Фрагмент для ознакомления
2
Одним из ключевых условий является разработка качественных кейсов, ориентированных на решение практических задач, связанных с организацией и проведением учебно-тренировочных занятий по баскетболу, судейством соревнований, анализом технико-тактических действий игроков и т.д. Кейсы должны быть максимально приближены к реальным игровым ситуациям, содержать достаточную информацию для анализа проблемы и принятия обоснованных решений (14, с. 188-189; 18, с. 349-351).
Важным условием является обеспечение методической подготовки преподавателей к применению кейс-технологий, предполагая повышение их компетентности в области разработки и использования кейсов, организации работы обучающихся с ними, а также оценки результатов такой деятельности.
Преподаватели должны владеть технологией создания кейсов, методикой их применения на занятиях, приемами активизации познавательной деятельности обучающихся (13, с. 69-70; 16, с. 117-118; 17, с. 156-157).
Немаловажным условием является создание в образовательной организации соответствующей материально-технической базы, обеспечивающей эффективное применение кейс-технологий, что может включать:
- наличие специализированных аудиторий, оснащенных необходимым оборудованием (компьютеры, проекторы, интерактивные доски и т.д.);
- доступ к информационным ресурсам, видеозаписям игровых ситуаций, статистическим данным и т.п. (4, с. 56-57; 14, с. 188-189).
Эффективное применение кейс-технологий в процессе изучения дисциплины «Баскетбол» предполагает формирование у обучающихся готовности к активному участию в данном виде учебной деятельности, требуя проведения специальной работы по развитию у них навыков командной работы, критического мышления, коммуникативных умений, необходимых для успешного анализа и решения практических ситуаций (13, с. 69-70; 16, с. 117-118; 17, с. 156-157).
Важным условием является также интеграция кейс-технологий с другими активными методами обучения, такими как деловые игры, проектная деятельность, мозговой штурм и т.д., что позволяет разнообразить формы работы обучающихся, повысить их мотивацию и вовлеченность в учебный процесс (15, с. 60-61; 19, с. 78-79).
Наконец, эффективное применение кейс-технологий в процессе изучения дисциплины «Баскетбол» предполагает разработку соответствующего учебно-методического обеспечения, включающего методические рекомендации по разработке и использованию кейсов, сборники кейсов, дидактические материалы и т.п., позволив систематизировать и структурировать работу преподавателей и обучающихся (4, с. 56-57; 14, с. 188-189).
Таким образом, эффективное применение кейс-технологий в процессе изучения дисциплины «Баскетбол» требует создания ряда педагогических условий, включающих разработку качественных кейсов, методическую подготовку преподавателей, создание соответствующей материально-технической базы, формирование готовности обучающихся к работе с кейсами, интеграцию кейс-технологий с другими активными методами обучения, а также разработку необходимого учебно-методического обеспечения. Только при соблюдении данных условий применение кейс-технологий будет способствовать эффективному формированию у обучающихся профессиональных компетенций в сфере физической культуры и спорта.
1.2 Специфика изучения дисциплины баскетбол в системе физического воспитания
Баскетбол является одной из ведущих дисциплин в системе физического воспитания, занимая важное место в учебных программах образовательных организаций различного уровня. Изучение данной дисциплины преследует ряд важных целей, направленных на всестороннее развитие обучающихся.
Одной из ключевых целей является формирование у обучающихся устойчивого интереса и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Баскетбол, как динамичный и зрелищный вид спорта, обладает высоким мотивационным потенциалом, способствуя вовлечению обучающихся в регулярные занятия физической активностью. Занятия баскетболом позволяют сформировать у них положительное отношение к физической культуре, осознание ее значимости для укрепления здоровья и всестороннего развития личности (4, с. 10-12; 7, с. 145-147; 9, с. 210-212).
Другой важной целью является развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники и тактики игры в баскетбол. Занятия баскетболом направлены на совершенствование таких физических качеств, как быстрота, ловкость, координация, выносливость, которые являются важными компонентами игровой деятельности. Систематические занятия позволяют обучающимся достичь высокого уровня физической подготовленности, необходимого для эффективного участия в соревновательной деятельности (4, с. 12-14; 7, с. 147-149; 9, с. 212-214).
Еще одной целью изучения дисциплины «Баскетбол» является совершенствование технико-тактического мастерства обучающихся. Освоение широкого арсенала технических приемов и тактических действий, характерных для данного вида спорта, позволяет обучающимся успешно участвовать в игровой деятельности, принимать эффективные решения в условиях дефицита времени и высокой динамики игры. Формирование и развитие технико-тактического мастерства является важным компонентом подготовки обучающихся к соревновательной деятельности (4, с. 14-16; 7, с. 149-151; 9, с. 214-216).
Наряду с этим, изучение дисциплины «Баскетбол» направлено на воспитание у обучающихся личностных качеств, таких как командный дух, лидерские навыки, дисциплинированность, ответственность и др. Занятия баскетболом способствуют развитию у обучающихся важных для командных видов спорта личностных качеств, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.
Формирование данных качеств является важным условием успешной социализации обучающихся и их эффективной самореализации в различных сферах жизнедеятельности (4, с. 10-12; 7, с. 145-147; 9, с. 210-212).
Изучение дисциплины «Баскетбол» предполагает приобретение обучающимися опыта судейства и организации соревнований по данному виду спорта, позволяя им не только совершенствовать свои знания и умения в области баскетбола, но и развивать компетенции, связанные с проведением спортивных мероприятий, что является важным аспектом их будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта (4, с. 12-14; 7, с. 147-149; 9, с. 212-214).
Для достижения поставленных целей в процессе изучения дисциплины «Баскетбол» решается комплекс взаимосвязанных задач:
1. Овладение обучающимися теоретическими знаниями в области баскетбола, предполагая изучение правил игры, истории развития баскетбола, тактических схем, методики проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований. Формирование теоретической базы знаний является важным условием для эффективного освоения практических умений и навыков (4, с. 12-14; 7, с. 147-149; 9, с. 212-214).
2. Формирование и совершенствование технических приемов и тактических действий в баскетболе. Данная задача предполагает освоение обучающимися широкого арсенала технических элементов (стойки, перемещения, ведение мяча, передачи, броски) и тактических действий (индивидуальных, групповых, командных), необходимых для успешной игровой деятельности (4, с. 14-16; 7, с. 149-151; 9, с. 214-216).
3. Развитие физических качеств, необходимых для успешной игры в баскетбол.
К таким качествам относятся:
- быстрота;
- ловкость;
- координация;
- выносливость и др.
Систематические занятия баскетболом позволяют обучающимся достичь высокого уровня физической подготовленности, необходимого для эффективного участия в соревновательной деятельности (4, с. 12-14; 7, с. 147-149; 9, с. 212-214).
4. Воспитание морально-волевых качеств, необходимых для командных видов спорта. Занятия баскетболом способствуют развитию у обучающихся таких важных качеств, как командный дух, лидерские навыки, дисциплинированность, ответственность и др.
Формирование данных качеств является важным условием успешной социализации обучающихся и их эффективной самореализации в различных сферах жизнедеятельности (4, с. 10-12; 7, с. 145-147; 9, с. 210-212).
5. Приобретение опыта судейства и организации соревнований по баскетболу. Изучение дисциплины «Баскетбол» предполагает не только освоение техники и тактики игры, но и формирование у обучающихся компетенций, связанных с проведением спортивных мероприятий, что является важным аспектом их будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта (4, с. 12-14; 7, с. 147-149; 9, с. 212-214).
Содержание дисциплины «Баскетбол» включает в себя следующие основные разделы:
1. Теоретическая подготовка. Данный раздел предполагает изучение истории развития баскетбола, правил игры, тактических схем, методики организации и проведения соревнований. Формирование теоретической базы знаний является важным условием для эффективного освоения практических умений и навыков (4, с. 14-16; 7, с. 149-151; 9, с. 214-216).
2. Техническая подготовка. Включает освоение и совершенствование основных технических приемов баскетбола:
- стоек;
- перемещений;
- ведения мяча;
- передач;
- бросков.
Формирование и развитие технического мастерства является важным компонентом подготовки обучающихся к соревновательной деятельности (4, с. 14-16; 7, с. 149-151; 9, с. 214-216).
3. Тактическая подготовка. Предполагает изучение и совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий, необходимых для успешной игровой деятельности. Освоение тактических схем позволяет обучающимся принимать эффективные решения в условиях дефицита времени и высокой динамики игры (4, с. 14-16; 7, с. 149-151; 9, с. 214-216).
4. Физическая подготовка. Направлена на развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, необходимых для успешной игры в баскетбол. Систематические занятия позволяют обучающимся достичь высокого уровня физической подготовленности (4, с. 14-16; 7, с. 149-151; 9, с. 214-216).
5. Игровая подготовка. Включает проведение учебных и контрольных игр, участие в соревнованиях по баскетболу. Данный раздел позволяет обучающимся применить полученные теоретические знания и практические умения в условиях соревновательной деятельности (4, с. 14-16; 7, с. 149-151; 9, с. 214-216).
Организация занятий по баскетболу в системе физического воспитания имеет ряд методических особенностей, обусловленных спецификой данного вида спорта. Эти особенности необходимо учитывать для обеспечения эффективности учебно-тренировочного процесса и достижения планируемых результатов обучения.
Одной из ключевых особенностей является необходимость сочетания теоретической и практической подготовки обучающихся. Теоретические занятия предполагают изучение правил игры, тактических схем, истории развития баскетбола и т.д., в то время как практические занятия направлены на формирование и совершенствование технических приемов, тактических действий, развитие физических качеств. Такое сочетание теоретической и практической составляющих позволяет обучающимся не только освоить необходимые знания, но и приобрести соответствующие умения и навыки, необходимые для успешной игровой деятельности (4, с. 16-18; 7, с. 151-153; 9, с. 216-218).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2024) – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=475011 (дата обращения: 04.01.2025).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. N 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» (с изменениями и дополнениями) – Режим доступа: https://base.garant.ru/71788814/ (дата обращения: 04.01.2025).
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 8 сентября 2021 г. N ДГ-1404/06 «О направлении методических рекомендаций» – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/608913558 (дата обращения: 04.01.2025).
Методические документы:
4. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Авт.-сост. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. – М.: Советский спорт, 2004. – 100 с.
5. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по физической культуре в образовательных организациях / Под ред. В.Л. Кондакова. – М.: Минпросвещения России, 2019. – 68 с.
Монографии, учебники, учебные пособия:
6. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 207 с.
7. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Статьи в научных журналах:
12. Бекоева, М. Т. Использование кейс-технологии и метода проектов в процессе изучения профессионально-ориентированных дисциплин / М. Т. Бекоева, М. А. Цаликова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2021. – № 2. – С. 67-77. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46237989 (дата обращения: 04.01.2025).
13. Миронова, С. П. Метод кейсов в образовательном процессе по физической культуре / С. П. Миронова // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: Сборник статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 23 апреля 2019 года. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – С. 186-190. – Режим доступа: https://elibrary.ru/thumne (дата обращения: 04.01.2025).
14. Мокиевская, Н. Е. Разработка этапов проведения занятия с использованием кейс-технологий на занятиях экономического типа в организациях спо / Н. Е. Мокиевская, Ю. А. Тришкина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. – № 41. – С. 59-62. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41266777 (дата обращения: 04.01.2025).
15. Мурашова, Е. В. Методические подходы к использованию кейс-технологий как формы профессиональноориентированного обучения в системе подготовки специалистов / Е. В. Мурашова // Проблемы высшего образования. – 2019. – № 1. – С. 116-119. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38503320 (дата обращения: 04.01.2025).
16. Покушалова, Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. – 2011. – № 5 (28). – Т. 2. – С. 155-157. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 04.01.2025).
17. Технология самостоятельной работы школьников в процессе изучения приемов игры в баскетбол / А. А. К. Умаров, Б. С. Ахмедов, Х. Х. Саадуллаев, А. А. Идигов // Актуальные вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 22 апреля 2021 года / Чеченский государственный педагогический университет. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2021. – С. 349-356. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46424622 (дата обращения: 04.01.2025).
18. Шведова Л.Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №66-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-spetsialnyh-distsiplin (дата обращения: 04.01.2025).
Электронные ресурсы:
19. Баскетбол. Правила игры [Электронный ресурс] // Международная федерация баскетбола (FIBA). – Режим доступа: https://refereeing.fiba.basketball/en/rules (дата обращения: 04.01.2024).