Фрагмент для ознакомления
2
Проблема способностей была в центре внимания, начиная с периода античности. В частности, уместно вспомнить позицию Аристотеля, а также средневековых философов о том, что под способностями следует понимать нечто скрытое, сильное, определяющее глубинную суть человеческой личности. Несмотря на то, что современные гуманитарные науки прогрессировали, как и ранее, вопрос способностей остается до конца не исследованным и во многом таинственным. Многие исследователи не без основания утверждают, что понятие способности многоаспектно, сложно для однозначного понимания, кроме того, необходимо обратить внимание на необходимость исследования того, как выстраиваются и что представляют собой так называемые специальные способности, например, способности к гуманитарным или техническим наукам, музыкальные способности и т.п. [2,3,6]
Изучение специальных способностей во многом обогатило психологическую, педагогическую теорию и практику, но все же, как и ранее, понятие способности, являющееся фундаментальным, до конца не раскрыто в полной мере. Отечественные психологи при рассмотрении проблемы способностей исходили из следующих положений. Во-первых, понятие способностей складывается в результате изучения конкретных, специальных способностей и, во-вторых, в результате анализа способностей в теоретическом плане. Одну из первых серьезных попыток изучения способностей предпринял С.Л. Рубинштейн. Этот ученый показал тесную и полную связь способностей и деятельности. На первом этапе своего научного пути С.Л. Рубинштейн считал, что под способностью можно понимать факт пригодности человека к тому или иному виду деятельности. Соответственно, базовый критерий наличия способности заключается в легкости освоения того или иного вида творческой деятельности. Тем не менее, С.Л. Рубинштейн никогда не отрицал, что понятие способности очень широко, многоаспектно, оно отличается многокомпонентой структурой. Следует сказать о большой значимости высказываний С.Л. Рубинштейна о том, что творческие способности связаны с таким фактором, как общечеловеческие факторы, присущие всем людям [7].
Для С. Л. Рубинштейна также был важен вопрос о том, в какой степени способность формируется под влиянием как общественного, социального, так и природного начал. Человеку свойственно пребывать в состоянии деятельности, стремиться познавать мир, человек – это не только биологическое, но и социальное существо. А значит, статус полноценной личности человек не может получить вне общества, именно через обучение, воспитание идет процесс социализации, освоения тех или иных действий, а значит, человек постепенно раскрывает свои способности, осваивает определенные виды деятельности, которые нужны ему в жизни.
В данном случае также уместно замечание о том, как социальные знания, способы действия в целом влияют на человека, формирование его мировоззрения, сознания. Тем не менее, все свойства могут стать способностями при определенных условиях, чтобы появилась способность, нужно действовать, например, учиться, познавать, развивать себя [13]. Таким образом, без деятельности любая творческая способность не сможет как сформироваться, так и проявиться вовне. Проблема способностей в отечественной психологии также исследовалась одним из авторитетных психологов Б.М. Тепловым. Б.М. Теплов и представители созданной им психологической школы считали, что изучение феномена способностей должно осуществляться в контексте выделения различий индивидуального и психологического свойства между всеми людьми. Б.М. Теплову принадлежит заслуга выделения признаков способности. В частности, способность – это индивидуальная психологическая особенность, которая отличает человека. Кроме того, способности определяются по тому, в какой мере успешно человек выполняет ту или иную деятельность. Наконец, определяя понятие способности, Теплов призывал не отождествлять способности с знаниями, навыками, так как феномен способности являются куда более сложным и многоплановым [12,13]. Безусловно, эти утверждения кажутся в полной мере верными и обоснованными. Согласно утверждению Б. М. Теплова, создание способностей осуществляется в процессе деятельности. Эта мысль связана с общим тезисом о том, что проявление психических свойств и их формирование происходит в деятельности [17]. Согласно позиции А.И. Леонтьева, способности в большей мере формируются под влиянием социальных факторов. Этот ученый не был склонен считать, что стоит придавать повышенное значение природным склонностям человека. Иными словами, человек есть продукт социума, это в полной мере относится и к формированию, проявлению способностей. А.Н. Леонтьев не отрицал у человека наличия биологически унаследованных свойств. Но они не могут оказывать столь заметного влияния на проявление способностей. Это лишь одно из условий, абсолютизировать которое не следует.
В концепции Б.Г. Ананьева творческие способности выступают как феномен, связанный с личностью как значимым психологическим образованием [16]. Формирование способностей, таким образом, связано с процессом развития высших психических функций. По мере того, как развивается личность, идет развитие и личностных способностей. Также этот исследователь полагал, что способности личности связаны с характером, темпераментом человека [16].
Е. А. Климовым также изучалась проблема творческих способностей. Он полагает, что это индивидуальная психологическая особенности личности. Способности, в частности, помогает человеку быть успешным в определенной профессиональной деятельности, способности могут постепенно совершенствовать, приобретать высшую степень своего развития [1]. Безусловно, способности крайне важны, чтобы личность была гармоничной, социально успешной.
В данной работе мы будем пользоваться следующим определением, которое широко представлено в научной психологической литературе. Творческие способности являются индивидуальными способностями, от которых зависит успешность освоения человеком тех или иных видов творческой деятельности. Важно сказать о непосредственной связи творческих способностей с врожденными задатками, однако они не могут быть тождественными, их формирование осуществляется на их базе при условии, что есть элементарный жизненный опыт посредством механизмов научения типа таких аспектов, как условно-рефлекторные связи, оперантное обусловливание, импринтинг и некоторые другие.
Далее рассмотрим вопрос относительно дефиниции музыкально-творческих способностей.
Музыкально-творческие способности – это способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. В целом, музыкально-творческие способности – это более широкое понятие, однако музыкальное творчество ребенка не может развиваться без базовых музыкальных способностей [1].
Б. М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность» [1].
Теплов выделяет 3 основных вида музыкальных способностей:
ладовое чувство;
музыкально – слуховые представления;
чувство ритма.
Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.
Н. А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкально-творческие способности на 2 группы:
1) технические (игре на данном инструменте или пение);
2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделяются:
элементарные (гармонический и ритмический слух);
высшие слуховые способности.
Некоторые исследователи делят музыкально-творческие способности на:
1) музыкально – эстетические;
2) специальные [1].
Ладовое чувство - это умение детей воспринимать эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу [1].
У детей старшего дошкольного возраста высоким показателем ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство у детей данного возраста в силу возрастных особенностей проявляется не в одинаковой степени. Но все же, младшие школьники почти всегда демонстрируют умение различать мажорную и минорную окраску музыки.
Музыкально – слуховые представления. Эти способности развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение [16,17,18,19].
Чувство ритма – это также музыкальная способность. В целом, музыкальные способности представлены звуковысотным слухом, чувством ритма, тембровым слухом, динамическим слухом. В сфере музыкальной практики часто позиционируют чувство ритма как базовое проявление музыкальности личности, именно поэтому мы уделим ему особое внимание [20].
Чувство ритма рассматривалось и исследовалось многими специалистами [21].
Как отмечает К.В. Тарасова, чувство ритма является способностью к восприятию и воспроизведению всех ритмических процессов [1].
Согласно позиции В. Н. Холоповой ритм является временной структурой всех процессов, которые мы воспринимаем, это основной элемент музыки, как мелодия и гармония [21].
Фрагмент для ознакомления
3
Альбрехт, Ю.Б. О рациональном преподавании пения и музыки в
школах / Ю.Б. Альбрехт // Педагогический сборник – СПб.: Эксмо, 2018. – 86 с.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд. М.: АЭРО, 2021. – 672 с.
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта. М.: АРТ, 2020. – 336 с.
Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки / С.Н. Беляева-Экземплярская. – М.: «Музыка», 2016. – 325 с.
Булкина Н.А. Духовно-нравственная культура и вокально-хоровое воспитание школьников: проблемы и перспективы развития. Дирижерско-хоровое образование и исполнительство в ХХI веке. Таганрог: Лукоморье, 2019. – 143 с.
Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском
саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошкольное
воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. – М.: Просвещение, переизд, 2017. – 270 с.
Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания
детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. –
М. «Академия» 2017. – 320 с.
Дитрих, К. Вопросы систематики и методики музыкального
воспитания / К. Дитрих, К. Гофман // Музыкальное воспитание в странах социализма. – Л.: Музыка, 2019. – С. 120-139.
Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития
креативности ребенка / Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. – №11-12 – 2016. – С. 95-100.
Костина, Э.П. Программа музыкального образования детей
раннего и дошкольного возраста / Э.П. Костина. – М.: Камертон, 2018. – 320 c.
Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для
дошкольников / Н.Г. Кононова. – Москва «Просвещение», переизд, 2020. – 159 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от
рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 2017. – 175 с.
Лебедева Н.В. Развитие вокально хоровых навыков у школьников на уроках музыки // Инновации и эксперимент. - № 3. – 2011. – С. 60-62.
Медушевский В.В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования. Теория и методика музыкального воспитания детей: науч.-метод. пособие. М.: Флинта: Наука, 2020. – 289 с.
Муминова Д.Н. Музыкальное воспитание в начальных классах // Вестник науки и образования. – 2020. – № 4(82). - Искусствоведение. – С. 35-37.
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.: Музыка, 1965. 147 с. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. уч. заведений / под ред. Л.В. Школяр. М.: Академия, 2017. –232 с.
Новосёлова, Л.В. Развивающая предметная среда / Л.В. Новосёлова. – М.: Просвещение, переизд, 2018. – 64 с.
Родина О.А. Проблема регистровой настройки голосов детей старшего дошкольного возраста //Музыкальное искусство и образование. - № 3. – 2021. – С. 171-182.
Рысбаева А.К. Влияние музыки на физическое и духовное развитие детей дошкольного возраста // Вестник науки и образования. – 2020. - № 4. – С. 82-85.
Чалова О.В. Современные проблемы вокально-хорового воспитания детей // Sciences of Europe. - № 87. – 2022. – С. 15-19.
Электронные ресурсы
Барвинская Е.М. Вопросы вокально-педагогической работы с детьми и подростками / Научная электронная библиотека / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-vokalno-pedagogicheskoy-raboty-s-detmi-i-podrostkami / (дата обращения 12.01.2025).
Зарнгигор М.А. Интерпретация методов музыкального воспитания и образования дошкольника / Научная электронная библиотека / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-metodov-muzykalnogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-doshkolnika / (дата обращения 12.01.2025).
Зюзина О.А., Зырянова С.М. Система работы по обучению пению детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции разных видов художественной деятельности / Научная электронная библиотека / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-po-obucheniyu-peniyu-detey-starsh-ego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-integratsii-raznyh-vidov-hudozhestvennoy / (дата обращения 12.01.2025).
Иванова М.К. Значение пения в музыкальном развитии детей дошкольного возраста: историко-теоретический анализ / Научная электронная библиотека /URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-peniya-v-muz-ykaln-om-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta-istoriko-teoreticheskiy-analiz / (дата обращения 12.01.2025).
Каюмова Д.Ф. Пение - основной вид музыкальной деятельности детей / Научная электронная библиотека / URL: https://cyberle-ninka.ru/arti-cle/n/penie-osnovnoy-vid-muzykalnoy-deyatelnosti-detey / (дата обращения 12.01.2025).