Фрагмент для ознакомления
2
Под культурой безопасного поведения будем понимать сформированную посредством обучения и воспитания совокупность знаний, способов деятельности и алгоритмов безопасного поведения, а также оценок опасности при угрозе ЧС, пожаров или военных действий (в т.ч. мероприятий, проводимых по ГО).
В качестве примера можно рассмотреть опыт Японии. Детям прививают культуру безопасности с раннего возраста, просвещая их о том, где и какие опасности могут их подстерегать и как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Самых маленьких детей учат петь песенку «Дзисин данго- муси», в которой рассказывается о том, как мокрица сворачивается в шар, защищая голову. Именно так японцы советуют вести себя во время катастрофы. В образовательных заведениях систематически проводятся занятия по эвакуации людей из здания, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, по отработке действий при нападении неизвестных лиц на школу. Для более взрослого контингента детей разработаны памятки в виде комиксов с правилами поведения в экстренных ситуациях - «Босай». К отработке мероприятий по безопасности японцы относятся вполне серьезно и ответственно. Так в городе Камаиси префектуры Ивате, пострадавшем от мощного цунами 11 марта 2011 г., обучение выживанию спасло жизни почти 3000 учеников начальной и средней школы. Из почти 1000 жертв в Камаиси только пятеро были детьми школьного возраста, оказавшихся в этот день не в школе. В смартфонах не только у детей, но и взрослого населения установлено специальное приложение раннего предупреждения землетрясения. Сигнал тревоги генерируется на основе первых небольших толчков, которые происходят за несколько десятков секунд до сильного землетрясения, призывая людей готовиться к эвакуации. А дальше уже идут действия по заученным и отработанным ранее алгоритмам, и схемам поведения в той или иной ЧС[18].
Также можно привести пример Нидерландов, где с раннего возраста обучающихся обучают алгоритмам поведения при наводнениях. Обучение имеет три уровня сложности. На первом уровне детей в возрасте 4-х лет обучают не бояться воды и умению уверенно держаться на воде. На втором уровне ребенок должен уметь погружаться на дно и проплывать не менее 50 м различными стилями (кролем, брассом, на спине). Третий уровень сложности предполагает отличное ориентирование на воде, под водой, попеременное плавание на спине, животе, а также различными стилями. Следует отметить, что на каждом этапе предполагаются тренировки в одежде. На первом этапе - облегченный вариант (короткий рукав и легкая одежда). На втором этапе - длинный рукав и длинные брюки. На третьем добавляется куртка, обувь и рюкзак. После каждого этапа выдается диплом об обучении различной категории. Такая многоуровневая подготовка формирует у детей определенные навыки безопасного поведения при возникновении ЧС на воде.
В СССР также существовала определенная программа обучения. Для обучающихся выпускались специальные диафильмы, где в популярной форме в виде картинок разъяснялись требования ПБ и правила поведения при пожаре. Для обучения применялись специальные учебные фильмы по действиям в случае угрозы ядерного взрыва или бактериологического оружия. Все дети в обязательном порядке проходили начальную военную подготовку, которая включала в себя не только правила обращения с оружием, но и медицинскую подготовку, действия по сигналам ГО, отработку нормативов ГТО. Специалистами ВНИИПО были разработаны несколько компьютерных игр для детей обучающих методам борьбы с огнем и спасания людей при пожарах. В некоторых школах при содействии ВДПО создавались юношеские добровольные пожарные дружины (далее - ЮДПД), руководствовавшиеся в своей деятельности «Положением о юношеских добровольных пожарных дружинах (ЮДПД) для РСФСР». ЮДПД создавались для профилактической работы по предупреждению пожаров и в т. ч. по предупреждению детской шалости с огнем. Дети оказывали помощь взрослому населению при тушении пожаров, осуществляли первую помощь пострадавшим, охрану эвакуированного имущества, организацию связи на пожаре. Невозможно не упомянуть роль октябрятских, пионерских и комсомольских организаций в процессе воспитания детей и формированию у них ответственности и необходимой культуры безопасного поведения при возникновении ЧС и сигналах ГО, а также в области ПБ[9].
Сегодня в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования преподают специальный предмет - основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ). Изучение курса ОБЖ предусмотрено с 5 по 11 классы. ОБЖ - это наука, изучающая безопасное взаимодействие человека с техносферой, а также опасность, угрожающую человеку, пути и способы защиты от них в любых условиях его жизнедеятельности.
Усилиями энтузиастов в регионах России не только сохранились добровольные дружины юных пожарных (далее - ДДЮП), но и появился новый вид объединений в школах и колледжах - кадетские классы. Среднее количество ДДЮП в период 2013-2023 гг. составляло - 21 462 ед. с общей численностью - 261 496 чел. А среднее количество кадетских классов за рассматриваемый период составило 2520 ед. с общей численностью 65 303 чел. [7, 8]. Анализ представленной информации показывает, что, к сожалению, в последние три года присутствует определенная тенденция снижения количества ДДЮП и соответственно и их численности. Количество кадетских классов в период с 2013 по 2020 гг. постоянно росло, а в 2021 г. резко снизилось.
В последние два года отмечается рост, как общего количества кадетских классов, так и численность обучающихся в них кадетов. В долевом отношении количество ДДЮП по сравнению с кадетскими классами составляет 89 %, а их численность - 80 %. Кадетские классы соответственно составляют 11 и 20 %. Необходимо отметить, что зачастую, обучение в школе по предмету ОБЖ осуществляется факультативно или само преподавание заключается в конспектировании параграфов учебника. Большинство современных обучающихся не знают, как действовать в экстремальной ситуации, и культура безопасного поведения при различных угрозах находиться на низком уровне.
С введением в 2021 г. нового федерального государственного образовательного стандарта обучения основного общего образования (далее - ФГОС ООО) в программе преподавания ОБЖ произошли ключевые изменения [9]. Новые подходы и концепция преподавания предмета нацелены на формирование необходимых знаний и навыков у учащихся в области охраны здоровья, безопасности (пожарной, экологической и т.д.), правовой грамотности, компетенции в области использования информационных технологий и кибербезопасности. Такие изменения были продиктованы не только необходимостью обеспечения безопасности учащихся, запросом общества, но и возникающими современными вызовами. Начиная с 2023 г., изучение предмета ОБЖ предполагается в форме интерактивных занятий, для всех обучающихся в школе, начиная с первого класса, с учетом специфики возрастных групп и уровня знаний. Новая программа предусматривает более активное участие обучающихся в симуляциях различных деструктивных ситуаций. В соответствии с ФГОС ООО в рамках уроков ОБЖ должны проводиться практические занятия, тренировки по действиям при ЧС, эвакуации и т.п. Программа включает в себя не только основы безопасности и защиты, но и комплексную подготовку к ЧС, включая ПБ, первую медицинскую помощь, соблюдение правил безопасного поведения в различных ситуациях, элементы начальной военной подготовки. Это связано с острой необходимостью формирования базовых знаний по безопасности на всех ступенях обучения. Такой подход должен обеспечить не только знания, но и научить применять их на практике в случае реальной угрозы.
Проведенные исследования в целом показали, что культура безопасного поведения при угрозе ЧС, пожаров и проведении мероприятий ГО непрерывно связана с общими задачами воспитания людей и решает следующие задачи: формирование общих знаний о возможных потенциальных опасностях, усвоение и формирование форм и методов защиты от них, внедрение прочных навыков, полученных при обучении в их безопасное поведение. Исходя из этого, авторами предложены три уровня формирования культуры безопасного поведения у людей при угрозе возникновения пожаров и других ЧС. Начальный уровень - формирование культуры безопасности у обучающихся на основе получения минимальных знаний и умений в области безопасного поведения на различные возникающие вызовы, что должно быть реализовано в рамках новых ФГОС ООО. В данном случае не предполагается трансляция полученных знаний по безопасному поведению в полном объеме на различные возникающие вызовы. Базовый уровень - характеризуется получением устойчивых знаний и умения применять их в различных жизненных ситуациях. Профессиональный уровень - это формирование устойчивых и глубоких знаний в области безопасности и умения переносить их на нестандартные обстоятельства, возникающие при угрозе возникновения пожаров, ЧС и проведении мероприятий ГО[19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности: утв. приказом МЧС России от 05.09.2021 № 596 // Официальное опубликование правовых актов: сайт. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202110140042
2. Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности: утв. приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2021 № 65974) // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_401460/
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 // КонсультантПлюс: сайт. URL: .https://www.consultant.ru/
4. Акимова Л.А., Лутовина Е.Е., Зуев А.М. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания: Учеб. пособие. Оренбург: ОГПУ, 2017. 244 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум / Т. В. Маликова, П. В. Станкевич, Р. И. Попова [и др.]. - 1-е изд.. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 1 с.
6. Бойков А.Е. Непрерывное повышение квалификации учителей ОБЖ в условиях новых вызовов // 30 лет становлению и развитию образования в области безопасности жизнедеятельности: Мат-лы науч.-практ. конф. Казань: Бук, 2021. С. 71-76.
7. Г ромов, Ю. В. Безопасность жизнедеятельности — актуальная тема филумении: пожарная безопасность / Ю. В. Громов, А. А. Кудрин // Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика, практика: Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 25-летию факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 08-09 ноября 2022 года / Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2022. - С. 71-75.
8. Государственный надзор МЧС России в 2021 г.: информ. сб. / С.В. Глинов, А.А. Григорьев, С.А. Дмитриев [и др.]. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2022. 263 с.
9. Государственный надзор МЧС России в 2022 г.: инф.-аналит. сб. / С.В. Глинов, А.А. Григорьев, С.А. Дмитриев [и др.]. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2023. 262 с.
10. Жуковская Н.Ю. Глобальная образовательная политика и реформирование системы образования в России: общее и особенное // Правовые и педагогические аспекты управления системой образования и науки: Мат-лы Всерос. науч.-метод. круглого стола. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 53-59.
11. Казарова Д.С., Марков Р.С. Правоведение: Практикум. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Се- менова-Тян-Шанского, 2023. 60 с.
12. Каплан, Я. Б. Формирование системы представлений о пожарной безопасности у младших обучающихся / Я. Б. Каплан. - Текст : электронный // Образование и наука. Известия уро РАО. - 2008. - № 6. - С. 121-130.
13. Козлова А.И. Организация полового просвещения в общеобразовательных организациях // Правовые и педагогические аспекты управления системой образования и науки: Мат-лы Всерос. науч.-метод. круглого стола. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 82-87.
14. Кудрин, А. А. Подготовка бакалавров образования к профессиональной деятельности в качестве педагога- организатора основ безопасности жизнедеятельности / А. А. Кудрин, О. В. Силакова, Т. А. Спицына // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6(73). - С. 293-296.
15. Лукьянова, Н. А. Образовательный квест как педагогическая технология / Н. А. Лукьянова // Конструктивные педагогические заметки. - 2022. - № 10-1(17). - С. 89-100.
16. Марков Р.С., Сикачева В.А. Поощрения выпускников средних школ за успехи в учебе // Правовой статус несовершеннолетнего: история, современность, перспективы реформирования: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 52-55. УДК 614.849:378.1
17. Махмутова Л. Р. Феномен романтизации личности скулшутера среди подростков / Махмутова Л. Р., Семенова И. В. - Текст : электронный // Союз криминалистов и криминологов. - 2021. - № 3. - С. 151-159.
18. Мердеева Т. А. Баженова Н. Г. Влияние социальной компетентности на готовность молодежи противостоять социальным угрозам и опасностям в процессе социализации: тезау- русный подход / Т. А. Мердеева, Н. Г. Баженова // Вестник майкопского государственного технологического университета. -2018. - № 3. - С. 129-136.
19. Подготовка к олимпиадам по праву: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Е.В. Калининой. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. 80 с.
20. Пожарная безопасность. Энциклопедия. 5-е изд., испр, и доп. Москва: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2017. 582 с.
21. Пожары и пожарная безопасность в 2022 году: Информационно-аналитический сборник / В.С. Гончаренко, Т.А. Чечетина, В.И. Си- бирко [и др.]. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2023. 80 с.
22. Попова И. М. Социальные опасности как угроза национальной безопасности / И. М. Попова, А. А. Мандровицкая, Н. Л. Аширбагина // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : Международная научно-практическая конференция в рамках III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития, регионального форума предпринимательства «Свое дело - твой успех» (Омск, 18 мая - 18 июля 2017). - Москва : Региональный общественный фонд «Фонд региональной стратегии развития», 2017. - С. 180-183.
23. Смирнова, Д. Р. Критическое мышление как инструмент психической безопасности младшего школьника в интернет пространстве / Д. Р. Смирнова. - Текст : электронный // Аллея науки. - 2020. - № 5. - С. 854-857.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) // Гарант: официальный сайт. - Москва, 2011. -URL: https://www.garantru/?ysdid=U1j84rhfx987622180 (дата обращения: 16.03.2023). - Режим доступа: свободный. Андреева, М. В. Особенности развития умений безопасного поведения младших обучающихся при пожаре в жилом доме / М. В. Андреева, О. П. Кондаурова, Н. Ю. Феденко. - Текст : электронный // Проблемы современного образования. - 2023. - № 2. - С 74-89.
25. Чрезвычайные ситуации и их последствия в 2021 г.: стат. сб. / А.А. Порошин, Ю.А. Матюшин, А.Г. Фирсов [и др.]. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2022. 70 с.
26. Янгиров, И. И. «School shooting» в России, причины и последствия стрельбы в учебных заведениях / И. И. Янгиров // Естественно-научные и гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты : сборник научных статей по материалам XXXI Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 18 мая 2021 г. Ч. 1. / редколлегия: А. С. Артаваздович, И. Г. Акперов, С. Л. Алексеев ; Южный университет. - Ростов-на-Дону : Приоритет, 2021. - С 241-244.