Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Понятие нейропсихологии, и ее значение
Нейропсихология — это научная дисциплина, изучающая взаимосвязь между мозгом и психологическими процессами. Она исследует влияние нервной системы на когнитивные функции, эмоции, поведение и различные психические состояния. Благодаря нейропсихологическим исследованиям можно лучше понять работу мозга и выявить механизмы, лежащие в основе различных психических отклонений.
Цели науки — глубокое понимание взаимодействия между областями головного мозга, их функциями и психическим развитием. Нейропсихология оценивает умственные способности и правильное функционирование мозга. Для этого анализируют очаговые поражения мозга и определяют закономерности его работы при воздействии внутренних и внешних факторов.
Нейропсихология охватывает широкий спектр научных и клинических областей. Одно из ключевых направлений нейропсихологических исследований — изучение интеллектуальных функций человека, таких как память, внимание, мышление, речь и восприятие. Учёные изучают принципы, лежащие в основе этих функций, и их связь с нейроанатомическими структурами и нейрохимическими процессами.
Основные направления нейропсихологии включают:
- клиническую нейропсихологию, которая изучает нарушения мыслительных способностей мозга, связанные с психическими и неврологическими расстройствами;
- познавательную нейропсихологию, занимающуюся изучением процессов в мозге с использованием методов функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ) и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ);
- экологическую нейропсихологию, оценивающую воздействие внешних факторов на психические функции и аффективно-личностную сферу индивида;
- дифференциальную нейропсихологию, отвечающую за мозговую деятельность психических процессов у здоровых людей;
- нейрогенетику, изучающую генетические факторы, влияющие на развитие и работу мозга, и их связь с психическими и неврологическими отклонениями.
Экспериментальная нейропсихология фокусируется на изучении различных форм нарушений психологических процессов, возникающих вследствие локальных поражений головного мозга. А. Р. Лурия разработал экспериментальную психологию когнитивных процессов, свободных действий и движений, что привело к созданию классификации речевых нарушений, основанной на сложности речевых процессов, состоящих из множества звеньев.
Реабилитационная нейропсихология занимается восстановлением высших психических функций, нарушенных в результате локальных поражений мозга. Это направление разрабатывает методы и принципы реабилитационного обучения для пациентов с локальными поражениями мозга, обеспечивая возможность восстановления и замены утраченных психических функций новыми комплексами психологических факторов, включая новую структурированность мозга.
Таким образом, нейропсихология — это перспективная область исследований с обширными практическими возможностями. Научные изыскания в этой сфере также влияют на наше мировоззрение. Они открывают новые горизонты и ставят новые вопросы о сущности сознания, свободе воли и этических аспектах воздействия на мозг. Эти исследования могут способствовать разработке новых технологий и методик, улучшающих качество жизни людей с психическими нарушениями или повреждениями мозга.
1.2 Нейропсихологические аспекты обучения иностранным языкам
Нейропсихологические аспекты обучения иностранным языкам подчеркивают важность когнитивных процессов, таких как память, внимание и восприятие, а также влияние эмоционального состояния на процесс обучения. Когнитивные процессы играют ключевую роль в изучении иностранного языка и включают в себя восприятие, память, внимание и мышление.
Восприятие — это начальный этап, на котором учащиеся воспринимают звуки, слова и грамматические структуры. Эффективное восприятие зависит от слухового и визуального восприятия, а также от способности различать фонемы и интонации.
Память делится на несколько типов, включая кратковременную и долговременную. Кратковременная память необходима для удержания информации в процессе обучения, тогда как долговременная память позволяет сохранять и воспроизводить изученные языковые элементы. Методы, такие как мнемотехника, могут помочь улучшить запоминание слов и фраз. Внимание является важным аспектом когнитивных процессов, так как оно определяет, какие языковые элементы будут замечены и запомнены. Учащиеся должны уметь сосредотачиваться на изучаемом материале, игнорируя отвлекающие факторы.
Мышление включает в себя анализ, синтез и оценку информации, что позволяет учащимся применять логические операции для понимания грамматических правил и построения предложений.
Роль памяти, внимания и восприятия в языковом обучении также имеет значительное значение. Эффективное изучение языка требует активного использования различных типов памяти. Например, ассоциативная память помогает связывать новые слова с уже известными, а семантическая память позволяет запоминать значения слов и их использование в контексте. Уровень внимания влияет на качество усвоения материала. Учащиеся, которые могут сосредоточиться на уроке и активно участвовать в процессе, как правило, показывают лучшие результаты. Использование интерактивных методов обучения, таких как игры и групповые задания, может повысить уровень внимания. Восприятие языка включает в себя не только слуховое восприятие, но и визуальное. Например, использование изображений и видео может помочь учащимся лучше понять и запомнить новый материал. Также важно учитывать индивидуальные особенности восприятия, так как разные учащиеся могут по-разному реагировать на один и тот же материал.
Эмоциональное состояние учащегося может значительно влиять на процесс обучения иностранным языкам. Положительные эмоции, такие как интерес и увлеченность, способствуют повышению мотивации к изучению языка. Учащиеся, которые чувствуют себя уверенно и комфортно, как правило, более активно участвуют в учебном процессе. Негативные эмоции, такие как страх и тревога, могут препятствовать обучению, снижая способность к концентрации и запоминанию, что затрудняет усвоение нового материала. Создание поддерживающей и безопасной учебной среды может помочь снизить уровень тревожности. Эмоции могут усиливать запоминание; учащиеся, которые испытывают положительные эмоции во время обучения, чаще запоминают информацию. Использование эмоционально насыщенных материалов, таких как песни, фильмы или литературные произведения, может повысить интерес и вовлеченность учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина, Т.В., Кабардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе: пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. – М.: М. Секачев, 2014. – 56 с.
2. Баулина, М. Е. Нейропсихология: учебник для вузов / М. Е. Баулина.: Владос, 2018. — 391 c. — Текст: непосредственный.
3. Гулина М. А., Зинченко Ю. П. Консультативная психология : учебника. — М.: Издательство МГУ. 2023. 383 с.
4. Давидович A.A. Нейропсихологическая структура интеллектуальной деятельности счета в младшем школьном возрасте // Журнал практического психолога. — 2006. — № 6. — С. 90—99.
5. Кисиль, И. А. Нейропсихологические упражнения, помогающие в преподавании иностранного языка / И. А. Кисиль. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17533/ (дата обращения: 06.01.2025).
6. Кисиль, И. А. Плюсы и минусы применения нейропсихологического подхода в изучении английского языка / И. А. Кисиль. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108896/ (дата обращения: 06.01.2025).
7. Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология: учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06101-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539763 (дата обращения: 06.01.2025).
8. Курдюкова, Н. А. Нейропсихология: учебное пособие для вузов / Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19310-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556286 (дата обращения: 06.01.2025).
9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учебное пособие / А. Р. Лурия. – Москва: Академия, 2008. – 384 с.
10. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. – М.: Смысл, 2011. – 367 с.
11. Немов Р. С. Общая психология. Введение в психологию. — М.: Юрайт. 2024. 728 с.
12. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: Айрис-пресс, 2018 – 678 с.
13. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Нейропсихология и школа // Вестн. Моск. Ун-та. — Сер. 14. Психология. — 2012. — № 2. — С. 116—122.
14. Репина, Н. В. Основы клинической психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Репина, Д. В. Воронцов, И. И. Юматова. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 479 с.
15. Русакова, Г. В. Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг» / Г. В. Русакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106298/ (дата обращения: 06.01.2025).
16. Савина, М. А. Использование методов нейролингвистики при изучении иностранного языка / М. А. Савина, А. А. Ястреб. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4095/ (дата обращения: 06.01.2025).
17. Седов, К. Ф. Нейропсихолингвистика / К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2012. - 256 c.
18. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 192 с.
19. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / A. Л. Сиротюк. – М. : Сфера, 2003. – 284 с.
20. Штин, Н. Д. Нейропсихологические упражнения на уроках английского языка в младшей школе / Н. Д. Штин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105077/ (дата обращения: 06.01.2025).