Фрагмент для ознакомления
2
Постановка проблемы. В современном мире сниженная двигательная активность очень распространенное явление и, к сожалению, она охватывает в том числе и детей, для которых двигательный фактор является ключевым в развитии организма и функционировании всех его систем. Сидячий образ жизни связан с прогрессом и, зачастую необходимым, внедрением в жизнь ребенка различных гаджетов (смартфоны, компьютеры и т.д.).
Школьники подвержены ненормированным зрительным нагрузкам, часто не соблюдают правила гигиены труда (неправильная посадка за столом, неумеренное пользование компьютером, гиподинамия), что приводит к развитию близорукости [2, с. 135].
По данным офтальмологов около 4% детей, идущих в 1 класс, имеют миопию, а к окончанию школы почти 20% старшеклассников страдают близорукостью разной степени.
Некоторые дети имеют проблемы со зрением и носят очки еще до поступления в школу. В то же время учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза. Если ребенок редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, часто болеет, то у него повышается вероятность развития зрительных расстройств.
У детей с нарушениями зрения наблюдается ряд сопровождающих соматических заболеваний, частые заболевания дыхательных путей, морфофункциональные нарушения функций опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, искривление позвоночника (сколиоз), формирование гиперлордоза или кифоза, снижение рессорной функции позвоночника, плоскостопие). Особое внимание специалисты уделяют необходимости развития мелкой моторики.
В 2016 году начался процесс реализации ФГОС для учащихся с ОВЗ. Значимым компонентом его реализации целесообразно считать написание адаптированных общеобразовательных и воспитательных программ по конкретным направлениям деятельности, осуществляемых в образовательных учреждениях.
Теоретическая база представлена конгломератом научной литературой таких ученых, как Л.А. Дружининой, Д.И. Юсуповой, Б.К. Тупоногова, Ю.В. Кондусовой и других ученых, занимающихся исследованием особенностей образовательного процесса, учащихся с нарушениями зрения.
Практическая значимость выбранной проблемы исследования имеет значение для организации коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной деятельности учащихся с нарушениями зрения, повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения, реализации инклюзивного образования и др. в процессе обучения и воспитания школьников с ОВЗ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированный нами теоретический материал может быть использован специалистами образовательных учреждений и студентами, занимающимися разработкой данной проблемы.
Объект исследования: учащиеся с нарушениями зрения.
Предмет исследования: образовательный процесс учащихся с нарушениями зрения.
Цель – изучение психолого-педагогической литературы по технологиям образовательного процесса учащихся с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
Охарактеризовать основные категории детей с нарушением зрения.
Рассмотреть психофизиологические особенности детей с нарушениями зрения
Определить психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения
Проанализировать особенности организации образовательного процесса учащихся с нарушениями зрения
Раскрыть психотехнические упражнения и игры для детей с нарушениями зрения.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и методической литературы, сравнение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей детей с нарушением зрения
1.1 Характеристика категорий детей с нарушением зрения
Нарушение зрения у детей является психофизическим нарушением, которое проявляется в ограниченном зрительном восприятия или его отсутствии, что действует на весь процесс развития личности.
Нарушение зрения может быть врожденным и приобретенным.
У детей с нарушением зрения (слепых или слабовидящих) можно отметить ограниченность знаний и представлений об окружающем, недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов. Нарушение зрения тормозит развитие двигательных навыков, у детей невысокая моторная активность, оптико-пространственное недоразвитие, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость [15].
По своей остроте зрения категория детей с нарушением зрения подразделяется на следующие подкатегории:
I. Дети слепые. Такие дети имеют остроту зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на наиболее лучше видящем глазу и с коррекцией очками. Так, в подкатегорию «Слепые» входят и такие дети, у которых более высокая острота зрения (достигая до 1, т. е. 100%), и у которых границы самого поля зрения будут сужены до 10 – 150 или же до самой точки фиксации.
Обозначенные выше дети конечно же являются практически слепыми, так как и в познавательной и в ориентировочной своей деятельности очень ограниченно будут использовать свое зрение.
II. Дети слабовидящие. Так, к данной подкатегории будут относиться дети, у которых острота зрения будет от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на наиболее лучше видящем глазу и с коррекцией очками.
III. Дети, у которых понижено зрение. Такие дети имеют остроту зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу и с коррекцией.
Так, дети, имеющие остроту зрения 0,9–1,0 (90–100%) будут относиться к категории детей «нормально видящие».
Усовершенствование приведенной классификации будет состоять в состоянии отхода от наиболее распространенной в тифлопедагогике дифференциации детей с нарушением зрения на три подкатегории:
-слепые;
- дети слабовидящие;
- дети с косоглазием и амблиопией.
Следует отметить, что в выше обозначенной классификации нет четкого критерия дифференциации.
Далее следует сказать, что слепота и слабовидение в научной литературе будут определяться как состояние центрального или же форменного зрения, измерющееся остротой зрения индивида, в то время как «косоглазие» и «амблиопия» будут просто так называемыми диагнозами. При всем при этом выше указанные диагнозы могут быть у детей, которые будут входить во все выше описанные подкатегории.
Однако следует признать, что все же большинство детей с косоглазием а также амблиопией будут входить в третью, зрение таких детей будет поддаваться восстановлению (в случае, если нет иных отягощающих болезней органа зрения).
Кроме этого, усовершенствованная педагогическая классификация позволяет не потерять ни одного ребенка с нарушением зрения, так как каждый из них будет отнесен к одной из подкатегорий.
Итак, выше указанная классификация дает возможность учесть интересы всех детей с нарушениями зрения. К примеру, имеющие прогрессирующую близорукость, но в то же время пока не относящихся ни к слабовидящим, и ни к слепым, а также не страдающих амблиопией и косоглазием.
В той же классификации (усовершенствованной) предложено слепых детей, имеющих остаточное зрение, делить на следующие группы (Рисунок 1.1.).
Фрагмент для ознакомления
3
Амирова С.К. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения //Известия Дагестанского государственного педагогического университета, психолого-педагогические науки. 2018. №3. С.40.
Ботабекова Т.К. Разработка комплексной программы профилактики и лечения аномалий рефракции у детей школьного возраста [Текст] (Монография) / Ботабекова Т.К., Алдашева Н.А., Абдуллина В.Р., Степанова И.С., Исергепова Б.И., Искакбаева Ж.С. РМЖ. Клиническая офтальмология. – 2021. – Т. 21. № 3. – С. 135-142
Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И.. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. 189 с.
Исупова Д.И., Шешукова Н.Н. Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением зрения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (46). С. 76 – 79.
Кокорева О.И. Возможности развития творческих способностей у старших дошкольников с речевыми нарушениями при ознакомлении с литературными произведениями / О.И. Кокорева // Cоциально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. – Симферополь: Ариал, 2022. – С. 99–102.
Кондусова Ю.В. Основополагающие направления здоровьесберегающих технологий по профилактике нарушения зрения у школьников. / Кондусова Ю.В., Веневцева Н.В., Полетаева И.А., Пятницина С.И. / в сборнике: Новой школе - здоровые дети. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 78-79.
Малеев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 136 с.
Методические рекомендации «Особенности обучения и психологопедагогического сопровождения слабовидящих детей в условиях ФГОС ОВЗ» /Маркелова Ю.И., Монахова Н.А. Иваново, 2021 – 48 с.
Панов Д.И. Особенности физического воспитания детей с заболеваниями органов зрения / В сборнике: Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. – С. 136-138.
Пелевин Н.М. Проблематика заболеваемости органов зрения у учащейся молодежи. / Пелевин Н.М., Линькова Н.А. В сборнике: Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Аслаев С.Т. - 2018. - С. 220-224.
Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998. 256 с.
Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения //Дефектология. № 6.2005. С.33-40.
Рябова И.В. Изучение уровня и содержания осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений зрения обучающихся. / Рябова И.В., Соболевская Т.А., Нежкина Н.Н., Черногоров Д.Н., Зверев О.М. Санитарный врач. – 2020. – № 6. – С. 54-61.
Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку: Методические рекомендации. М.,1999. 254 с.
Dudorov T.D. Models of simplified pre-trial proceedings in continental europe and the united states: comparative analysis / Dudorov T.D., Kartashov I.I., Lutsenko P.A., Khatuaeva V.V. International Jo.