Фрагмент для ознакомления
2
Самоотношение – это отношение личности к самой себе, собственному «Я»[11]. Понятие самоотношение было введено в 1974 г. Н.И, Сарджвеладзе в понятии «отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено само на себя»[12].
Самоотношение представляет собой сложный и многогранный феномен, который включает в себя разнообразные аспекты восприятия и оценки человеком самого себя. Это понятие охватывает широкий спектр процессов, направленных на осознание и оценку собственной личности, поведения, способностей и достижений. Самоотношение формируется на основе взаимодействия множества факторов, таких как личный опыт, социальные влияния, культурные нормы и ценности, а также физиологические изменения организма.
Одним из ключевых элементов самоотношения является внутренняя установка индивида относительно себя, которая проявляется через чувства, мысли и действия. Оно играет важную роль в определении уровня удовлетворенности жизнью, степени уверенности в себе и способности эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Взаимоотношения с самим собой также оказывают весьма значительное влияние на общее самочувствие и качество жизни человека. Все это делает исследования по изучению самоотношения достаточно актуальным направлением в современной психологии.
Таким образом, самоотношение является динамичным процессом, который развивается и изменяется на протяжении всей жизни человека, отражая его уникальные переживания и опыт.
В структуру самоотношения входят: открытость, самопринятие, самоценность, аутосимпатия, самоуважение, самообвинение, конфликтность и другие элементы.
Открытость понимается как способность человека открыто принимать и признавать свои внутренние состояния, чувства и мысли. Т.е. открытость способствует честному самовосприятию человека и пониманию истинных мотивов и эмоций. Функция открытости в самоотношении помогает индивиду понять собственные желания, страхи, причины ощущений, а это, в свою очередь, способствует развитию более глубокого уровня самосознания.
Самопринятие можно понимать, как признание и принятие своих недостатков и достоинств без попыток скрыть или проигнорировать их. Самопринятие подразумевает под собой отсутствие самокритики и негативного отношения к собственным качествам. Благодаря самопринятию человек испытывает чувство внутренней гармонии и удовлетворённости собой, несмотря на возможные существующие недостатки. Таким образом, самопринятие – это очень важный фактор, служащий для поддержания позитивного самоотношения.
Самоценность – это восприятие себя как достойное и ценное существо. Она основывается на внутреннем ощущении важности и значимости своей личности. Самоценность выполняет функцию формирования устойчивой основы уверенности в себе и способности к уважению собственных интересов и потребностей.
Аутосимпатия понимается как положительное эмоциональное отношение к себе, включающее в себя сочувствие, поддержку и любовь к собственному «Я». Аутосимпатия напрямую связана с уважением и заботой о своём благополучии. Выполняет функцию поддержки позитивного настроения и снижения уровня стресса, помогая, таким образом, справляться с трудностями и неудачами.
Самоуважение – в сущности, это оценка своих достижений, компетенций и моральных качеств. Самоуважение основано на признании собственных заслуг и положительных качеств. Благодаря самоуважению повышается самооценка и уверенность в своих силах и возможностях, а это, в свою очередь, помогает достигать поставленных целей и сохранять внутренний баланс.
Самообвинение можно понимать, как склонность человека обвинять себя в негативных событиях или ситуациях, даже если они не связаны напрямую с собственными действиями. Самообвинение может проявляться в чрезмерной критике и заниженной самооценке. К сожалению, самообвинение может приводить к снижению мотивации и ухудшению настроения, создавая ощущение беспомощности перед проблемами.
Конфликтность – это наличие внутренних противоречий и конфликтов внутри личности. Конфликты могут возникать между различными аспектами «Я» — например, между желанием независимости и потребностью в поддержке. Конфликтность создаёт напряжение и дискомфорт, однако имеет и некоторый положительный эффект, в частность, может стимулировать личностный рост, заставляя искать компромиссы и решать внутренние споры[7].
Формирование самоотношения является результатом сложного взаимодействия различных факторов, среди которых уверенно можно выделить три основные группы: социальные, личностные и культурные.
Социальные факторы
Социальные факторы играют значительную роль в процессе становления самоотношения, поскольку индивид находится в постоянном взаимодействии с окружающим обществом. Важнейшие источники социального влияния – это семья, друзья, коллеги и другие значимые фигуры. Таковые взаимодействия формируют представления человека о себе, влияют на самооценку и создают основу для принятия или непринятия определенных поведенческих паттернов. Например, поддержка и поощрение со стороны близких способствуют развитию положительного самоотношения, тогда как критика и негативные оценки могут негативно сказываться на восприятии себя.
Личностные факторы
Индивидуальные черты характера, жизненный опыт и внутренние установки оказывают непосредственное воздействие на формирование самоотношения. Такие личностные особенности, как экстравертированность, интровертированность, открытость новому опыту или эмоциональная стабильность, определяют восприятие собственных качеств и способностей. Жизненный опыт, включая успехи и неудачи, также формирует представления о себе и влияет на уровень уверенности в своих силах. Внутренние установки, такие как убеждённость в собственном потенциале или скептицизм, также существенно воздействуют на самоотношение.
Культурные факторы
Нормы и ценности общества, в котором живёт человек, оказывают значительное влияние на формирование самоотношения. Каждый социум устанавливает определённые стандарты красоты, успеха и достойного поведения, которые воспринимаются как идеалы. Индивид, стремящийся соответствовать этим нормам, испытывает давление и вынужден сравнивать себя с установленными образцами. Несоответствие социальным ожиданиям может вызывать чувство неудовлетворённости и снижение самооценки. В то же время, принадлежность к культуре, поддерживающей индивидуальность и разнообразие, способствует развитию здорового самоотношения.
Таким образом, самоотношение формируется под воздействием комплекса социальных, личностных и культурных факторов, взаимодействие которых создаёт уникальную картину восприятия себя каждым отдельным индивидом.
Возрастные особенности самоотношения характеризуются динамическими изменениями самооценки на разных этапах жизни. В детстве самооценка ребенка достаточно высока, поскольку его мир наполнен играми и положительными эмоциями. Однако с возрастом она начинает снижаться, так как ребенок учится сравнивать себя с окружающей средой и воспринимать критику извне. Родители, учителя и другие взрослые играют важную роль в формировании самооценки, и их критика может оставить глубокий отпечаток на ребенке. В подростковом возрасте самооценка продолжает снижаться, что связано с изменениями в восприятии своего тела и социальными взаимодействиями. Тем не менее, именно в этом периоде самооценка становится более устойчивой, хотя остается подверженной влиянию внешних факторов.
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ
1. Критерий Шапиро-Уилка. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.machinelearning.ru/wiki/index.php?title (Дата обращения: 20.03.2025).
2. Метод k-средних [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 20.03.2025).
3. Опросник «Форма вашего тела». [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://www.nmikhaylova.ru/oprosnik-forma-vashego-tela-body-shape-questionnaire-bsq/ (Дата обращения: 20.03.2025).
4. Тест Колмогорода-Смирнова. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://help.fsight.ru/ru/mergedProjects/lib/05_statistics/uimodelling_kolmogorovsmirnovtest.htm#:~:text (Дата обращения: 20.03.2025).
5. Тест ранговой корреляции Спирмена. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 20.03.2025).
6. Шкала самоуважения Розенберга. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://psytests.org/life/rses.html (Дата обращения: 20.03.2025).
ЛИТЕРАТУРА
7. Ермолова Е.О., Тютюникова Н.В. Феномен самоотношения личности в отечественной и зарубежной психологии: системный анализ // СМАЛЬТА. 2022. №4. С. 22–31.
8. Изменения, происходящие в организме с возрастом. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://www.msdmanuals.com/ (Дата обращения: 20.03.2025).
9. Институт психотерапии и клинической психологии. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=article&id=1124 (Дата обращения: 20.03.2025).
10. Как формируется самооценка. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://www.b17.ru/article/517116/ (Дата обращения: 20.03.2025).
11. Самоотношение. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 20.03.2025).
12. Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и с.оциогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: «Мицниереба», 1974. 127 с.
13. Середина пути: психология и пути решения кризиса среднего возраста. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://www.psy-77.ru/blog/seredina-puti-psihologiya-i-puti-resheniya-krizisa-srednego-vozrasta/#:~:text (Дата обращения: 20.03.2025).
14. Фаустова А.Г. Историческая динамика представлений о человеческом теле, внешности и физической привлекательности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. №1. С. 35–55.
15. Франц А. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер. с англ. С. Могилевского. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.
16. Фрейд З. Введение в психоанализ / Пер. с нем. Г.А. Барышниковой. М.: АСТ, 2022. 544 с.
17. Фримен А., Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб.: Питер, 2022. 448 с.
18. Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. 40 лет биопсихосоциальной модели: что нового? // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. №4. С. 8–31.
19. Эллис А., Харпер Р. Разум или чувства. Что важнее, когда решил изменить жизнь к лучшему. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://www.litres.ru/book/ellis-albert/razum-ili-chuvstva-chto-vazhnee-kogda-reshil-izmenit-zhizn-k-65368742/chitat-onlayn/?page=2 (Дата обращения: 20.03.2025).
20. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 2019. 576 с.