Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Наука непрерывно и интенсивно развивается. Каждый день появляется что-то новое и некоторым из завоеваний науки суждено в дальнейшем внести коренные изменения в жизнь человека. Не так давно люди устремились в космос. Для достижения поставленных целей тратят огромные силы и средства.
Человек сегодня не мыслит себя без спутников, спутникового телевидения, без навигации и многого другого, что сегодня имеют люди, благодаря исследованию космических далей.
Наша страна была пионером в области исследования космоса. Космическая отрасль была и остаётся символом прогресса и предметом гордости, в своё время. Советского Союза, а сегодня Российской Федерации. Космонавтика – это часть политики. Космические достижения демонстрируют преимущество развития страны и её прогресса.
Сегодня под планеризмом понимают вид активного отдыха и спорта, когда пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, называемых «планёрами».
Основоположником современной космонавтики считается великий русский учёный К.Э. Циолковский. Его часто называют самоучкой, но именно он в конце 19 века выдвинул идею о возможности освоения человеком космического пространства.
Свои мысли он вначале публиковал в виде научно-фантастических изданий, а в 1903 году была опубликована его работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней он показал возможность достижения космических скоростей с помощью ракеты на жидком топливе. Он и в дальнейшем публиковал свои работы, которые были посвящены ракетной технике и возможности освоения космоса.
Феодосия всегда играла большую роль в развитии космонавтики и авиации. Это складывалось исторически. Хребет Узун-Сырт, или гору Клементьева называют колыбелью российского воздухоплавания. В 1916 году К. Арцеулов принимает решение создать в этом месте Высшую лётно-планерную школу. Со всего Советского Союза в 1929 и 1930 годах приезжали на соревнования будущие легенды. Это все те, кому в дальнейшем предстояло основать всю советскую авиацию, С. Ильюшин, О. Антонов, А. Яковлев и др.
Оргкомитет Первых всесоюзных планерных испытаний в дальнейшем возглавил К. Арцеулов. Они были проведены в Коктебеле. В 1923 году на Узун-Сырте прошли первые Всесоюзные планерные испытания.
В сентябре 1924 года, в ходе испытаний планера погиб планерист П. Клементьев. В его честь Узун-Сырт переименовали в гору Клементьева. Именно в Феодосии более ста лет назад в Феодосии начали строить первые планеры. На состязания в Крым через 4 года прибывает будущий отец космонавтики С. Королёв. В то время он был студентом Московского высшего технического училища им. Н. Баумана. Его всегда поражали возможности воздухоплавания и с юности он считал своей задачей помочь людям «пробиться» к звёздам.
Объект исследования: процесс развития планеризма и космонавтики.
Предмет исследования: особенности развития планеризма и космонавтики в Феодосии.
Цель работы: изучить и проанализировать историю развития планеризма и космонавтики в Феодосии.
Задачи:
1. Рассмотреть зарождение и развитие планеризма в Феодосии (1923–1924 гг.).
2. Изучить становление Феодосии как одного из центров советского планеризма (1930–1935).
3. Описать личности, внесшие вклад в развитие планеризма в Крыму и России.
4. Рассмотреть первые шаги в развитии ракетной техники в Феодосии (1945–1947).
5. Описать испытательные базы и развитие отечественной космонавтики в Феодосии (1950–1960).
6. Представить участие Феодосии в космической программе СССР (1961–1965).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и специальной литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ФЕОДОСИЯ КОЛЫБЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЛАНЕРИЗМА (1923-1935).
1.1. Зарождение и развитие планеризма в Феодосии (1923–1924 гг.)
В период с 1919-1922 годов возрождение планеризма в Советской России стало результатом совместных усилий научно-исследовательских институтов и энтузиастов авиационной отрасли. В качестве одного из первоочередных шагов в этой области можно отметить создание планерного класса в рамках «Аэро-Студии». Студия функционировала под эгидой «Летучей лаборатории», которая являлась научным подразделением Воздушного Флота.
Учрежденный приказом № 16 от 25 мая 1919 года, планерный класс был ориентирован на изучение теоретических основ проектирования и практического применения безмоторных летательных аппаратов. В рамках деятельности данного направления, 7 сентября 1919 года Н.Е. Жуковский, выдающийся ученый в области аэродинамики, прочитал свою лекцию на тему «История планеров» [10, с. 28].
Образовательная программа включала разделы аэродинамику, расчет прочностных характеристик планерных конструкций и многие другие дисциплины. Обучение проходило под руководством преподавателей В.П. Ветчинкина, В.С. Денисова и Н.Д. Анощенко. Учебный план был утвержден коллегией «Летучей лаборатории». В дальнейшем деятельность «Аэро-Студии» была прекращена, поскольку в то время наблюдался большой дефицит топлива, но энтузиасты продолжили пропаганду идей планеризма посредством публикации материалов в издании «Вестник Воздушного Флота». Это свидетельствовало о том, что интерес к развитию данной области авиации максимально сохранялся.
В 1921 году прошли успешные испытания планера, спроектированного слушателем Института инженеров Красного Воздушного Флота В.С. Пышновым. Помогал в этом процессе коллектив энтузиастов на Анненгофском плацу. Это послужило катализатором для создания первого советского планерного кружка при Научной редакции Воздушного Флота по инициативе группы любителей планеризма.
Учредительное собрание кружка прошло 10 ноября 1921 года. Он получил название «Парящий полёт», по предложению В.П. Ветчинкина. А.А. Жабров был избран первым председателем. В дальнейшем его сменил на этом посту К.К. Арцеулов. В состав учредителей кружка вошли такие выдающиеся специалисты в области авиации и воздухоплавания, как, Н.Д. Анощенко, И.Н. Барановский, В.П. Ветчинкин, И.А. Валентэй, В.М. Вишнев, В.Р. Гаршин, С.П. Кричинский, В.Е. Надашкевич, В.П. Невдачин, В.С. Пышнов, Х.Н. Славороссов, Б.И. Черановский, В.Г. Устьинцев, В.М. Ярошевский и Г.А. Шмелёв. Этот факт подтверждает высокий уровень профессионализма специалистов того времени в области планеризма и значимость этого события для его дальнейшего развития [8, с. 61].
Устав кружка определял его основные задачи, программу деятельности и структуру управления. Главной целью кружка являлось развитие и популяризация идеи безмоторного полета, планеростроения и планерного спорта как важных предпосылок для создания в дальнейшем мощного воздушного флота.
Коллегия НТО ВСНХ (Научно-технический отдел Высшего Совета Народного хозяйства) тогда одобрила устав и поручила ЦАГИ (Центральному аэрогидродинамическому институту) рассмотреть его подробно.
13 марта 1922 года ЦАГИ, не имея возможности непосредственно руководить кружком, выразила поддержку для всех его начинаний. В то время, 14 марта, Коллегия НТО ВСНХ постановила утвердить и зарегистрировать кружок планеристов. Окончательная редакция устава была поручена Ю.Н. Флаксерману, В.П. Ветчинкину и Б.Н. Юрьеву.
Формирование первого советского планерного кружка «Парящий полёт» стало значительным событием в истории отечественного планеризма. Это оказало существенное влияние на дальнейшее развитие парящих полётов и популяризацию планерного спорта в СССР в целом. Постановление научно-технического комитета Воздушного Флота от 15 сентября 1922 года о всесторонней поддержке планеризма подтверждает признание важности развития данного направления.
Одним из первых достижений кружка стало создание планера А-5 по проекту К.К. Арцеулова в 1922 году. Таким образом, кружок «Парящий полёт» сыграл ключевую роль в закладке фундамента для будущих успехов советского планеризма [18, с. 55].
В начале 1920-х годов кружок «Парящий полет» превратился в Центральный кружок, максимально расширившись за пределы первоначального ареала. Его отделения были созданы в Голицыно, Подольске, Саратове, Наро-Фоминске, Ново-Богородске, Богородске, Глухове и других городах. Центральный кружок всегда оказывал максимальную методическую и организационную помощь всем своим провинциальным отделениям.
В 1923 году был проведен демонстрационный полет самолета в Голицыно, пилотируемого К.К. Арцеуловым. Среди пассажиров были представители журнала «Аэро» Е.Ф. Бурче и организатор Голицынского планерного кружка И.П. Толстых. Это событие поспособствовало активизации деятельности кружка и всеобщего повышения интереса к авиации. В этом же году, 28 августа 1923 года состоялось совещание представителей отделений кружка, на котором было принято решение по унификации и оптимизации работы планерных кружков в стране. Были утверждены процедуры подачи заявок на материалы и средства, также разработаны все необходимые стандарты и регламенты. ЗДЕСЬ И ПОЯВЛЯЕТСЯ Феодосия.
Феодосия всегда занимала и занимает значительное место в истории развития отечественной авиации и космонавтики. Её вклад в эти области науки и техники является неотъемлемой частью всего исторического наследия, которое накоплено за все эти годы становления отечественной авиации в целом [34, с. 247].
Зарождение и развитие планеризма в Феодосии тесно связано с I Всесоюзными планерными испытаниями. Они были проведены в ноябре 1923 года на горе Узун-Сырт. Это событие стало поворотным пунктом, который определил всё дальнейшее развитие планеризма в регионе. Эти события привлекли всеобщее внимание к Феодосии как к перспективному центру аэродинамических исследований. Благоприятные метеорологические условия горы Узун-Сырт послужили фактором, который привлек внимание молодого исследователя К. Арцеулова, что и сыграло существенную роль в дальнейшем развитии планеризма в этом районе.
Идея проведения Всесоюзных планерных состязаний возникла весной 1923 года среди членов планерных кружков «Парящий полет» и слушателей Академии Воздушного Флота. Практические шаги по организации мероприятия смогли быть предприняты лишь в июле того же года.
Инициатива и идея принадлежала К.К. Арцеулову из «Парящего полета» и В.Я. Аррисону из Академии Воздушного Флота. Они подготовили убедительное мотивированное заявление и передали его председателю спортивной секции Общества друзей Воздушного Флота (ОДВФ) К.А. Мехоношину.
Для координации планерной деятельности при спортивной секции ОДВФ был создан Центр безмоторной авиации (ЦБА) под руководством К.К. Арцеулова. Он часто рассказывал, что в Крыму, близ Феодосии, есть хорошее место для испытаний и парящих полётов планёров. Было принято решение провести испытания планёров в Коктебеле. В качестве места проведения состязаний была выбрана гора Узун-Сырт, которая расположена в юго-восточной части Крыма, недалеко от Феодосии и Коктебеля. Эти соревнования проходили там периодически, начиная с 1923 по 1935 год. Это всегда рассматривалось как значимое событие в истории развития планерного спорта в СССР [13, с. 5].
Выбор Узун-Сырта для проведения состязаний был обусловлен наблюдениями Максимилиана Волошина и Константина Арцеулова. Они смогли заметить, что в данном районе есть восходящие потоки воздуха у склонов горы. К. Арцеулов предположил, что эти потоки могут быть успешно использованы для планирования на планерах [И.И. Шелест. С крыла на крыло., с.1].
Для организации мероприятия при спортивной секции ОДВФ был создан Центр безмоторной авиации под руководством К.К. Арцеулова. Президиум ОДВФ выделил на проведение этих состязаний 3000 рублей золотом. Тем не менее, этих средств оказалось недостаточно и было принято решение привлечь к финансированию мероприятия заинтересованные учреждения и предприятия, которые непосредственно были связаны с развитием воздушного флота того периода времени [А.П. Красильщиков. Планера СССР., с. 34].
Все планеры, которые принимали участие в этих состязаниях, были построены в Москве. В Крыму их лишь собирали и сразу запускали в полет. До Феодосии планеры доставлялись на поезде, а затем перегружались на арбы и перевозились по каменистой дороге в Коктебель. Из десяти прибывших на соревнования планеров к участию были допущены девять: А-5 конструкции К.К. Арцеулова, «Маори» С.Н. Люшина, АВФ-1 «Арап» М.К. Тихонравова, «Стриж» В.С. Пышнова, «Коршун» И.П. Толстых, «Буревестник» В.П. Невдачина, БИЧ-1 Б.И. Черановского, «Макака» Н.Д. Анощенко и «Мастяжарт» С.В. Ильюшина.
Стартовало тогда девять планеристов. Можно отметить, что это совсем немного, если сравнивать это с современными масштабами, но здесь важно не забывать, какое тогда было время. Даже то, что девять планеров взлетали с горы Узын-Сырт, было достаточно серьёзным достижением того времени. День 1 ноября 1923 года считается Днём рождения советского планеризма. В ходе этих испытаний советские планеристы совершили первые полёты на аппаратах собственной конструкции. Полёты 1923 года показали доступность освоения парящих полётов и положили начало всем соревнованиям
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астахов, Л.С. Летящие над волнами: Историко-докум. повесть / Л. С. Астахов; Лит. запись и ред. Э. М. Абрамов. - Феодосия: ЭКМА+, 2005. - 186 с. – Текст: непосредственный.
2. Акуличев, В.Л., Ветеран космодрома Байконур. Первый спутник / В.Л. Акуличев. - Победа. - 2017. - 28 сент. - С. 8-10. - Текст: непосредственный.
3. Амирьянц, Г.А. Лётчики испытатели /Г.А. Амирьянц. – Изд. Кучково поле, 2023. – 640 с. – Текст: непосредственный.
4. Асташенков, П.Т. Академик С.П. Королёв / П.Т. Асташенков. – Под ред. К.И. Трунова. – М.: Изд. «Машиностроение», 1969. – 215 с. – Текст: непосредственный.
5. Акуличев, В. Феодосийские ветераны авиации и космонавтики. Отца ракетно-космической отрасли страны - в ряды почетных граждан Феодосии: Сергей Королев и Феодосия / В. Акуличев. - Победа. - 2016. - 12 янв. - С. 5-6. - Текст: непосредственный.
6. База ВМФ в Феодосии. Источник: https://forum.allmines.net/viewtopic.php?t=122 (дата обращения 15.01.2025). - Текст: электронный.
7. Бобков, А.А. Последняя война империи: феодосийцы и Феодосия в Первой Мировой войне: историческая литература / А.А. Бобков. - Разворот солнца над Аквилоном вручную. - Феодосия-Симферополь: Оригинал-М, 2008. - С. 54 - 57. – Текст: непосредственный.
8. Беспалова, Н. Константин Арцеулов. Жизнеописание / Н. Беспалова. - Наука и техника. - 2014. - № 2. - С. 61-66. – Текст: непосредственный.
9. Внуки Айвазовского К. Арцеулов, А. Ганзен, М. Латри: Живопись. Графика / Авт-сост. Т. Колчина. - Киев: Енергія+, 2003. - 16 с. – Текст: непосредственный.
10. Дерновая, В. Первые планерные состязания. Авиация общего назначения., 2005. - № 11. - С. 28-32. – Текст: непосредственный.
11. Галай, М.Л. Жизнь Арцеулова / М.Л. Галай. - М.: политиздат, 1985. - 112 с. – Текст: непосредственный.
12. Гальперин, Ю.М. Воздушный казак Вердена / Ю.М. Гальперин. - Молодая гвардия, 1990. – Текст: непосредственный.
13. Ганина, И.В. Память об испытателе / И.В. Ганина. - Победа. - 2017. - 22 авг. - С. 5-7. – Текст: непосредственный.
14. Даниленко, Л. Арцеулов - художник / Л. Даниленко. - Победа. - 2011. 9 июня. - С. 6. – Текст: непосредственный.
15. Даниленко, Л. Внуки Айвазовского: к 120-летию со дня рождения К.К. Арцеулова (1891-1980) / Л. Даниленко. - Победа. - 2011. - 5 июля. - С. 4. – Текст: непосредственный.
16. Даниленко, Л. Этот рисунок видели все: К.К. Арцеулов - художник / Л. Даниленко // Победа. - 2011. - 28 апр. - С. 5. – Текст: непосредственный.
17. Егоров, Е. Первые взлеты с воды, посадки на авианосцы - в море и небе Феодосии, а также приводнение космических аппаратов / Е. Егоров. – Победа, 2017. - 2 Март. - С. 6-8. – Текст: непосредственный.
18. Жукарин, С.К. Узун-Сырт. Гора Клементьева / С.К. Жукарин. — Феодосия: Ар Лайф, 2012. — 98 с. – Текст: непосредственный.
19. История отечественного планеризма / Источник: https://www.crimea9.ru/ru/news/20230725/25386.html (дата обращения 12.01.2025). - Текст: электронный.
20. Из истории Феодосийского испытательного полигона. 31-й НИЦ ВМФ. Источник: https://sevastopol.su/special-projects/31-y-nic-vmf-iz-istorii-feodosiyskogo-ispytatelnogo-poligona (дата обращения 12.01.2025). - Текст: электронный.
21. Колчина, Т.И. К. Айвазовский и его внуки / Т.И. Колчина. - М. Латри, 30 июля. - С. 4. – Текст: непосредственный.
22. Космические страницы Феодосии / Источник http://feolib.crimealib.ru/publ/feodosija_i_rozhdenie_vozdukhoplavanija/1-1-0-56 (дата обращения 12.01.2025). - Текст: электронный.
23. Колыбель советской авиации: 100 фактов о Феодосии. - Фео. РФ: Полезная газета. - 2017. - 12 апр. - С. 21-23. – Текст: непосредственный.
24. Королёва Н.С. С.П. Королёв. Отец / Н.С. Королёва. - Книга1 – М.: Наука, 2007. – Текст: непосредственный.
25. Красильщиков, А.П. Планеры СССР / А.П. Красильщиков, 1991. – Текст: непосредственный.
26. Маркс, Н. Легенды Крыма / Н. Маркс. - В 3 вып. Вып. 1-2. М.: Тип. Т-ва Скоропечатни А.А. Левенсон, 1913. - Факсимильное издание Симферополь, «Таврида», 1990. – Текст: непосредственный.
27. Мякишев, И. Фото на память: Феодосийская страница в истории космонавтики / И. Мякишев. - Симферополь: Таврия, 2008. - 48 с. – Текст: непосредственный.
28. Погребецкая, И. Свои шаги в искусстве: М.П.Латри, А.В.Ганзен, К.К.Арцеулов / И. Погребецкая. - Победа. - 1980. – Текст: непосредственный.
29. Парахин, В.Н. Проведение испытаний на базе 3 Управления ГНИКИ ВВС в интересах космоса / В. Н. Парахин. - В объятиях двух стихий. Часть первая. - Феодосия. - С. 260-300. – Текст: непосредственный.
30. Парахин, В.Н. Феодосия – «купель» космонавтики / В.Н. Парахин. -Феодосия: Арт Лайф, 2012. - 132 с. – Текст: непосредственный.
31. Семенова, Л.Г. Космос. Феодосия / Л.Г. Семёнова. - Победа. - 2016. - 12 апр. - С. 4-5. – Текст: непосредственный.
32. Служба новостей. В честь короля штопора: открытие памятной доски Константину Арцеулову / Служба новостей. - Победа. - 2014. - 14 авг. - С. 3. – Текст: непосредственный.
33. Сто лет полётов на горе Клементьева / источник https://pobedagazeta.ru/archives/31317 (дата обращения 12.01.2025). - Текст: электронный.
34. Феодосия - авиации и космонавтике: Время. События. Люди: рассказывают испытатели / Авт.-сост. А. К. Кирюхин, ред. А. К. Кирюхин, В. В. Орлов. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. - 408 с. – Текст: непосредственный.
35. Феодосийские ветераны авиации и космонавтики. Отца ракетно-космической отрасли страны - в ряды почетных граждан Феодосии: Сергей Королев и Феодосия / В. Акуличев. - Победа. - 2016. - 12 янв. - С. 5-8. – Текст: непосредственный.
36. Феодосия - авиации и космонавтике: Время. События. Люди: рассказывают испытатели / Авт.-сост. А. К. Кирюхин, ред. А. К. Кирюхин, В. В. Орлов. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. - 408 с. – Текст: непосредственный.
37. Феодосийский испытательный центр (морской) 969-го Государственного лётно-испытательного центра им. В.П. Чкалова, ГЛИЦ 969. Источник https://mai.ru/content/org/index.php?ID=113265(дата обращения 15.01.2025). - Текст: электронный.
38. Шелест, И.И. С крыла на крыло. Документальные повести. — М.: «Молодая гвардия», 1969. — 496 с. – Текст: непосредственный.
39. Юнгмейстер, Л.А. Наш Баку. Сайт «Наш Баку. История Баку и бакинцев». Юнгмейстер Леонид Александрович, выпускник Бакинской Школы Морской Авиации. https://interesnoe.me/source-13978064/post-25475 (дата обращения 08.04.2025). - Текст: электронный.
40. Яковлев, А.С. Рассказы конструктора /А.С. Яковлев. - М.: Воениздат МВС СССР, 1950. - сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/yakovlev_as2/index.html (дата обращения 08.04.2025). - Текст: электронный.