Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Современный мир сталкивается с ростом количества чрезвычайных ситуаций (ЧС), обусловленных природными, техногенными и социальными факторами. В настоящее время обстановка в мире остается напряженной вследствие противоречий и конфликтов, выражающихся в активных вооруженных конфликтах на территориях ряда стран. Такие условия сопровождаются экономическими и социальными переменами, которые создают прочную почву для психологических и социальных последствий. Кроме того, под действием военных, в процессе конфликта, под удар попадают природные объекты, повреждение которых также подчас влечет за собой возникновение ЧС.
В условиях чрезвычайной ситуации многочисленные группы людей испытывают экстремальный психологический стресс, что приводит к возникновению социальных проблем и напряженности. Это факт обуславливает необходимость наличия профессиональной социально-психологической помощи. Обеспечение такой помощи диктуется не только социальной ответственностью государства, но и научными исследованиями, доказывающими, что оказание экспертной помощи снижает уровень травматического стресса, сокращает социальную изоляцию и способствует более успешному восстановлению пострадавших, а также членов их семей.
Изучение вопросов оказания социально-психологической помощи представляет собой важную научную и практическую задачу, особенно в отношении совершенствования этого направления деятельности. Проведение специальных исследований и разработка профессиональных стандартов оказания психологической помощи пострадавшим позволяет поддерживать непрерывное психологическое обеспечение населения в условиях нестабильной и кризисной среды, что особенно актуально для России, где чрезвычайные ситуации часто оказывают широкий резонанс и затрагивают большое количество людей.
Разработанность темы. Вопрос социально-психологической помощи при чрезвычайных ситуациях раскрывается в трудах как российских, так и зарубежных исследователей. В России Ю. С. Шойгу анализировал организационные аспекты помощи, акцентируя внимание на культурных различиях , а М. В. Филиппова изучала зарубежный опыт и социальные факторы реабилитации . О. В. Вихристюк и О. А. Ульянина разработали системные модели помощи , а С. А. Скороход выделил ключевые качества специалистов, необходимых для работы в ЧС .
Среди зарубежных исследователей Д. Канеман изучал принятие решений в стрессовых условиях , а П. Лагадек акцентировал внимание на междисциплинарных подходах . К. Хофштед подчеркивал важность учета культурных различий в реакции на кризисы .
Объектом исследования в данной работе являются пострадавшие в чрезвычайных ситуациях. Предметом выступают методы и формы оказания социально-психологической помощи.
Целью курсовой работы является исследование основных принципов и методов социально-психологической помощи при ЧС.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
изучить теоретические основы психологической помощи при ЧС;
проанализировать психологические последствия ЧС;
охарактеризовать эффективность практик в работе с пострадавшими.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы анализ научных источников, синтез и систематизация изученного материала, кейс-стадии по анализу реальных ситуаций, произошедших на территории России.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного или техногенного явления, которая привела или может привести к человеческим жертвам, ущербу для здоровья людей, разрушению инфраструктуры и окружающей среды. Данное определение закреплено в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .
В исследовании С. А. Андреева рассматриваются различные определения и подходы к пониманию термина «чрезвычайная ситуация». Автор отмечает, что большинство существующих определений связывают ЧС преимущественно с техногенными и природными источниками, упуская из виду социальные и иные факторы. Андреев предлагает расширить трактовку понятия, включив в него не только совокупность обстоятельств или событий, но и действия или бездействие людей, которые могут привести к возникновению ЧС .
М. И. Савина в своей работе анализирует российскую традицию использования термина «чрезвычайная ситуация» и сравнивает его с западным аналогом «чрезвычайность». В работе выделяются два подхода: первый рассматривает чрезвычайные ситуации как отдельные проявления чрезвычайности, второй приравнивает их к более широкому понятию чрезвычайности. Савина подчёркивает сущностные особенности чрезвычайных ситуаций, такие как непредсказуемость, значительные экономические и людские потери, а также необходимость использования особых механизмов государственного управления .
Таким образом, в своем исследовании М. И. Савина предлагает рассматривать чрезвычайные ситуации как события с широким спектром проявлений — гуманитарного, экономического, природного и других, что способствует устранению семантических различий между западной и российской научными традициями.
Классификация чрезвычайных ситуаций основывается на характере их возникновения. Выделяют следующие виды ЧС :
1. природные — вызванные стихийными бедствиями, такими как землетрясения, наводнения, ураганы, пожары и извержения вулканов;
2. техногенные — связанные с авариями на предприятиях, транспортом, гидротехническими сооружениями, пожарами на производственных объектах;
3. социальные — включают террористические акты, массовые беспорядки, вооруженные конфликты;
4. биолого-социальные — вызванные эпидемиями, эпизоотиями и другими масштабными биологическими угрозами.
Пример альтернативной классификации чрезвычайных ситуаций приводится в работе П. Лагадека, посвященной управлению кризисами и катастрофами. В его исследовании предлагается классифицировать чрезвычайные ситуации с учетом не только их источника, но и характера воздействия на общество. Лагадек выделяет следующие категории ЧС :
1. Природные катастрофы — стихийные бедствия, которые происходят без прямого вмешательства человека (землетрясения, ураганы, цунами).
2. Антропогенные катастрофы — вызванные человеческой деятельностью, такие как аварии на промышленных объектах, транспортные катастрофы, техногенные взрывы.
3. Системные кризисы — ситуации, вызванные дисфункцией социальных или экономических систем (финансовые кризисы, коллапс инфраструктуры, энергетические кризисы).
4. Гибридные катастрофы — события, где взаимодействуют природные и техногенные факторы (например, землетрясение, вызвавшее утечку на атомной электростанции).
5. Этические или моральные катастрофы — катастрофы, связанные с конфликтами, террористическими актами или нарушением прав человека.
Эта классификация подчеркивает необходимость комплексного подхода к управлению ЧС, включающего анализ взаимодействия социальных, природных и техногенных факторов. Такой подход позволяет адаптировать методы реагирования в зависимости от типа катастрофы и ее влияния на различные сферы общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind. New York McGraw-Hill, 2010.
2. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. New York Farrar, Straus and Giroux, 2011.
3. Lagadec P. Disasters and Crises: Understanding Risks and Promoting Resilience. Paris Éditions Odile Jacob, 2011.
4. Psy-LLM: Scaling up Global Mental Health Psychological Services with AI-based Large Language Models // arXiv preprint arXiv:2307.11991. 2023. URL: https://arxiv.org/abs/2307.11991 (дата обращения: 06.01.2025).
5. Андреев С.А. Концептуальные подходы к трактовке понятия «Чрезвычайная ситуация» // Современные научные исследования и инновации. 2024. №2. С. 45–51.
6. Вихристюк О. В., Ульянина О. А., Гаязова Л. А., Ермолаева А. В., Файзуллина К. А., Логинова Е. А. Модель оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных происшествиях и кризисных ситуациях: зарубежный и отечественный опыт // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19, №1. С. 87–98.
7. Ермолаева А.В., Вершинкина Е.В. Кризисное дистанционное консультирование на телефоне доверия как значимый ресурс в повышении доступности качественной психологической помощи участникам образовательных отношений // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21, №1. С. 60–71.
8. Коротков А.В., Смирнова И.В. Краткосрочная программа реабилитации специалистов ГПС МЧС России: опыт внедрения и перспективы // Научный журнал МЧС. 2022. №4. С. 45–54.
9. Мартынов А.А. Психологические реакции в условиях кризиса: теоретические аспекты и практические решения // Вестник психологии. 2023. №3. С. 45–58.
10. Масляков С.В., Полиданов К.В., Супурова А.А. Оказание психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации требует особой внимательности и навыков // Психологические исследования. 2023. №11. URL: https://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2023-11/a10-maslyakov-polidanov-supurova.pdf (дата обращения: 06.01.2025).
11. Павлова Н.А., Жукова Л.А. Анализ эффективности реабилитации пострадавших в крупных ЧС в России // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20, №3. С. 112–118. URL: https://psyjournals.ru (дата обращения: 06.01.2025).
12. Программа курса «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях». URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21266/20_219_000306.pdf (дата обращения: 06.01.2025).
13. Савина М.И. Чрезвычайная ситуация и чрезвычайность: проблемы теоретической концептуализации // Социально-гуманитарные науки. 2024. №1. С. 15–22.
14. Скороход С. А., Солнцев В. О., Церфус Д. Н. Изучение индивидуально-психологических особенностей психологов на различных этапах участия в аварийно-спасательных и других неотложных работах // Психология и право. 2014. Т. 4, №3. С. 112–123.
15. Титов А.И., Борисова Е.С. Проблемы подготовки специалистов для работы в условиях чрезвычайных ситуаций // Психология безопасности. 2021. №2. С. 45–50.
16. Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Тукфеева Ю.В., Филатова Н.Н., Рыжова И.Д. Функциональная модель психологической службы в системе образования: направления деятельности и ее организационно-правовое регулирование // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16, №3. С. 174–196.
17. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024). Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 06.01.2025).
18. Филиппова М. В. Зарубежный опыт организации и оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Психологический журнал. 2015. Т. 36, №4. С. 45–53.
19. Шойгу Ю. С., Пыжьянова Л. Г., Портнова Ю. М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации (на примере работы психологов при ликвидации пожара в торговом центре «Адмирал» г. Казань) // Национальный психологический журнал. 2015. №3(19). С. 67–73.
20. Шойгу Ю. С., Тарасова А. А. Оценка эффективности мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению психического здоровья и психологического благополучия специалистов в системе МЧС России // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Т. 17. № 4. С. 79-115.