Это свидетельствует о том, что они активно взаимодействуют с языком, выбирая наиболее подходящие языковые средства для выражения своих мыслей и эмоций. Автор считает нужным отметить, что в дошкольный период дети начинают осознавать различие языковых систем, если они изучают несколько языков, и перестают использовать их одновременно в смешанной форме, что является важным этапом в формировании языковой компетенции [2].
В возрасте пяти-шести лет у дошкольников наблюдается активное развитие воображения, что позволяет им отличать реальное от вымышленного. В этот период речь обогащается сложными конструкциями, такими как синонимы, антонимы и обобщающие слова. К седьмому году жизни у детей формируется мотивация к учебной деятельности, а их речь достигает пика развития, что свидетельствует о значительных успехах в когнитивном и речевом развитии и создаёт основу для дальнейшего обучения [3].
Одной из ключевых особенностей развития речи в этот период является активное пополнение словарного запаса. Дети начинают не только усваивать новые слова, но и понимать их смысловые оттенки, что способствует более точному выражению мыслей. Словарный запас расширяется за счёт слов, обозначающих качества, свойства предметов, а также абстрактные понятия.
Формирование грамматического строя речи также является важным этапом в развитии речевой компетенции ребёнка и включает в себя работу над морфологией, словообразованием и синтаксисом. Этот процесс позволяет ребёнку не только усвоить грамматические правила языка, но и научиться правильно строить словосочетания и предложения. Словотворчество, которое часто наблюдается в детском возрасте, также способствует овладению необходимым словарём и формированию грамматических навыков. Через эксперименты с языком дети учатся создавать новые слова, что помогает им лучше понять структуру языка и его возможности [33].
Проблема развития связной речи у дошкольников является на сегодняшний день одной из самых популярных. Связная речь важна для эффективной коммуникации и познавательной деятельности детей, так как помогает лучше усваивать информацию и формировать мыслительные процессы. Многие учителя и воспитатели ошибочно считают, что развитие связной речи сводится к умению связывать слова, не уделяя внимания построению связного текста [7].
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является важным аспектом их общего развития и подготовки к обучению в школе. Связная речь позволяет детям не только точно и последовательно выражать свои мысли, но и способствует формированию их когнитивных способностей, воображения и эмоциональной сферы. Умение описывать предметы и явления образно и точно не только облегчает процесс обучения, но и способствует более глубокому пониманию окружающего мира. Поэтому развитие связной речи должно быть одним из приоритетных направлений в работе педагогов с дошкольниками. Согласно исследованиям Г. И. Халиуллиной, связная речь представляет собой не только последовательность высказываний, но и адекватность речевого замысла, что подразумевает соответствие речи контексту и целям общения [29].
Развитие связной речи у дошкольников зависит от множества факторов. По мнению А. С. Прохоровой, одним из важных условий является наличие соответствующей речевой среды, которая включает в себя общение с окружающими людьми, доступ к книгам и другим источникам информации. «Одним из условий развития связной речи дошкольников выступает также общение ребенка со сверстниками и взрослыми. В общении со сверстниками ребенок применяет в два раза больше сложных предложений, чем при общении со взрослым.» Положительное социальное окружение также играет значительную роль, так как поддержка и внимание со стороны взрослых и сверстников способствуют более активному и уверенному использованию речи. Автор также уточняет, что семейное благополучие создаёт благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка, включая его речевую функцию. Индивидуальные особенности каждого ребёнка, такие как темп усвоения информации и уровень коммуникативных навыков, также влияют на формирование связной речи. Наконец, познавательная активность дошкольника, его стремление к познанию нового и исследованию окружающего мира стимулируют развитие речевых навыков и способствуют обогащению словарного запаса [22, с. 324].
Е. В. Кузнецова считает, что связная речь у детей развивается поэтапно и последовательно, что является важным аспектом их общего речевого развития. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать различные типы связных высказываний, такие как описание, повествование и рассуждение, что позволяет им более точно и полно передавать свои мысли и впечатления. В процессе формирования связной речи у дошкольников также закладываются основы социально-коммуникативной компетентности, что способствует их успешной адаптации в обществе и эффективному взаимодействию с окружающими [18].
Таким образом, развитие речи в старшем дошкольном возрасте характеризуется комплексностью и многообразием аспектов. Этот период сопровождается активным обогащением словарного запаса, освоением грамматических конструкций, формированием связной речи и развитием фонематического слуха. Всё ранее описанное способствует общему речевому развитию и подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасенко, К. А. Игровые технологии как средство обучения говорению на иностранном языке детей старшего дошкольного возраста / К. А. Афанасенко // Функциональная грамотность. Уроки жизни: Материалы региональной научно-практической конференции, Воронеж, 27 октября 2021 года / Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – С. 4-12.
2. Баранцева, О. А. Роль сюжетно-дидактической игры в развитии диалогических умений у детей дошкольного возраста в процессе обучения английскому языку / О. А. Баранцева, А. И. Полетаева // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2024. – № 20. – С. 35-42.
3. Владимирова Ю. А. Особенности раннего обучения иностранному языку // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2019. –№1. – С. 27-31.
4. Воробьева, О. И. Методические аспекты обучения английскому языку в детских дошкольных учреждениях / О. И. Воробьева // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2011. – № 4(64). – С. 55-60.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 199 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
7. Габдулхаков, В. Ф. Приемы формирования у детей навыков связной речи / В. Ф. Габдулхаков, С. Н. Башинова, // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2019. – № 5 (95). – С. 12-21.
8. Гаврилова, К. А. Компоненты коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста / К. А. Гаврилова // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 2 (99). – С. 221-223.
9. Горбовская Ю. А. Метод SAY – самый быстрый способ заговорить на английском [Электронный ресурс]. URL: https://methodsay.com/ (дата обращения 30.04.2025).
10. Дмитриева, У. М. Обучение детей дошкольного возраста английскому языку: обзор методик и проблема диагностики / У. М. Дмитриева, М. В. Кузнецова // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 2 (54). – С. 57-67.
11. Елисеева М. Курс для детей «My English baby» [Электронный ресурс]. URL: https://myenglishbaby.com/ (дата обращения 30.04.2025).
12. Зотова, А. М. Разработка игровых и мультимедийных технологий для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к английскому языку / А. М. Зотова, Е. А. Сурудина // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 102-108.
13. Имамкулиева, Л. Э. Использование информационных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста английскому языку / Л. Э. Имамкулиева, А. Ю. Никулина, П. С. Чижаева // Образовательный процесс. – 2020. – № 2(24). – С. 24-29.
14. Кабалина, О. И. Влияние раннего обучения иностранному языку на формирование языковой личности будущего / О. И. Кабалина, К. М. Тананаева // Лингвистика и современное иноязычное образование: Сборник научных трудов / Ответственный редактор О.И. Кабалина. – Москва: Московский государственный областной университет, 2020. – С. 64-72.
15. Копылова, Е. В. Природосообразное обучение иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС до / Е. В. Копылова // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 4. – С. 50-57.
16. Копылова, Е. В. Creative English. Pupil's Book: учебно-методическое пособие по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Копылова, Н. Н. Сергеева // Екатеринбург: [б. и.], 2019. – 90 с.
17. Кот, Т. А. Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Кот // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60 (2). – С. 211-214.
18. Кузнецова Е. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности / Е. В. Кузнецова // Вестник кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. – 2020. – №4 (3). – С. 198-206.
19. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / Леонтьев. А.А. – 1. – Москва: Просвещение, 1969 — 216 c.
20. Малова, О. В Использование изобразительной наглядности при формировании монологических умений детей старшего дошкольного возраста на английском языке / О. В. Малова, Д. Г. Лаврова // Комплексные исследования детства. – 2023. - Т. 5. – № 3. – С. 183-194.
21. Мещерякова В. Н. Я люблю английский: развивающая методика преподавания английского языка. М.: Чистые пруды, 2006. 30 с.
22. Прохорова, А. С. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А. С. Прохорова // NovaUm.Ru. – 2021. – № 31. – С. 323-326.
23. Салдаева, К. В. Обзор методик обучения детей дошкольного возраста английскому языку / К. В. Салдаева // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований : материалы XII Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 172-176.
24. Самарин, А. В. К вопросу о повышении мотивации дошкольников к изучению иностранных языков посредством «сквозного» игрового метода / А. В. Самарин // Образование и проблемы развития общества. – 2021. – № 3(16). – С. 52-58.
25. Свиридова, С. А. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры / С. А. Свиридова, Т. А. Фёдорова // Международный научный журнал «Вестник Науки». – 2024. – 5 (74). – Т.4. – С. 844-850.
26. Солдатенко, К. Ю. Формирование готовности старших дошкольников к обучению иностранному языку в начальной школе / К. Ю. Солдатенко // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2021. – Т. 20, № 1(47). – С. 31-42.
27. Солдатенко, К. Ю. Формирование у старших дошкольников иноязычных коммуникативных умений в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей / К. Ю. Солдатенко, С. И. Карпова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. – Т. 18, № 39. – С. 74-82.
28. Фирсова, И. В. Психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста / И. В. Фирсова // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 2. – С. 190-195.
29. Халиуллина, Г. И. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / Г. И. Халиуллина // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17, № 1-2(19). – С. 449-451.
30. Чижаева, П. С. Использование аутентичных материалов при обучении аудированию детей старшего дошкольного возраста / П. С. Чижаева // Инновационные подходы в современной науке: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, 23 декабря 2021 года / Vydavatel «Osvícení», Научно-издательский центр «Мир науки». – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2021. – С. 256-261.
31. Чистякова, М. В. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников на английском языке / М. В. Чистякова, Л. Г. Шадрина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25, № 187. – С. 72-79.
32. Шадрина Л. Г., Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования / Л. Г. Шадрина, Е. Н. Судакова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 3. – С. 220-228.
33. Шинкарева, Н. А. Особенности развития компонентов словесного творчества детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарева, А. В. Алсанова // АНИ: педагогика и психология. – 2018. – С. 20-23.
34. Asher, J. J. The Total Physical Response Approach to Second Language Learning/ The Modern Language Journal, Vol. 53, No. 1 (Jan., 1969), pp. 3–17.