Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы был замечен рост детской преступности, так же увеличилось число детей с девиациями поведения что и является причиной актуальности данного исследования.
Проблема отклоняющегося поведения широко обсуждается в отечественной и зарубежной психологической литературе. Явление детского отклоняющегося поведения – сложное, поэтому изучение этой проблемы актуально и междисциплинарно.
Методологические основы изучения отклоняющегося поведения в отечественных теориях, представлены в трудах Я.И. Гилинского, B.C. Афанасьева, М.Е. Поздняковой, Б.М. Левина; в работах Ю.В. Кудрявцева, В.П. Кaзимирчука, В.Н. Кудрявцева, а также в трудах И.А. Невского, В.Ф. Лeвичевой, В.Т. Лисовского, А.C. Харчeва.
Дети могут подвергаться издевательствам в образовательных учреждениях. Все это негативно влияет на психику ребенка, снижается самооценка, школьник начинает сомневаться в своих силах и теряет поддержку. Младшему школьнику сложно адекватно воспринимать критику и жалобы в свой адрес. В этот период родителям очень сложно внимательно присмотреться к своему «подросшему» ребенку, найти нужные слова и понять его ситуацию. Все вышеперечисленное может повлиять на поведение ребенка и привести к развитию девиантного поведения.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современном мире становится все больше проявлений отклоняющегося поведения среди школьников.
Цель исследования – выявление условий, способствующих возникновению отклонений в поведении младших школьников и разработка методик профилактики девиации в поведении ребёнка.
Объектом исследования выступают отклоняющееся поведение.
Предметом исследования являются отклоняющееся поведение в младшем школьном возрасте.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- уточнить психолого-педагогическую сущность отклоняющегося поведения;
- изучить литературу по теме отклоняющегося поведения младших школьников.
- выявить причины возникновения отклоняющегося поведения у младших школьников.
- подобрать и описать диагностические методики для определения состояния исследуемого качества;
- разработать и реализовать методы, позволяющие выявить отклоняющегося поведения младших школьников.
В решении поставленных задач мы исходили из следующей гипотезы: педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников будет проходить успешно если:
- педагог владеет методами коррекции поведения младших школьников;
- педагог учитывает возрастные особенности детей;
- педагог осуществляет педагогическую деятельность по коррекции поведения у младших школьников;
- педагог осуществляет работает совместно с родителями по вопросу предупреждения нарушений поведения, или уже как таковой работе по коррекции поведения ребёнка.
Методологической основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии о отклонениях в поведении младших школьников, их сути, причин возникновения, и способов работы с ними, представленные в работах
Методы исследования: эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент), диагностические методики; теоретические (изучение литературы по проблеме, метод сравнения, аналогии, моделирования).
Значимость работы определяется разработкой и реализацией комплекса педагогических методов, направленных на определение наличия у детей отклонений в поведении, а также работе по профилактике данной проблемы.
Наблюдение проводилось на базе
Всего принимало участие 20 детей младшего школьного возраста, обучающихся в 4 классе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Вопросы, затрагивающие проблему возникновения отклоняющегося поведения в психологической науке, были рассмотрены в трудах Э. Дюркгейма, З.К. Леонгарда, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона, В.М.Бехтерева, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, В.В. Ковалева, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейна, Т.И. Шульге и др.
Концепции девиантности в конце 19 - начале 20 веков развивались на основе двух подходов: функционального и нозоцентрического. Эти понятия являются концепциями биогенетической или социогенетической интерпретации.
Во второй половине XX века в результате смены парадигмы в науке проблема девиации стала изучаться с помощью комплексного мультимедийного анализа [1].
В исследованиях современных ученых рассматриваются проблемы отклоняющихся поведений и их профилактики в определенных областях:
- педагогики (О.А. Андриенко, М.И. Бекоева, Н.Г. Иванова, А.В. Лялюк, Л.А. Ральникова и др.);
- психологии (С.А. Амбалова, Е.В. Здоровцева, Л.В. Макшанцева, М.В. Зотова и др.);
- социологии (Г.В. Кондратьев, П.Е. Пешкова, Ф.В. Хугаева и др.);
- юриспруденции (В.Н. Жадан, Л.И. Нифонтова, В.В. Простяков);
- дефектологии (Н.С. Гилева, Л.В. Жихарева, М.В. Салтыкова-Волкович и др.) и т.д.
В нашей работе мы использовали концепцию С.Т. Гаврилова. По ее мнению, девиация – это многогранное явление жизни в социальной среде, социальных отношений в устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствия нормам и ожиданиям общества. Оно может быть положительным и служить прогрессу общества, а может быть и отрицательным - тормозить развитие общества [12].
Под нормой понимается определенное правило, точное предписание. Социальные нормы определяют стандарты социального поведения, соблюдение которых является необходимым условием взаимодействия личности с другими людьми [16].
Социальная девиация – это социальное развитие личности, не соответствующее принятым в обществе социальным ценностям и нормам. Это стереотип поведенческой реакции, связанный с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм: бегством из дома и одиночеством, ранним алкоголизмом, наркоманией, суицидом и сексуальными девиациями. Такое поведение возникает не только по социальным, но и по биологическим причинам, таким как болезни, дезадаптация [12].
С.А. Беличева рассматривала социальный тип девиантного поведения. Он выражается в форме эгоистического направления личности – воровства и грабежа, агрессивного направления в отношении других – поддразнивание и хулиганство, социально-пассивного поведения, т.е. избегание гражданской ответственности, исключение из активной общественной жизни [8].
В.Д. Платонов обнаружил следующие формы девиантного поведения: социальные (деструктивные, аморальные, политические преступления) и делинквентное (криминальные) и паранормальные [9].
В.Д. Менделевич выделяет такие клинические проявления отклонений от нормы как – аддиктивноe, дeлинквентное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспосоностей; при этом он подчеркивал, что при психопатологических типах дeвиантного поведения значение ситуативных факторов нивалируется [23].
Отечественные исследователи А.А. Александров, В.В. Королев, В.Д. Менделевич, В.Г. Степанов считают, что целесообразно разделять девиантное поведение на преступное – криминальное. Криминальная личность – это та личность, которая совершила преступление (В.Н. Кудрявцев, В.Ф. Пирожков). Одни ученые утверждают приоритетность эндогенности, говоря, что «преступниками не рождаются, а становятся», другие же (Айзенк, Кречмер, Ломброзо, Шелдон) – доказывали значимость эндогенных причин, когда отклонения генетически «запрограммированы» [2].
Отклоняющее поведение включает делинквентное, девиантное и криминальное поведение:
1. Девиантное поведение – девиантное поведение, которое связано с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, определяющие микросоциальные отношения в больших гендерных групп.
2. Делинквентность характеризуется повторяющимся антисоциальным поведением детей и подростков, которое становится определенным нормальным стереотипом, но нарушает правовые нормы, но не криминализируется из-за ограниченного социального риска или безнаказанности.
3. криминальное поведение определяется как противоправное деяние, являющееся основанием для возбуждения уголовного дела в случаях, когда наступает уголовная ответственность и квалифицируется по отдельным статьям Уголовного кодекса [22].
Многие учёные и исследователи девиантности рекомендуют различать разные модели поведения.
Т. Шибутани прeдложено выдeлять три типа отклоняющегося повeдения.
Первый тип предполагает поведение, которое соответствует групповым нормам и отличается от установок и убеждений лиц, обладающих властью и авторитетом, или от официально принятых норм и стандартов.
Второй тип, который он выделил, это временная потеря самообладания, особенно под влиянием сильного волнения. Когда нарушаются принятые стандарты поведения, ребенок все делает импульсивно, часто идя вразрез со своими убеждениями и нормами.
Третий тип девиации он называет вынужденным. Это особый вид принуждения. Иногда некоторые несовершеннолетние обращаются со своими жертвами очень агрессивно, ожесточенно и даже неоправданно жестоко, но не чувствуют вины. Т. Шибутани определяет этот тип отклонения как дезадаптацию [26].
Теоретическое изучение феномена девиантного поведения позволило сделать несколько конкретных выводов, имеющих практическое значение для организации диагностической деятельности педагогов:
- девиантное поведение следует рассматривать как детский сигнал, в данном случае с точки зрения самого ребенка;
- не следует пытаться объяснить поведение ребенка одной причиной (монофобия);
- нет общего отклонения для всех людей. Поэтому необходимо изучать и дифференцировать случаи девиации с целью выявления девиантных педагогических вмешательств.
- особое внимание следует уделять жизненной ситуации ребенка, а не принимать во внимание изменение поведения как характеристика ребенка.
К сожалению, по разным причинам учащиеся часто нарушают правила поведения, проявляют неупорядоченность, непослушание, проявляют «сопротивление обучению» (А. С. Макаренко).
По исследованиям ученых (М.А. Алемаскина, А.И. Кочетова, И.А. Невского, И.В. Павлова, Л.Ю. Сироткин), трудность обучения учащихся проявляется уже в начальных классах. Если профилактическая работа не проводится вовремя, учащиеся нарушают нормы морали. Неслучайно 92% правонарушителей были трудными детьми, у которых также наблюдались проявления отклоняющегося поведения в начальной школе. Постепенно девиантный (наркоманский, преступный, аморальный и т. д.) признак нарастает и укореняется в поведении школьника [21].
Таким образом, «плохая» репутация увеличивает риск изоляции, препятствует позитивным изменениям и приводит к возврату к девиантному поведению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Изд-во Урал. унта, 1986. - 150 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. - 384 с.
3. Арутюнян, М.Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков / М.Ю. Арутюнян. - М. : МЦГИ, 1992. - 175 с.
4. Ахметзянова, А.И. Психологические особенности личности подростков, детерминирующих девиантное поведение / А.И. Ахметзянова, И.А. Кедрова, Е.В. Рудакова// Акмеология. - 2020. - № 4. - С. 201 – 209.
5. Ахметова, О.А. Возрастные изменения личностных черт у школьников: обзор литературы / О.А. Ахметова // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 36–44.
6. Багрунов, В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека / В.П. Багрунов. - Л. : Наука, 1981. - 381 с.
7. Белкин, А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию / А.И. Белкин. - М. : Изд-во Моск. унив-та, 1975. - 790 с.
8. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
9. Берковиц, Л. Агрессия: причина, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2021. - 512 с.
10. Бреслав, Г.М. Половые различия и современное школьное образование / Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 64-69.
11. Бурминская, Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности школьников и форм агрессивных реакций / Т.В. Бурминская. - Ставрополь : СГПИ, 2004. - 199 с.
12. Гаврилова, Т.П. Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций / Гаврилова Т.П., Грицких Е.Н. // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 6. - С. 88-92.
13. Гурьева, В. А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / В.А. Гурьева. - М. : Медицинское информационное агентство, 2007. - 22 с.
14. Дворянчиков, Н.В. Взаимосвязь некоторых личностных особенностей и характеристик криминального поведения подростков / Н.В. Дворянчиков, О.А. Логунова, Д.В. Решетова // Психология и право. - 2021. - № 1. - С. 65- 71.
15. Жмуров, Д.В. Криминальная агрессия несовершеннолетних / Д.В. Жмуров. - Иркутск : Изд-во «Репро-центр», 2009. - 162 с.
16. Завражин, С.А. Феноменология девиантного поведения: избранные труды / С.А. Завражин. - Владимир : ВГГУ, 2020. - 348 с.
17. Ипатов, А.В. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности / А.В. Ипатов // Акмеология. - 2020. - №4 (68). - С. 25–31.
18. Каган, В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - 65-69 с.
19. Колесникова, Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, психоконсультирование : Учебное пособие/ Г.И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс 2007. – 350с.
20. Личко, А. Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко. - Л. : Медицина, 1991. - 301 с.
21. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2006. 218 с.
22. Мельникова, М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков / М.Л. Мельникова. - Екатеринбург : Нева, 2020. -193 с.
23. Менделевич, В. Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. - Йошкар-Ола : Марево, 2002. - 239 с.
24. Пономарева, Т.А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект / Т.А. Пономарева // Инновационная наука. - 2020. - № 3. - С. 254-257.
25. Тормосина, Н. Г. Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения. Вестник Университета. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-gendernyhivozrastnyh-osobennostey-autodestruktivnogo-povedeniya/ (дата обращения: 07.01.2025).
26. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов н/Д: Феникс, - 19 с.