Фрагмент для ознакомления
2
Развитие российской государственности предполагает применение но-вых подходов в выполнении функциональной работы такими субъектами ме-ханизма государства, как государственные органы в лице должностных лиц. Представляя интересы общества, их деятельность должна соответствовать установленным общеправовым принципам, а именно принципу законности. Любое нарушение законности со стороны должностных лиц всегда вызывает широкий социальный резонанс и подрывает авторитет органов государствен-ной власти.
В настоящее время повсеместно встречаются понятия «законность» и «правопорядок». Их значение очень велико в силу того, что именно они спо-собны обеспечить систематическое и многостороннее функционирование государственных учреждений, органов, предприятий, общественных объеди-нений и, соответственно, государства в целом.
Обеспечение законности и правопорядка - важнейшая функция госу-дарства, которая может быть реализована только при помощи правоохрани-тельных органов. Правопорядок и законность не могут существовать отдель-но друг от друга, данные понятия неразделимы.
Законность является необходимой предпосылкой для эффективного функционирования и организации государственных структур. Ученые-правоведы определяют законность в деятельности государственных структур как наличие высококачественных правовых норм в их деятельности, которые необходимо соблюдать и исполнять. Также такие нормы должны быть спра-ведливыми, обязательными, уместными.
Актуальность темы исследования определяется важной ролью законно-сти и правопорядка в механизме правовых институтов государства. Без пра-вопорядка невозможно цивилизованное общество, не может существовать закон и право.
Порядок в обществе формируется из волевых отношений граждан, вы-ражающихся в их поведении, действиях в качестве результата их сознательной деятельности. Политическая система (общественные организации, госу-дарство) составляет порядок в обществе, активно воздействует на отношения в обществе при помощи формирования социальных норм поведения и обес-печения их практического исполнения и соблюдения.
Законность - одна из основ цивилизованного общества, которая возни-кает вместе с государством и правом, и сопровождают общество всё время его существования.
Обеспечение законности и правопорядка - важнейшая функция госу-дарства, которая может быть реализована только при помощи правоохрани-тельных органов. Правопорядок и законность не могут существовать отдель-но друг от друга, данные понятия неразделимы.
Актуальность темы исследования определяется отсутствием в теории государства и права единого, общепринятого понятия «правопорядок», что снижает его методологический потенциал, как в науке, так и практической деятельности.
Степень научной разработанности. Исследованию вопросов законности и политического режима посвящена достаточно обширная юридическая ли-тература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в про-цессе правового регулирования законности и общественного порядка.
Предмет исследования – ряд закономерностей реализации законности и правового порядка в современной России.
Целью исследования изучение законности и правопорядка.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие, признаки и особенности законности;
выявить теоретико-правового содержания принципа законности;
раскрыть понятие, признаки и структуру правопорядка;
проанализировать соотношение законности и правопорядка.
Методы исследования: анализ, синтез, комплексный, системный, сравни-тельно-правовой, нормативный, формально-логический.
Структура работы предопределена указанными выше целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Законность представляет собой базовый, общеправовой принцип, обес-печивающий регулирование общественных отношений на более высоком - правовом уровне. Большое значение регулятивной природы принципа закон-ности заключается в том, что он универсально, базово и глобально закрепляет положение о необходимости соблюдения законов всеми субъектами пра-воотношений. Указанная особенность обеспечивает регулятивную экономию, освобождая законодателя или иного субъекта правотворчества по закрепле-нию требования о необходимости соблюдения частных (конкретных) законов конкретными субъектами правоотношений.
Весьма близким к понятию законности по своему функциональному назначению выступает дисциплина, они оба призваны обеспечивать порядок в обществе, его стабильное функционирование посредством воздействия тре-бований «должного» на поведение субъектов .
В юридической науке под дисциплиной принято понимать подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах, социальных и технических предписаниях, преследующих цель упорядочивания определенных обще-ственных отношений . При этом ряд авторов отмечает, что дисциплина при-звана обеспечивать также и требования норм морали.
Вместе с тем, несмотря на то, что законность и дисциплина имеют практически идентичное назначение, они существенно различаются по мас-штабу воздействия, методам достижения целей, объему требований и соци-альной природе .
Так, в целях достижения «должного» поведения законность требует от всех субъектов выполнения законодательно регламентированных, формально закрепленных субъективных прав и обязанностей. Дисциплина, в свою оче-редь, выражается в сознательном выполнении возложенных запретов и обя-зательств.
По своему происхождению более древним и базовым выступает понятие «дисциплина». Законность произрастает из государства и права (законо-дательства), истоком же дисциплины выступают базовые общественные от-ношения, в том числе и в догосударственный период, как способ взаимодей-ствия людей в упорядочивание их совместной деятельности. Общество, пе-рерастая в государство, переходит к более высокому способу упорядочивания жизни посредством введения нормоположений (законов), однако в круг ее регулятивного воздействия подпадают лишь наиболее значимые правоот-ношения. Пределы воздействия дисциплины распространяются практически на все сферы жизни общества, включая производственную деятельность, по-ведение индивидов в бытовой, повседневной жизни, а также в общественных местах. Однако следует заметить, что законность отчасти обладает более ши-роким спектром регулирования с точки зрения предмета, поскольку в рамках дисциплины обеспечивается соблюдение установленных запретов и обяза-тельств, законность, в свою очередь, требует соблюдения не только обязан-ностей, но и субъективных прав.
Таким образом, законность основана на дисциплине, ее назначение ис-ходит из особой важности и требования соблюдения правил поведения, толь-ко уже не бытовых или производственных, а правовых (законных).
1.2 Законность как принцип организации и деятельности федеральных органов государственной власти Российской Федерации
Законность представляет собой один из центральных и фундаменталь-ных принципов организации и деятельности государственного аппарата. Важным аспектом этого принципа выступает верховенство закона, его наивысшее значении в регулировании общественных отношений и всеобщая подчинённость ему. При этом закон по своей сути должен являться правовым, т.е. не просто декларативным, а фактически действующим и предостав-ляющим реальные права и свободы, предусматривающим механизм реализа-ции таких правомочий.
При реализации органами государственной власти принципа законности не только должным образом обеспечиваются права граждан, но и нала-живается общественный и правовой порядок. Напротив, при отступлении от данного базового начала становится невозможным построение целостного правового статуса индивида, законодательство приобретает формальный ха-рактер, а доверие населения к государству и его институтам снижается .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ // Рос-сийская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.
Использованная литература
3. Акланов А.А Принцип законности: содержание и теоретическая трактовка // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Том 13. – № 8А. – С. 99–105.
4. Акланов А.А. Законность как принцип организации и деятельно-сти органов исполнительной власти // Вестник. Государство и право. – 2023. – № 1 (36). – С.81–84.
5. Балабиев К. Р., Курманова А. К. Законность и правопорядок – важ-нейшие правовые факторы развития национальной государственности в условиях современности // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2023. – № 1 (72). – С. 33–42.
6. Боренштейн A. Л., Позднякова Е. В. Государственное управление здравоохранением в современных условиях развития российского государ-ства: проблемы и перспективы развития // Известия Юго–Западного государ-ственного университета. Серия: История и право. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 10–16
7. Головко А. А. Роль права в обеспечении законности и правопорядка в государстве // Вузовская наука как составной элемент подготовки специа-листов: материалы XVIII Международной научно–теоретической конферен-ции курсантов, студентов и слушателей / под ред. О. Е. Михайловой. – Псков, 2023. – С. 47–48.
8. Демидов А.В. Законность и правопорядок как теоретико–правовые категории // Новая наука: теоретический и практический взгляд, 2016. – № 3–2. – С. 213–215.
9. Джавадова А. С. Законность и правопорядок как характеристика правовой жизни государства // Всероссийская (национальная) научно–практическая конференция с международным участием, посвященная 180– летию со дня рождения К. А. Тимирязева: материалы конференции. – Калуга, 2023. – С. 52–56.
10. Духно Н.А. Правопорядок в современной России // Аграрное и земельное право. – М., 2014. – 412 с.
11. Иванов К. В. Гарантии законности и правопорядка // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CCCVIII международной научно–практической конференции. – М., 2023. – Т. 19 (308). – С. 192–194.
12. Иванов К. В. Понятие, признаки и особенности законности и пра-вопорядка // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CCCVIII Международной научно–практической конференции. – М., 2023. Т. 14(308). – С. 189–191.
13. Кельзен Г. Право, государство и справедливость в чистом учении о праве / Правоведение. – 2013. – № 2. – С.231.
14. Колесников Е.В. Законность как принцип организации и деятель-ности органов государственной власти // Российская юстиция. – 2020. – № 5. – С.2.
15. Кудрявцев В.Н. [и др.] Эффективность правовых норм / В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин. – М., 1980. – 376 с.
16. Кычкина М.И., Маякунов А.Э. Принципы законности и осу-ществления правосудия только судом // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 1(164). – С. 84–87.
17. Лапшин В. Е., Свинин Е. В. Обеспечение национальной безопас-ности как критерий эффективности правопорядка // Ius publicum et privatum: сетевой научно–практический журнал частного и публичного права. – 2023. – № 2 (22). – С. 45–51.
18. Малько А.В. Дисциплина и политика // Право и политика. – 2001. – № 3. – С. 38–43.
19. Мокина А. И. Законность как правовая категория // Молодой уче-ный. – 2023. – № 5 (452). – С. 118–119.
20. Нор К. Е. Правовые средства и формы правовой политики, направленной на укрепление законности и правопорядка // Теоретические основы правовой политики в современной России: материалы I Национальной (Всероссийской) научно–практической конференции. – Красноярск: КГАУ, 2023. – С. 138–141.
21. Працко Г.С. Право и законность как основа правопорядка // Фи-лософия права. – 2018. – №2. – С. 164–168.
22. Працко Г.С., Тюнина Е.А. Правовой порядок: ценностный аспект // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. – Шахты, 2019. – С. 116–117.
23. Ромашов Р.А., Сальников В.П., Оль П.А. Основы теории государ-ства и права: учебник. – СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД Рос-сии, 2002. – 348 с.
24. Ставицкий С. Н., Ставицкая И. А. Правоприменительная дея-тельность как необходимое условие обеспечения законности и правопорядка в обществе // Человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж, 2023. – С. 135–138.
25. Шавленко Д.А. Теоретико–правовые и методологические основы анализа понятия правопорядок // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управ-ления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). – Таган-рог, 2023. – С. 550–552.