Фрагмент для ознакомления
2
В качестве одного из приоритетных направлений процесса модернизации российского образования выступает внедрение в учебный процесс отдельных средств информационных компьютерных (цифровых) технологий, которые обеспечивают необходимые условия для выстраивания образования нового типа, ориентированного как на развитие, так и саморазвитие личности. В настоящее время без информационных технологий практически невозможно представить школьное обучение.
Сегодня очень отчетливо прослеживается тенденция внедрения в образовательный процесс при работе с детьми с ОВЗ различных наглядных средств обучения. Весьма богатые возможности для этого заложены в информационных компьютерных технологиях. Следует указать, что информационные и коммуникационные технологии (далее по тексту ИКТ) являют собой некое обобщающее понятие, с помощью которого описывают разного рода устройства, способы, механизмы, а также алгоритмы обработки информации [3; 4].
Дети с ОВЗ – это такие дети, состояние здоровья которых не позволяет в полной мере успешно осваивать образовательные программы непосредственно вне специальных условий обучения. И именно в этом случае применение ИКТ помогает существенным образом повышает познавательную активность таких детей, заметно расширять возможности предоставления учебной информации для них, а также позволяют в той или иной мере усилить мотивацию ребенка с ОВЗ, способствовать активизации их познавательной деятельность, позволяет успешно формировать информационную и коммуникативную компетенции, помогает более успешному усвоению материала этими детьми. Это обусловлено тем, что при применении ИКТ задействованы практически все каналы восприятия информации – то есть механический, зрительный, слуховой, а также эмоциональный. Кроме этого наглядные опоры способствуют более успешной коррекции, а также развитию у детей с ОВЗ основных познавательных процессов, а именно: памяти, мышления, а также внимания [8, c. 22].
Весьма эффективны информационные технологии для проведения и занятий, и коррекционной работы в целом, так как в этом случае выполнение практических заданий детьми с ОВЗ может производиться в индивидуальном темпе, могут применяться упражнения различного уровня сложности с обязательным учетом физических и психологических специфик обучающихся с ОВЗ. Также презентационный экран использовать можно в целях подачи на занятиях с детьми с ОВЗ запоминающегося и яркого демонстрационного материала [26].
Приведем примеры [8].
Так, на занятиях по развитию речи использоваться могут такого рода обучающие игровые программы:
1.Программа «Игры для Тигры». Данная программа ориентирована на коррекцию у детей старшего дошкольного возраста ФФНР, ОНР.
2.Программа «Развитие речи». Она включает следующие четыре раздела: 1) Неречевые звуки (это знакомство со звуками предметного мира: транспорт, музыкальные инструменты, бытовые приборы и другое, знакомство детей со звуками мира природы, а именно: звуки в лесу в различные времена года и др.); 2) Звукоподражание (происходит знакомство детей со звуками животного мира, а также разнообразием голосов людей); 3) Речевые звуки (этот раздел направлен на развитие у детей навыков распознавания, а также правильного произношения детьми звуков русского языка); 4) Раздел «Развитие связной речи» (связан с обучению детей построению связной речи, начиная от словосочетания и вплоть до текста).
3.Программа «Азбука малышка» с тетушкой Совой. Данная программа представляет собой увлекательный фильм, который детям помогает в ненавязчивой и игровой и форме достаточно легко изучить алфавит, а также выучить веселые небольшие стихотворения. Этот фильм выстроен на относительно коротких уроках, позволяющих детям с ОВЗ погрузиться в уроки с тетушкой Совой (это кукольная героиня), проводимых в специально оборудованном так называемом «лесном классе». При этом рассказ о каждой букве алфавита неизменно сопровождается отдельным веселым стихотворением, а также мультиком, выполненным в стиле рисованной анимации. Тетушка Сова для того, чтобы дети с ОВЗ от таких «уроков» не устали, периодически объявляет переменки и трансляцию мультфильм из сериала под названием «Детские фантазии», выполненные в технике полноценной и красочной анимации.
4.Программа «Учим буквы». Данная программа детям с ОВЗ позволяет достаточно легко начать обучение письму и чтению. Это связано с тем, что каждая буква алфавита показывается детям на экране, и благодаря этому они легко запоминают как она внешне выглядит.
То есть современные ИКТ для обучения детей с ОВЗ предоставляют принципиально новые возможности. При этом компьютер использоваться может практически на всех этапах обучения, а именно: на этапе объяснения детям нового материала, на этапе проведения контроля знаний детей, на этапе закрепления материала, наконец, на этапе обобщения и систематизации учебного материала. Также использование компьютерных технологий помогает занятие сделать современным, привлекательным, эффективно реализовывать индивидуальное обучение. Наконец, компьютерные технологии предоставляют весьма широкие возможности для развития у ребенка с ОВЗ его творческого потенциала. С помощью компьютерных технологий с детьми можно совершить увлекательную виртуальную экскурсию в музей, сделать красочную эффектную презентацию, понятную таблицу, наглядный график, пройти с детьми контрольное тестирование. У детей с ОВЗ именно благодаря применению информационных технологий слуховое внимание и зрительное восприятие обостряются, что в конечном итоге ведет к достаточно положительному результату как обучения, так развития этой категории детей [7; 21].
Так, включение в занятие красочных презентаций педагогу помогает привнести эффект наглядности и одновременно помогает ребенку с ОВЗ, который нуждается в проведении коррекционного обучения, усвоить в полном объеме учебный материал. На настоящий момент создание мультимедийных презентаций является достаточно актуальным, так как именно в этом случае педагог может учесть особенности конкретной ученической группы и изучаемой темы. В свою очередь использование на занятиях с детьми с ОВЗ интерактивных досок является целесообразным практически на любом этапе изучения той или иной темы, а также практически на любом этапе проводимого занятия. Педагогу ИКТ дает поистине неограниченные возможности для творческого подхода в предоставлении информации в любой возможной форме (текст, картинки, аудио, видео), в компоновке материала в прямом соответствии с целями, а также задачами определенного занятия в конкретной ученической группе [1, c. 23].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Афанасьева, К.П. Влияние информационно-коммуникационные технологий на развития детей с ограниченными возможностями здоровья / К.П. Афанасьева. – Текст: непосредственный // Современные проблемы общей и специальной педагогики / ответственный редактор О.А. Некрасова, И.В. Чуйкова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2017. – С. 20-23.
2. Бажукова, О.А. Современные реалии и перспективы развития дефектологического и инклюзивного образования / О.А. Бажукова. – Текст: непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2017. – Т. 11. – № 4. – С. 48-51.
3. Болонина, В.В. Использование развивающих игр-презентаций в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / В.В. Болонина. – Текст: непосредственный // Детский логопед. – 2010. – № 1. – С. 73-77.
4. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л.Л. Босова. – Текст: непосредственный // Информатика и образование. – 2022. – №1. –С. 31-34.
5. Веретенников, И.В. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников системы специального образования в условиях диверсификации / И.В. Веретенников. – Текст: непосредственный // Специальное образование в современном мире: ценности, традиции и инновации / под редакцией А.М. Змушко, В.В. Гладкой. – Минск: АПО, 2023. – С. 39-44.
6. Воронкова, В.В. Подготовка дефектологических кадров в системе дополнительного профессионального образования / В.В. Воронкова. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно- практической конференции. – Москва, 2018. – С. 28–35.
7. Вренева, Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ / Е.П. Вренева. – Текст: непосредственный // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 4. – С. 50-53.
8. Герасимова, В.А. О методах и приемах использования информационных технологий в детских садах и на уроках / В.А. Герасимова. – Текст: непосредственный // Интернет и образование, – 2018. – Том. 2. – № 1. С. 21-24.
9. Дмитриев, А.А. Особенности подготовки кадров для системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Дмитриев. – Текст: непосредственный // Научно- методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях. – Москва, 2016. – С. 122–126.
10. Евтушенко, И.В. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей / И.В. Евтушенко, И.Ю. Левченко, Л.П. Фальковская. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 454–458.
11. Евтушенко, И.В. Современные проблемы и условия подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии / И.В. Евтушенко, В.В. Линьков, Е.Г. Речицкая. – Текст: непосредственный // Педагогика и психология образования. – 2019. – № 2. – С. 44-54.
12. Емельянова, И.Д. Современные проблемы науки и специального (дефектологического) образования»: учебное пособие / И.Д. Емельянова, С.В. Маркова, А.А. Сергеева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – 98 с. – Текст: непосредственный.
13. Жигорева, М.В. Междисциплинарный характер подготовки специалистов для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Жигорева. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Москва, 2018. – С. 53–59.
14. Иноземцев, В.И. Актуальные проблемы специального образования / В.И. Иноземцев, Э.А. Расулова. – Текст: электронный. – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016476 (дата обращения: 09.01.2025).
15. Каташев, И.А. Критерии нравственного развития / И.А. Каташев, В.В. Линьков. – Текст: непосредственный // Наука и школа. – 2016. – № 2. – С. 196–206.
16. Левченко, И.Ю. К проблеме подготовки кадров для психолого-медико- педагогических комиссий / И.Ю. Левченко. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Москва, 2018. – С. 20–28.
17. Левченко, И.Ю. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 450–455.
18. Линьков, В.В. Методология когнитивных исследований и ее значение для развития специальной педагогики / В.В. Линьков. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Москва, 2018. – С. 255–261.
19. Линьков, В.В. Основные методы нравственного воспитания и их философские предпосылки / В.В. Линьков. – Текст: непосредственный // Гуманитарий: сборник научных трудов. Вып. IX. – Москва, 2007. – С. 126–139.
20. Линьков, В.В. Развитие представлений о норме в философии и коррекционной педагогике / В.В. Линьков. – Текст: непосредственный // Наука и школа. – 2014. – № 3. – С. 14–23.
21. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании / И.А. Никольская. – Москва: Коррекционная педагогика, 2022. – 134 с. – Текст: непосредственный.
22. Прокофьева, Л.В. Проблемы специального образования на современном этапе / Л.В. Прокофьева. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/09/problemy-spetsialnogo-obrazovaniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 09.01.2025). – Текст: электронный.
23. Репринцева, Г.А. Современные тенденции инклюзивного и специального образования / Г.А. Репринцева, Р.И. Политова. – Текст: электронный // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2020. – № 6 (47). – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-tendentsii-inklyuzivnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 05.01.2025)
24. Смирнова, Л.В. Специальное образование: работа над ошибками / Л.В. Смирнова. – Текст: электронный // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnoe-obrazovanie-rabota-nad-oshibkami https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/40485/1/5-230-06637-7_1995_015.pdf (дата обращения: 05.01.2025).
25. Тишина, Л.А. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование: проблемы и перспективы / Л.А. Тишина, Е.Э. Артемова, И.В. Евтушенко. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 551–557.
26. Турковская, Н.В. Использование информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе / Н.В. Турковская, Е.В. Мелякова. – Текст: непосредственный // Студент и наука – 2013: материалы международной научно-практической конференции (Челябинск, 17-18 апреля 2013 г.), – Челябинск: ООО Матрица, 2013. – С.60-63.
27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 25.12.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.01.2025). – Текст: электронный.