Фрагмент для ознакомления
2
Границы младшего школьного возраста, соответствующие обучению в начальной школе, определяются в интервале от 6-7 до 9-10 лет. В этом времени продолжается физическое и психофизиологическое развитие ребенка, позволяющее ему систематически учиться в школе. Особенное развитие наблюдается в функции головного мозга и нервной системы. Исследования физиологов показывают, что к семи годам кора больших полушарий существенно созревает. Однако несовершенство её регулирующей функции выражается в характерных чертах поведения детей данного возраста, их способности организовывать свою деятельность и в их эмоциональной сфере: младшие школьники отвлекаются, их внимание носит неустойчивый характер, дети неспособны долго сосредоточиваться, возбудимы и эмоциональны. Также отмечается неоднородность психофизиологического развития разных детей этого возраста, и сохраняются различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки всё ещё немного опережают мальчиков. Некоторые исследователи отмечают, что в младших классах “за одной и той же партой могут сидеть дети разного возраста, так как в среднем мальчики младше девочек на год-полтора, хоть это и не отражается в календарном возрасте” [11].
Первый класс — один из наиболее значительных и сложных этапов в жизни детей. Поступление в школу становится для ребенка эмоциональным стрессом: меняется привычное поведение, возрастают психоэмоциональные нагрузки.
С первых дней школа ставит перед ребенком множество задач, не аналогичных прежнему опыту, но требующих максимальной интеллектуальной и физической мобилизации. Ребенка сталкивают с новыми факторами: классным коллективом, личностью учителя, изменением режима, непривычными долгими ограничениями двигательной активности и новыми, не всегда приятными обязанностями.
Переход в школу означает существенное изменение места ребенка в системе доступных ему отношений и всей его жизни. Надо отметить, что статус ученика предполагает специфическую моральную ориентацию личности ребенка.
Начало школьного обучения вызывает значительное изменение в социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и получает социально значимые обязанности, выполнение которых оценивается в обществе.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учёба. Она обуславливает основные изменения, происходящие в развитии психики детей на этом этапе. В ходе учебной деятельности формируются психологические новообразования, определяющие важные достижения в развитии младших школьников и являющиеся основой для последующего развития.
А.С. Выготский указывал, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное интеллектуальное развитие. Это развитие мышления влечет за собой качественную перестройку восприятия и памяти, превращая их в осознанные и управляемые процессы.
Дети 7–8 лет, как правило, мыслят конкретными категориями. Потом они переходят к стадии формальных операций, свидетельствующей о развитии способности к обобщению и абстракции. Если ученики первого-второго классов выделяют внешние признаки объекта (что он делает или для чего он), то к третьему-четвертому классу они начинают опираться на знания и представления, полученные в процессе обучения.
Младший школьник развивает свои способности от анализа отдельных предметов и явлений к исследованию связей и отношений между ними.
Для младших школьников характерны доверчивое подчинение авторитету, высокая восприимчивость, впечатлительность, и наивное отношение к игровым элементам в их жизни. Каждая из этих черт проявляется в основном с положительной стороны, и это уникальная особенность данного возраста [10].
Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя безоговорочно, не споря, в отличие от подростков. Они доверчиво воспринимают оценки и советы педагога, подражая ему в манере рассуждать и в интонациях. При выполнении заданий дети внимательны и стараются исполнять их без размышлений над их предназначением. Психологические черты как доверчивость и исполнительность играют роль в успешном обучении и воспитании. Однако безраздельное подчинение авторитету учителя и бездумное исполнение его указаний могут в будущем отрицательно сказаться на процессе их обучения и воспитания.
Ребёнок младшего школьного возраста сильно ориентирован на внешний мир. Факты, события, детали производят на него яркое впечатление. При малейшей возможности учащиеся стремятся ближе подойти к интересующему их объекту, стараясь познакомиться с ним получше [11].
Некоторые педагогические характеристики детей младшего школьного возраста включают в себя:
Физическое и психофизиологическое развитие. В этот период совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Однако младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская - М.: Модэк, 1999. – 224 с. – Текст : непосредственный.
2 Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 2021. - 335 с. – Текст : непосредственный.
3 Альбуханова-Славская, К.А. Типология активности личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 2019. - №5 - С. 3-18. – Текст : непосредственный.
4 Аристова, Л.П. Активность учения школьников / Л.П. Аристова. - М.: Просвещение, 2019. - 139 с. – Текст : непосредственный.
5 Безбородова, Л. А. Безбородова, Л. Л. Теория и методика музыкального образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. А. Безбородова. — 4-е изд. стер. - Москва : ФЛИНТА, 2018. - 238 с.. - ISBN 978-5-9765-1802-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1047456 (дата обращения: 10.01.2025). – Режим доступа: по подписке.
6 Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2019. – № 87. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve?ysclid=m41f0qsp3r870404333 (дата обращения 10.01.2025) – Текст : электронный.
7 Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века : учебник для вузов / Е. А. Бодина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02988-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514644
8 Елисеева, М. Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189.
9 Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - Москва : Классика-XXI, 2002. - 244, [3] с. : ил., ноты; 20 см.; ISBN 5-89817-031-6
10 Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — Москва : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. — 304 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.litmir.me/ . - Загл. с экрана. – Текст : электронный.
11 Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 711 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14492-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536002
12 Лобова, А. Ф. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности / А.Ф. Лобова (Яфальян), О.Е. Дрень. — Екатеринбург: Урал.гос. пед. Ун-т, 2003. — 168 с. [Электронный ресурс]. – URL : https: www.yafalian.ru. - Загл. с экрана. – Текст : электронный.
13 Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей : Попул. пособие для родителей и педагогов / М. А. Михайлова. - Ярославль : Акад. развития, 1997. - 238 с. : ил., ноты; 20 см. - (Вместе учимся, играем).; ISBN 5-7797-0032-X : Б. ц.
14 Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-poznavatelnogo-interesa?ysclid=ld4jet6wjf16419118 – Текст : электронный.
15 Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. - 2-е изд. - Москва : Трикста : Акад. проект, 2008. - 398, [1] с. : табл.; 21 см. - (Gaudeamus).; ISBN 978-5-8291-0961-5
16 Тарасов, Г. С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. – М.: 1993. – 704 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.livelib.ru/ . - Загл. с экрана. (дата обращения 28.11.2024)
17 Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1988. - 173,[2] с. : ил.; 20 см. - (Образование. Пед. науки. Пед. психология).; ISBN 5-7155-0137-7
18 Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Проф. Б. М. Теплов, действ. чл. АПН РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947 (Л. : 2-я ф-ка дет. книги Детгиза). - 335 с.
19 Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань : Молодой ученый, 2017. С. 9-14. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ - Текст : электронный.
20 Харлап, М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма : сб. статей. – Сост. В. Н. Холопова. – Москва : Музыка, 1978. – С. 48-104. – Текст : непосредственный.
21 Холопова, В. Н. Русская музыкальная ритмика / В. Н. Холопова. - Москва : Сов. композитор, 1983. - 281 с. : нот. ил.; 21 см.; ISBN В пер. (В пер.)