Фрагмент для ознакомления
2
О важности этих исследований свидетельствует растущий интерес к теме девиантного поведения. Научные исследования девиантности ведутся в области социологии, психологии, криминологии и психопатологии. Возникает новое научное направление - психология девиантного поведения. Актуальной задачей является объяснение причин, условий и факторов, определяющих этот социальный феномен. Его изучение требует поиска ответов на ряд фундаментальных вопросов, в том числе на вопросы о природе категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Тревожным знаком является рост числа молодых людей с девиантным поведением, таким как асоциальное, конфронтационное и агрессивное, деструктивное и саморазрушительное поведение, незаинтересованность в учебе и склонность к аддикциям.
Наша задача - изучить причины таких явлений, как девиантное поведение, чтобы разработать наиболее эффективные способы помощи проблемным детям. В эпоху перемен современные социально-экономические условия стремительно обостряют проблемы, связанные с коррекцией девиантного и аномального поведения. Изменения в нашем обществе практически разрушили прежние представления о нормах поведения. В отсутствие четкой социальной перспективы эта ситуация не могла не сказаться на физическом и психическом здоровье подростков и молодежи. Разумеется, российское общество не может долго оставаться в таком положении.
Девиантное поведение значительной части населения таит в себе самые опасные деструктивные тенденции для современной страны. Осмысление и систематизация накопленного опыта - задача современных отечественных исследователей Ю.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Т.П. Короленко, Т.А. Донскик, Н.И. Ожелецкого и зарубежных - Г. Шнайдера, К. Эйххорна, А. Бандурадзора, К. Роджерса, А. Роджерса, А. Бандуры и других. Современные знания о девиантности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, обусловленной системой взаимосвязанных факторов.
К сожалению, единая теория девиантного поведения личности до сих пор не разработана. В то же время в различных научных дисциплинах, включая социологию, медицину, биологию и психологию, накоплен огромный объем данных по этой теме. Более того, в некоторых областях знаний существуют специализированные кафедры, изучающие девиантность. Отдельные подходы, сфокусированные на одном аспекте проблемы, естественным образом дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения стоит особенно остро.
Предметом является определение проблемы девиантного поведения и описание эффективных методов преодоления и профилактики девиантного поведения в молодежной среде.
Объект исследования: девиантное поведение. Описан теоретический анализ проблемы девиантного поведения в современном государстве и деятельность социальных работников по преодолению и профилактике девиантного поведения.
Целью исследования является процесс регулирования деятельности социальных служб по преодолению и профилактике девиантности.
Задачи:
1. теоретический анализ проблемы девиантного поведения в современном государстве
2. описание деятельности социальных работников по преодолению и профилактике девиантного поведения
3. охарактеризовать систему условий и факторов, влияющих на формирование девиантного поведения;
4. изучить социально-педагогическую деятельность при работе с девиантной молодежью;
5. выявить пути решения проблемы девиантного поведения в молодежной среде;
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили положения и выводы ученых в их работах по данной теме: Согласно В.Д. Менделевичу, девиантное поведение определяется как «система поведения или индивидуальное поведение, противоречащее принятым в обществе нормам, неуравновешенность психических процессов, дисгармония, нарушение процессов самореализации, нарушение собственного поведения». Его можно определить, как «систему поведения или индивидуальное поведение, проявляющееся в уклонении от морального и эстетического контроля над собственным поведением». В социологических терминах девиантное поведение - это реальная угроза социальному и физическому выживанию человека в его/ее социальной среде, группе или ближайшем окружении. В медицине девиантное поведение определяется как отклонение от общепринятых межличностных норм. В психологии девиантное поведение - это отклонение от социально-психологических и моральных норм.
По мнению многих ученых (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон), причина девиантности кроется в биологии человека, точнее, в ее патологическом состоянии. З. Фрейд и его последователи, Э. Дюркгейм о социальной девиантности считали, что в повседневной жизни возникают многочисленные конфликты, и в связи с этим неопределенность возможности выбора образа действий приводит к возникновению определенного состояния аномии. Структура задания Данное задание следует логике мышления автора и состоит из двух частей, введения, заключения и списка использованной литературы и материалов.
Согласно определению, Курбатова В.И., под девиантным поведением понимается особый образ поведения, мышления или действий человека, который не соответствует нормам и ценностям определенного общества. Таким образом, девиантное поведение - это отклонение от общепринятых норм. Почему возникают такие отклонения? Ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен. Простой - потому что можно переложить всю ответственность и вину за происходящее на государство; сложный - потому что само общество сегодня терпимо относится к девиациям. Тем не менее, основные причины все же можно назвать. В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство.
Это и расслоение общества на богатых и бедных, и трудности, с которыми сталкивается молодежь при попытке самореализации и социального признания, и ограниченность социально приемлемых способов получения более высокого дохода для молодых женщин и мужчин. Чисто российские «беды рыночной экономики» - безработица «высшего класса», инфляция, коррупция, ложь чиновников и рост социальной напряженности в «низших классах» - оказывают существенное влияние на уровень жизни .
В ситуации, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все покупается и продается, труд, навыки и даже тела покупаются и продаются как обыденность. Падение морально-этических норм и моральная развращенность проявляются в массовом росте алкоголизма и бродяжничества, распространении наркомании и «продажной любви», а также во взрыве насилия и правонарушений. Нейтральная или благоприятная среда для девиантного поведения. Большинство молодых людей с девиантным поведением - алкоголики, наркоманы и проститутки - происходят из неблагополучных семей, где один или оба родителя пьют. Как правило, девиантные группы возглавляют «авторитеты», только что вернувшиеся с «зоны».
Такая среда имеет свое представление о кодексе поведения. Социолог Р. Мертон, известный как автор теории «двойной неудачи», считает, что, когда молодые люди не могут удовлетворить свои потребности ни законной творческой деятельностью, ни активной противоправной, они компенсируют свои недостатки подобными действиями, что приводит к их саморазрушению как человеческих существ. В ситуации отсутствия возможностей для достойного профессионального и личностного самовыражения своеобразной компенсаторной мерой становятся алкоголизм, наркомания, «уход» в примитивный секс.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы в получении знаний и связанные с этим неудачи в учебе, неумение наладить отношения с окружающей средой и вытекающие из них Возникающие конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, которые, как правило, приводят к кризису психики и потере смысла существования. Можно сказать, что проблема девиантного поведения создается искусственно, и это было бы правильно, поскольку именно государство несет ответственность за социально-экономическую защиту своих граждан. Однако попустительское отношение общества к этой проблеме сводит на нет все попытки исправить ситуацию. Перечисленные выше параметры - не единственные причины девиантного поведения .
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено множеством факторов, находящихся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Развитие человека определяется взаимодействием таких факторов, как наследственность, среда, воспитание и собственная практическая деятельность. Под формами девиантного поведения обычно понимают специфические проявления отклонения в поведении и действиях человека. Сначала кратко охарактеризуем его особенности, исходя из его влияния на самого человека и на окружающую среду в целом. Наркомания и токсикомания
Наркомания - это заболевание, выражающееся в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним и постепенном физическом и психическом истощении организма. Состояние наркотической зависимости характеризуется эйфорией, легкостью тела и ясностью мысли. Мир кажется радужным и теряется чувство времени. Прием таких наркотиков, как опиум, гашиш и кокаин, сопровождается тахикардией, сухостью во рту и другими серьезными нарушениями. Абстинентные синдромы, так называемые «симптомы отмены», то есть наркотическое похмелье, характеризуются резким снижением настроения, общей слабостью, сонливостью и дрожью в конечностях.
Наркомания имеет и социальные последствия. Для преступников наркомания - самый простой способ заработать деньги. Наркомания повышает смертность, особенно среди молодежи, вызывает физические и психические заболевания. Она наносит материальный и моральный ущерб экономическим и нравственным устоям общества. Преступления совершаются на почве наркомании, поскольку наркоманы могут совершать преступления в состоянии «ломки». Доступ к наркотикам является причиной многих преступлений против личности, в том числе краж, грабежей и вымогательств. Наркомания оказывает крайне негативное влияние на потомство .
Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями. По мере прогрессирования болезни наркоман деградирует как человек. Молодые люди становятся наркоманами из-за халатности общества и семьи. Как правило, за предложением попробовать «каннабис» следует психологическая обработка новичка. Зависимость развивается быстро, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Физическая зависимость проявляется в том, что при прекращении приема наркотика возникают абстинентные синдромы, или «симптомы отмены».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айхорн А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – с. 304.
Аккерман Н. Роль семьи в проявлении расстройств у детей // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдимиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – с. 287-307.
2.
3. Алфимова М.В., трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Психология. – 2000. – с. 112-123.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – с. 378.
5. Баенская Е.Р.Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии. - первое издание. - М: УРАО, 2001. – с. 88.
6. Ларионова C.O. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94;
7. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с. 239. - (Коррекционная педагогика).
8. Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XXвв.): Тенденции и социологическое осмысление. – СПб., 2000. – с. 56-60.
9. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 2000. – с. 287.
10. 3мановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 288.
11. Зотова О.И Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, - с. 343-365.
12. Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное – пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт - М», 2001.- с. 160.
13. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности / / Воспитание школьников. - 1998. - с. 2-5.
14. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990. – с. 56.
15. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. – с. 992: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
16. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998г. – с. 65.
17. Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. – 1999. – Т. 69. - №9. – С. 790-797.
18. Львова М. В. Социально – психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. - с. 94.
19. Магомедов Г.А. Социально-педагогические факторы девиантного поведения подростков в национальном регионе. // Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 183.
20. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. С. 56.
21. Мид М. Культура и мир детства, М. 1988. С. 77.
22. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. №3. С. 238.
23. Намаканов Б.А. Девиантное поведение подростков – проблема школьного воспитания // Наука и школа. 2011. № 1. С. 112.
24. Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // СоцИс. 1992. № 3. С. 163.
25.Павленок П.Д., Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / М.: ИНФРА, 2007. С. 163.
26. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 318.
27. Психотерапия детей и подростков / пер. с нем. / ред. Х. Ремшмидт. М.: Мир, 2000. С. 476.
28. Такмакова М.В. Влияние условий обучения в общеобразовательной школе на формирование девиантного поведения подростков. // Социология власти. № 3. 2011 С. 68-72.
29. Фельдштейн Д.И. // Мир психологии. 2002. № 1. С. 9-20.
30. Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. №1. С. 75- 87.
31. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста, 2005. С. 146.