Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цифровизация всех сфер общественной жизни стала неотъемлемой характеристикой современной эпохи. Виртуальное пространство перестало быть лишь инструментом передачи информации — оно превратилось в самостоятельную социальную реальность, где формируются новые формы взаимодействия, самоидентификации и, в то же время, конфликта. Одним из наиболее тревожных феноменов, сопровождающих стремительное развитие цифровой среды, является агрессивное поведение в сети, известное как сетевой буллинг (кибербуллинг) и сетевой моббинг.
Буллинг как форма насилия известен человечеству давно: это систематическое агрессивное поведение с целью причинения физического или психологического вреда более уязвимому участнику взаимодействия. В условиях цифровой среды данное поведение принимает новые формы: оскорбления, травля, угрозы, распространение компрометирующей информации, взлом аккаунтов и изоляция в социальных сетях становятся обычным явлением. Сетевой моббинг — близкое, но не идентичное явление, характеризующееся коллективной агрессией группы против одного участника цифрового взаимодействия, нередко в закрытых сообществах или корпоративных структурах. Эти формы насилия во многом схожи, но имеют различия в акторах, целях и масштабах воздействия, что требует их чёткого научного разграничения и анализа.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена резким увеличением динамики цифровой агрессии, особенно среди подростков и студентов, для которых онлайн-коммуникация является значимой частью повседневного существования. На сегодняшний день большое количество современных подростков сталкивается с открытым и латентным буллингом. Более 50% подростков, подвергшихся буллингу, сталкиваются с ним в киберпространстве. Такая отрицательная динамика связана с тем, что, как на законодательном уровне, так и на местном (на уровне образовательного учреждения) профилактическая работа проводитс не недостаточном уровне[ ВЦИОМ. Интернет и агрессия: статистика и общественное мнение. — М., 2022. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11745 (дата обращения: 24.04.2025).].
Несмотря на большое количество социологических и психологических исследований, посвящённых буллингу и моббингу, в контексте конфликтологии данная проблема по-прежнему требует более системного рассмотрения. В частности, слабо разработаны вопросы: как цифровая среда влияет на трансформацию конфликтов? Каковы особенности динамики виртуальных агрессивных взаимодействий? И, наконец, каким именно способом конфликтология может повлиять на профилактику и разрешении подобных конфликтов?
Исследование сетевого буллинга и моббинга требует комплексного междисциплинарного подхода, сочетающего психологические, социологические, правовые и конфликтологические подходы. Сетевые формы насилия становятся не только индикатором общей агрессивности в обществе, но и самостоятельной угрозой для социальных институтов, включая образование, семью, корпоративную культуру и медийное пространство.
Объектом исследования в данной работе выступает агрессивное поведение в цифровой среде как форма деструктивного межличностного взаимодействия.
Предметом исследования являются особенности сетевого буллинга и моббинга, их причины, последствия и возможности конструктивного разрешения на общем федеральном и местном локальном уровнях.
Цель курсовой работы заключается в комплексном конфликтологическом феномена сетевого буллинга и моббинга и разработке эффективных подходов к их профилактике и разрешению.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
– Провести теоретический анализ понятий буллинга и моббинга, выявить ключевые различия между ними;
– Определить, в чём специфика цифровой среды как пространства возникновения конфликтов;
– Осуществить анализ психологических, социальных и культурных факторов, способствующих развитию сетевого насилия;
– Исследовать последствия буллинга и моббинга для личности, группы и общества в целом;
– Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт профилактики сетевого насилия в образовательных учреждениях;
– Изучить правовые аспекты интернет-агрессии, включая нормы российского и международного права;
– Определить возможности и ресурсы конфликтологии как науки для конструктивного разрешения конфликтов, связанных с цифровым насилием.
Методологическая основа исследования основывается на использовании системного и структурно-функционального подходов. Системный подход будет использован для изучения буллинга и моббинга как целостных систем и явлений, а структурно – функциональный подход – помогает рассмотреть общество как социальную систему с точки зрения социологии и социально – культурной деятельности. Особое внимание будет уделено анализу информации в рамках тем, связанных с сетевыми конфликтами.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях применения результатов исследования в профессиональной практической деятельности специалистов социально – культурного сектора и образования, осуществляющим свою работу с детьми и подростками.
Глава 1. Теоретико - методологические аспекты сетевого моббинга и буллинга
1.1. Понятие и виды буллинга
Буллинг как социально-психологическое явление представляет собой устойчивую форму агрессии, направленной на систематическое унижение, запугивание и психологическое подавление одного из участников взаимодействия. Он проявляется в виде повторяющегося насилия — вербального, физического, социального — и может происходить как в физическом, так и в цифровом пространстве. Исследователи подчёркивают, что ключевой характеристикой буллинга является неравенство сил, в том числе символических и социальных, между агрессором и жертвой[ Rigby K. Bullying in Schools and What To Do About It. — London: Jessica Kingsley Publishers, 2007. — С. 35.].
Термин «буллинг» (от англ. bullying — издевательство, травля) впервые систематически ввёл норвежский психолог Дэн Олвеус, чьи исследования 1970-х годов в школах Скандинавии заложили основу научного изучения этого феномена. Согласно его определению, буллинг — это «ситуация, в которой ученик многократно и в течение определённого времени подвергается негативным действиям со стороны одного или нескольких других учеников»[ Ольвеус Д. Травля — что это такое и как с этим бороться: руководство для учителей, родителей и школьников / пер. с англ. — СПб.: Речь, 2011. — С. 72.].
В современной научной литературе буллинг рассматривается как многоуровневое и многокомпонентное явление. Он включает в себя:
–поведенческий компонент (действия, направленные на нанесение вреда);
– мотивационный компонент (намерение причинить ущерб);
–социальный компонент (контекст группы, поддержка или пассивность наблюдателей).
Буллинг может проявляться как в явной, так и в скрытой форме. Основные виды буллинга, классифицированные на основе многочисленных эмпирических исследований включают[ Smith P.K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russell S., Tippett N. Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils // Journal of Child Psychology and Psychiatry. — 2008. — Vol. 49, no. 4. — С. 380.]:
1. Физический буллинг
Наиболее очевидная форма, предполагающая нанесение телесного вреда: удары, толчки, порча личных вещей. Характерен для младшего школьного возраста, но может встречаться и среди подростков.
2. Вербальный буллинг
Выражается в словесных оскорблениях, угрозах, унижениях, насмешках. Часто используется как «универсальный» способ нападения, поскольку может быть трудно доказуем и быстро эскалирует конфликт.
3. Социальный (реляционный) буллинг
Включает изоляцию жертвы, распространение слухов, бойкоты, клевету, подрыв авторитета в группе. Особенно распространён в подростковой среде, где значимы групповые нормы и статус.
4. Сексуализированный буллинг
Форма насилия, связанная с сексуальными поддразниваниями, домогательствами, оскорблениями по поводу пола, внешности, ориентации. Нередко сочетается с реляционной и вербальной агрессией.
5. Цифровой (сетевой, или кибербуллинг)
Отдельный, стремительно развивающийся тип буллинга, реализуемый через цифровые платформы: социальные сети, мессенджеры, онлайн-игры и форумы. По сути, представляет собой совокупность всех вышеуказанных форм в виртуальной среде. Именно он будет предметом подробного анализа в последующих параграфах.
Несмотря на различие форм, для всех видов буллинга характерны:
– систематичность (повторяющийся характер);
– дисбаланс власти (социальной, психологической, физической);
– намеренность действия (целенаправленность причинения вреда);
– отсутствие равного конфликта — буллинг не является спором или противостоянием между равными.
Буллинг может происходить как в школьной среде, так и в студенческой, трудовой, семейной, военной. Однако наибольшую концентрацию он получает в подростковом возрасте — на этапе интенсивной социализации и формирования идентичности, где доминирует стремление к признанию и избеганию стигматизации.
Значимым аспектом, усиливающим воздействие буллинга, является психологическая вовлечённость наблюдателей. Согласно модели Салмивалли[ Салмивали К., Каукиайнен А., Лаурен М. Социальные роли в буллинге среди школьников // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 80.
], участниками буллинга являются не только агрессор и жертва, но и пассивные сторонние наблюдатели, активные поддерживающие агрессора, и потенциальные защитники. Такая групповая динамика превращает буллинг в социальную драму с распределением ролей, что требует особого внимания при разработке профилактических мер.
Таким образом, буллинг — это не просто межличностный конфликт. Это асимметричное социальное взаимодействие, включающее агрессию, давление, манипуляцию и эмоциональное подавление, происходящее в условиях неравенства ресурсов и власти. Понимание его природы позволяет перейти к более глубокому осмыслению таких явлений, как сетевой буллинг и моббинг, представляющих особую опасность в условиях цифровизации коммуникации.
В следующем параграфе будет рассмотрено понятие сетевого моббинга, его отличие от классического буллинга и специфика протекания в виртуальном пространстве.
1.2. Понятие сетевого моббинга
В эпоху цифровизации человеческих отношений границы между офлайн- и онлайн-взаимодействием становятся всё более размытыми. В этих условиях конфликты, ранее локализованные в реальных пространствах (школа, работа, семья), перетекают в виртуальную среду, где получают не только новые формы, но и иные масштабы воздействия. Одним из таких трансформированных явлений становится сетевой моббинг (англ. cybermobbing) — форма коллективного психологического давления на человека в онлайн-пространстве.
Термин «моббинг» (от англ. mob — толпа) впервые был введён в научный оборот австрийским врачом и этологом Хайнцем Лейманном, который рассматривал это явление в контексте трудовых коллективов[ Лейманд Х. Моббинг: психологический террор на работе и как с ним бороться. — М.: Институт психотерапии, 2001. — С. 80.]. Согласно его определению, моббинг — это систематическое преследование работника с целью его вытеснения из организации, осуществляемое коллегами или руководством. Впоследствии понятие было расширено и адаптировано к различным социальным контекстам, включая образовательные учреждения, интернет-среду и даже внутрисемейные отношения.
Сетевой моббинг представляет собой коллективную агрессию в цифровом пространстве, направленную на дискредитацию, изоляцию или психологическое уничтожение конкретного человека. Его особенностью является именно групповое участие — не одиночный агрессор, как при буллинге, а множество участников, действующих синхронно или последовательно, нередко скрываясь под анонимными аккаунтами. Это делает воздействие более разрушительным, а сопротивление жертвы — затруднённым.
В отличие от классического буллинга, где может действовать один доминирующий субъект, моббинг — это всегда социально одобряемое (или терпимое) преследование, где группа лиц негласно объединяется против одного. В условиях онлайн-коммуникации это может проявляться через:
– массовые комментарии с уничижительным содержанием;
– флешмобы по «отмене» (cancel culture);
– атаки в групповых чатах и форумах;
– распространение оскорбляющей информации с эффектом «вирусного» распространения.
Особенность кибермоббинга заключается также в временной и пространственной неограниченности: агрессия не зависит от рабочего времени, перемещается по платформам, доступна для наблюдения широкой аудиторией. Как подчёркивает К. Винч, виртуальные атаки обладают способностью к репликации, что делает моббинг практически бесконечным в цифровом следе[ Winch C. Moral panics and public shaming in the digital world // Journal of Digital Ethics. — 2019. — Vol. 2, no. 1. — P. 50.].
Таким образом, сетевой моббинг можно определить как форму целенаправленного, продолжительного и коллективного цифрового преследования, направленного на социальную изоляцию и психологическое разрушение индивида.
Исследователи отмечают, что сетевая агрессия имеет следующие характерные черты[ Бернштейн А.Ю. Кибербуллинг и кибермоббинг как формы агрессии в интернет-пространстве // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 3. — С. 110.
]:
1. Анонимность агрессоров, затрудняющая правовую ответственность;
2. Постоянная доступность жертвы (24/7) через электронные устройства;
3. Публичность и вовлечённость аудитории, что усиливает воздействие;
4. Вирусность — стремительное распространение агрессии в медиа;
5. Трудности доказательства и фиксации нарушения.
Сетевой моббинг чаще всего возникает в ситуациях, когда жертва становится объектом моральной стигматизации: она может быть «не такой», нарушать неписаные правила группы, отстаивать непопулярные взгляды или просто стать удобной мишенью. В этом смысле моббинг в интернете часто опирается на феномен «моральной паники» и превращается в коллективное наказание, рационализированное как «общественное мнение».
В образовательной среде кибермоббинг особенно опасен: учащиеся и студенты, подвергаясь онлайн-травле, часто замыкаются в себе, демонстрируют тревожность, депрессивные состояния, нередко покидают учебные заведения. Согласно данным ВЦИОМ (2022), каждый четвёртый подросток в России сталкивался с коллективной онлайн-травлей, но лишь 10% обращались за помощью к взрослым[ Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Подростки и интернет-агрессия: аналитический отчёт. — М., 2022. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11693 (дата обращения: 04.04.2025).].
Таким образом, сетевой моббинг — это не просто разновидность кибербуллинга, а самостоятельный конфликтогенный феномен, требующий отдельного анализа и правовой регламентации. Он разрушает социальные связи, подрывает психическое здоровье и формирует культуру цифровой агрессии, которая воспроизводится из поколения в поколение.
Понимание природы сетевого моббинга как особой формы коллективного конфликта в виртуальной среде позволяет перейти к следующему важному аспекту — анализу психологических и социальных факторов, способствующих проявлению буллинга и моббинга. Именно эти аспекты будут подробно рассмотрены в следующем параграфе.
1.3. Психологические и социальные аспекты буллинга и моббинга
Понимание причин и механизмов буллинга и моббинга требует обращения к психологическим и социокультурным факторам, определяющим агрессивное поведение как в офлайн-, так и в онлайн-среде. Эти явления не являются случайными или спонтанными: они обусловлены рядом взаимосвязанных условий — от индивидуальных черт личности до влияния групповых норм и социальных структур. Разграничение психологических и социальных аспектов позволяет глубже понять, как формируется агрессия и почему она находит поддержку в социуме.
Психологические аспекты: агрессор, жертва и наблюдатель.
С позиции индивидуальной психологии, агрессивное поведение агрессора может быть результатом личностной дисфункции, неразвитых эмпатических качеств, стремления к доминированию или компенсации чувства неполноценности. Согласно концепции А. Бандуры, агрессия может закрепляться через наблюдаемое поведение: если окружающие не осуждают насилие, а иногда и поощряют его, человек перенимает эти модели как социально допустимые[ Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973. — С. 154.]. В особенности это актуально для подростков, находящихся в процессе формирования самооценки и идентичности.
Также важную роль играют когнитивные искажения, включая деиндивидуацию и диффузию ответственности, которые особенно ярко проявляются в цифровой среде. В сети агрессор чувствует себя анонимным и защищённым от последствий, что снижает внутренние тормоза и нормализует агрессию[ Suler J. The online disinhibition effect // CyberPsychology & Behavior. — 2004. — Vol. 7, no. 3. — С. 325.].
Жертвы буллинга нередко обладают чертами, которые выделяют их на фоне группы: застенчивость, высокая чувствительность, необычный внешний вид, инаковость (этническая, гендерная, интеллектуальная и др.). Однако жертвой может стать любой — достаточно лишь быть назначенным таковой агрессивной группой. Поведение жертвы под влиянием преследования может измениться: наблюдаются тревожные расстройства, снижение самооценки, депрессии, в тяжёлых случаях — аутоагрессия и даже суицидальные мысли[ Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W. Cyberbullying: Bullying in the Digital Age. — 2nd ed. — Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2012. — С. 54.].
Наблюдатели, в свою очередь, играют критически важную роль: их молчаливое согласие или активная поддержка определяют динамику конфликта. Как отмечает К. Салмивали, группа может либо усиливать агрессию (через аплодирование, подзадоривание), либо сдерживать её, вставая на защиту жертвы[ Салмивали К., Каукиайнен А., Лаурен М. Социальные роли в буллинге среди школьников // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 80.]. Таким образом, буллинг и моббинг — это всегда социальное взаимодействие, а не акт между двумя субъектами.
Социальные аспекты: культурные нормы, власть и институции
Социальные предпосылки буллинга и моббинга коренятся в иерархических моделях взаимодействия, укоренённых в культуре и социальной структуре. В группах с высоким уровнем конкуренции, стратификации и авторитарности буллинг проявляется чаще. Особенно подвержены этому школьные и студенческие сообщества, где стремление к статусу и включённости в группу становится доминирующим мотивом поведения.
Важным фактором выступает социальная терпимость к агрессии. Если коллектив воспринимает насилие как норму (например, через юмор, «проверку на прочность» или традиции «посвящения»), агрессия институционализируется. По выражению З. Баумана, «насилие теряет свой чудовищный облик, когда оно становится рутиной»[ Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества / пер. с англ. — М.: Весь мир, 2000. — С.88.].
Дополнительное влияние оказывает медиа-культура, где буллинг и моббинг часто романтизируются или упрощаются. Социальные сети формируют среду, в которой агрессия может быть быстро распространена, усилена и превращена в коллективное шоу. Это явление получило название «цифровой линчевания», и представляет собой форму общественного наказания без суда и следствия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баева И.В. Психологическая безопасность в образовательной среде. — СПб.: Речь, 2020. — 336 с.
2. Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества / пер. с англ. — М.: Весь мир, 2000. — 288 с.
3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Подростки и интернет-агрессия: аналитический отчёт. — М., 2022. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11693 (дата обращения: 04.04.2025).
4. Бернштейн А.Ю. Кибербуллинг и кибермоббинг как формы агрессии в интернет-пространстве // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 3. — С. 104–118.
5. ВЦИОМ. Интернет и агрессия: статистика и общественное мнение. — М., 2022. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11745 (дата обращения: 24.04.2025).
6. Лейманд Х. Моббинг: психологический террор на работе и как с ним бороться. — М.: Институт психотерапии, 2001. — 288 с.
7. Ольвеус Д. Травля — что это такое и как с этим бороться: руководство для учителей, родителей и школьников / пер. с англ. — СПб.: Речь, 2011. — 144 с.
8. Салмивали К., Каукиайнен А., Лаурен М. Социальные роли в буллинге среди школьников // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 77–85.
9. Закон РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2024. — 320 с.
12. Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973. — 288 p.
13. Directive 2000/78/EC of the European Council establishing a general framework for equal treatment in employment and occupation. — Official Journal of the European Communities. — 2000. — L 303/16.
14. Hinduja S., Patchin J.W. Cyberbullying: Identification, Prevention, and Response. — Cyberbullying Research Center, 2015. — 37 p.
15. Kowalski R.M., Giumetti G.W., Schroeder A.N., Lattanner M.R. Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth // Psychological Bulletin. — 2014. — Vol. 140, no. 4. — P. 1073–1137.
16. Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W. Cyberbullying: Bullying in the Digital Age. — 2nd ed. — Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2012. — 219 p.
17. Leymann H. The Content and Development of Mobbing at Work // European Journal of Work and Organizational Psychology. — 1996. — Vol. 5, no. 2. — P. 165–184.
18. Loi n° 2021-1716 du 21 décembre 2021 visant à combattre le harcèlement scolaire. — Legifrance. — URL: https://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 04.04.2025).
19. Pariser E. The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You. — New York: Penguin Press, 2011. — 294 p.
20. OECD. PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives. — Paris: OECD Publishing, 2019. — URL: https://www.oecd.org/pisa/publications/pisa-2018-results-volume-iii-7f4c9d3e-en.htm (дата обращения: 04.04.2025).
21. Rigby K. Bullying in Schools and What To Do About It. — London: Jessica Kingsley Publishers, 2007. — 252 p.
22. Smith P.K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russell S., Tippett N. Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils // Journal of Child Psychology and Psychiatry. — 2008. — Vol. 49, no. 4. — P. 376–385.
23. Suler J. The online disinhibition effect // CyberPsychology & Behavior. — 2004. — Vol. 7, no. 3. — P. 321–326.
24. UNESCO. Behind the numbers: Ending school violence and bullying. — Paris: UNESCO Publishing, 2021. — URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374794 (дата обращения: 04.04.2025).
25. UNICEF. Online Violence and its Impact on Youth Mental Health: Global Report. — New York, 2021. — URL: https://www.unicef.org/reports/online-violence-2021 (дата обращения: 04.04.2025).
26. Thornberg R., Tenenbaum L., Varjas K., Meyers J., Jungert T., Vanegas G. Bystanders' reactions to bullying: A cross-cultural comparison of Sweden and the United States // Journal of School Violence. — 2012. — Vol. 11, no. 3. — P. 229–244.
27. Volk A.A., Veenstra R., Espelage D.L. So you want to study bullying? Recommendations to enhance the validity, transparency, and compatibility of bullying research // Aggression and Violent Behavior. — 2017. — Vol. 36. — P. 34–43.
28. Winch C. Moral panics and public shaming in the digital world // Journal of Digital Ethics. — 2019. — Vol. 2, no. 1. — P. 45–59.