Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный стандарт дошкольного образования предполагает формирование у воспитанников различных умений и навыков, таких как уважительное отношение к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми и др., а также формирование коммуникативных навыков.
В настоящее время многие дети испытывают сложности в коллективной деятельности с другими детьми. Поэтому воспитатели и родители должны особое внимание уделять приобщению ребенка к общению со сверстниками, так как от этого зависит способность ребенка социализироваться.
В соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья образование детей с ОВЗ, в частности с общим недоразвитием речи (далее ОНР), осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Общее недоразвитие речи – это совокупность разного рода речевых нарушений, где дети имеют недостатки в развитии всех аспектов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой стороны речи, при нормальных показателях слуха и сохранном интеллекта.
В результате исследований различных форм речевой патологии у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и логопедической литературе сформулировано теоретическое обоснование ОНР, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др., сформулированы направления коррекционно-педагогической работы В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Б. М. Гриншпун, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская.
Многочисленные исследования и наблюдения данных авторов позволили свидетельствовать, что детям дошкольного возраста с ОНР II уровня речевого развития характерна несформированность коммуникативных навыков.
Сложность общего недоразвития речи заключается в том, что оно приводит к другим нарушениям, в частности, к нарушению эмоционально-волевой сферы ребенка: дети начинают стесняться своей речи, замыкаются, отстраняются от общения со сверстниками, им свойственна повышенная тревожность.
Методическая организация процесса развития навыков сотрудничества у детей 4-5 лет предполагает использование различных игр. В педагогике накоплено большое разнообразие игр, в том числе коммуникативных. По нашему мнению, использование коммуникативных игр может служить эффективным средством развития навыков сотрудничества у детей 4-5 лет.
Анализ научно-исследовательской и научно-методической литературы и педагогической практики позволил констатировать, что в настоящее время имеют место противоречия:
– между современными целевыми ориентирами дошкольного образования в части развития навыков сотрудничества детей дошкольного возраста и недостаточностью их развития у дошкольников с ОНР II уровня речевого развития ввиду наличия данной патологии;
– между признанием в необходимости развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста с ОНР II уровня речевого развития и слабой методической разработанностью применения коммуникативных игр в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста с ОНР II уровня речевого развития.
Проблема исследования: каковы особенности использования коммуникативной игры в развитии навыков сотрудничества у детей 4-5 лет с ОНР II уровня речевого развития?
Объект – процесс развития навыков сотрудничества у детей 4-5 лет с ОНР II уровня речевого развития.
Предмет – коммуникативные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей 4-5 лет с ОНР II уровня речевого развития.
Цель: практическое и теоретическое обоснование влияния коммуникативных игр на процесс развития навыков сотрудничества детей 4-5 лет с ОНР II уровня речевого развития.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков сотрудничества дошкольников.
2. Рассмотреть особенности развития навыков сотрудничества у детей 4-5 лет с нормой речевого развития и с ОНР II уровня речевого развития.
3. Раскрыть возможность применения коммуникативных игр, в процессе развития навыков сотрудничества у детей 4-5 лет с нормой речевого и с ОНР II уровня речевого развития.
4. Раскрыть особенности проведения коммуникативных игр для детей 4-5 лет с ОНР II уровня речевого развития.
5. Подобрать диагностические методики для определения уровня развития сотрудничества у детей 4-5 лет с ОНР II уровня речевого развития.
Методы исследования: синтез, анализ, обобщение, классификация психолого-педагогической и методической литературы.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе работы с детьми с ОНР в коррекции развития коммуникативных навыков.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогических исследованиях
Формированием и развитием коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались Т.И. Бабаева, Е.В, Громова, Н.В. Клюева, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова.
Именно развитие коммуникативных навыков является важнейшим направлением социально-личностного развития детей.
Следует отметить, что с педагогической точки зрения развитие коммуникативного общения представляет собой «смену качественно целостных образований, которые представляют собой определенный генетический уровень общения и называются формами общения» [19, c. 46].
Коммуникативные навыки – это способность ребенка общаться с другими людьми, находить компромисс, слушать и выражать точку зрения.
Рассматривая компоненты коммуникативных навыков, стоит отметить, что в ФГОС ДО в их число входят:
– коммуникативные и организаторские способности (эффективная коммуникабельность, инициативность, активное участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
– способность к эмпатии (сопереживание, способность чувствовать другого);
– способности к саморегуляции (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
– культура вербального и невербального общения (хорошее знание техники речи, использование средств общения) [17].
Термин «коллектив» произошел от латинского «collectives» –собирательный. Иными словами, можно сказать, что социальная группа, которую объединяют общие цели, ценностные ориентации и совместная деятельность всех членов группы, можно назвать единым словом «коллектив». Это - специально организованные и обладающие органами самоуправления целеустремленные личности [22].
Совместная деятельность помогает развивать способности и возможности всех участников и активизировать саморазвитие. Работая вместе, участники выходят на новые уровни развития, дополняют друг друга и гармонично развиваются. Учебные задачи решаются в тесном сотрудничестве педагогов и дошкольников. Положительный результат такого взаимодействия зависит от того, как педагог сможет организовать работу, вовлечь детей в процесс, заинтересовать их и научить детей брать на себя ответственность за процесс [22].
Сотрудничество имеет свои особенности. К ним относятся: общая цель, общая мотивация, совместная работа детей, координация деятельности, общий результат, разделение обязанностей между участниками совместной деятельности, совместное пространство и одновременная деятельность в исполнении. средний.
Таким образом, сотрудничество обеспечивает отношения в паре «субъект-субъект». В таких отношениях участники совместной деятельности находятся на равных, относятся друг к другу с уважением и гуманностью, сохраняют право на самоопределение и свободу в своих отношениях.
Исследователи выделили три компонента навыка сотрудничества:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные процессы, позволяющие ребенку продемонстрировать знания об индивидуально-психологических особенностях партнеров и отразить их в совместных действиях;
2) эмоциональный компонент – положительные или отрицательные переживания, возникающие у ребенка во время общения.
3) поведенческий компонент – мимика, жесты, пантомимы, речь и действия, выражающие отношение ребенка к окружающим и группе в целом [14].
Формирование таких отношений происходит в дошкольном возрасте, когда учащиеся общаются друг с другом. Сотрудничество повышает мотивацию учащихся к обучению.
В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, анализируя совместную деятельность, определили ее как фактор личностного развития ее участников, который обеспечивает интеллектуальное развитие личности [21].
В работах Т.К. Цукерман рассматривается сотрудничество и эффективные формы его содержания. К ним ученый отнес познавательную активность ребенка, объем материала, социальные навыки детей, приобретенные ими в учебном процессе [9].
Г. А. Цукерман отмечает, что совместная деятельность является фактором личностного развития участников, обеспечения их интеллектуального развития. Именно в учебном сотрудничестве возрастает познавательная активность и объем усваиваемого материала, развивается самокритичность ребенка, он приобретает социальные навыки [9].
Совместная деятельность в исследованиях Г. Н. Прозументовой рассматривается как деятельность, в которой образуется личностное содержание образования. Деятельность строится на актуализации, исследовании и истолковании опыта всех участников совместной деятельности.
М.И. Лисина, учитывая особенности развития коммуникативной деятельности у детей, выделила следующие компоненты навыков сотрудничества: предметность общения и наличие у ребенка потребности к ней, выбранные им средства общения, коммуникативные мотивы и коммуникативные задачи [8].
По мнению Г.Н. Прозументовой, совместная деятельность состоит из средств обмена идеями. Участники взаимодействия создают нечто новое, имеющее большое значение для всех участников, тем самым обеспечивая свое личностное развитие. В результате такого сотрудничества каждый участник получает личный опыт [5].
Таким образом, сотрудничество представляет собой процесс непосредственного контакта дошкольников между собой в процессе решения общей цели.
1.2 Особенности навыков сотрудничества у детей 4-5 лет и детей с ОНР II уровня развития
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что образование в дошкольном возрасте, являясь многогранным процессом, включает в себя немало равноценных аспектов. Главная задача школьного образования – научить ребенка решать различные проблемы познавательного, обучающего, коммуникативного, нравственного, организационного и социокультурного характера.
Средний дошкольный возраст – это период развития детей на пятом году жизни. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками [1].
Исследования М.И. Лисиной также позволяют проследить закономерность развития коммуникативных навыков:
– на первом этапе развития (от 2 до 6 месяцев) у ребенка доминирует потребность во внимании взрослых;
– в раннем и младшем дошкольном возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) у детей развивается потребность в сотрудничестве;
– средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет). У ребенка развивается потребность к уважительному отношению со стороны взрослого, к самовыражению и активному общению как со взрослыми, так и со сверстниками;
– в конце дошкольного возраста (6-7 лет) у ребенка развивается потребность во взаимопонимании и сопереживании [7].
Коллективом исследователей под руководством А.Г. Рузской были выделены три формы общения дошкольников со сверстниками:
– эмоционально-практическая форма характерна для детей от 2 до 4 лет. При такой форме общения ребенок ожидает от сверстников участия в его играх и старается похвастаться. Дошкольник пытается привлечь внимание собеседника и получить эмоциональный отклик. На этом этапе дети могут лишь воспринимать отношение сверстников к их личности. Эмоционально-практическое общение ситуативно, то есть полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия ребенка и практических действий сверстников. Основными средствами такого общения являются экспрессивно-мимические движения. В трехлетнем возрасте ребенок использует речь для общения с другими людьми, но она еще носит ситуативный характер и является средством общения посредством зрительного контакта и выразительных движений.
– ситуативно-деловая форма общения развивается примерно в возрасте четырех лет и остается наиболее типичной в среднем школьном возрасте. В этот период сверстник становится главным партнером для общения. Сюжетно-ролевая игра начинает приобретать коллективный характер. Общение в игре происходит как на уровне игровых отношений, так и на уровне реальных отношений вне сюжета игры (дети договариваются и распределяют роли игры, рассматривают, оценивают и контролируют условия игры). Эффективное общение требует сотрудничества, взаимного признания и уважения. На этом этапе речь начинает доминировать среди средств общения.
– внеситуативно-деловая форма общения. Такая форма общения со сверстниками складывается у многих (но не у всех) детей к концу дошкольного возраста. На этом этапе общение детей не связано с конкретными предметами и действиями. Дети дошкольного возраста могут длительное время общаться без какой-либо практической деятельности. А также обращают внимание и учитывают пожелания, интересы и настроения своего партнера [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2002.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. М.: ACT: Астрель, 2020. 158 с.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2012. 168 с.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 2020. 112 с.
5. Коробкова О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 29-41.
6. Кумова И. А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.07. Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2004. - 25 с.
7. Леонтьев А. А. Психология коллективной деятельности в учении. – Рязань, 2000.
8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Педагогика, 2015. – 214 с.
9. Малахова Ю.И. Совместная деятельность как объект междисциплинарного исследования // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. ст. / Редкол.: В.В. Бущик (отв. ред.), Д.И. Наумов, И.Ю. Никитина. -Минск: БГПУ, 2013.
10. Мастер – класс «Коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми». – Красноярск, - 2018. – 11 с. - URL: https://www.kras-dou.ru/303/images/18-19/str-ped/kotljarova/metod-kop/4/Master_klass_Kommunik.igry.pdf (дата обращения 04.01.2025).
11. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
12. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. РУзская // Под. ред. А.Г. Рузской. Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 216 с.
13. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011.
14. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2013. № 2. С. 50-57.
15. . Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. 158 с.
16. Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, 1999.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2023 г. - URL: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения 05.01.2025).
18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основные направления коррекционной работы. Логопедия. Методическое наследие. 5 книга. М.: ВЛАДОС, 2019. 480 с.
19. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. - 2015. - № 2. - С. 46.
20. Черенкова О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4–5 лет в игровой деятельности: Д ис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2008.
21. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 41-44.
22. Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности // Проблемы общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1981.