Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нарциссизм - явление современного общества, которое приобрело масштабы эпидемии. Согласно многим официальным источникам, за последнее десятилетие количество нарциссических проявлений во всей структуре расстройств значительно возросло, учитывая критерии международных классификаций. В некоторых возрастных группах молодежи их число может достигать 10%.
Нарциссизм может принимать различные формы и вызывать расстройства различной степени тяжести, которые отличаются от таких форм, как грандиозность, нарушение эмпатии, эгоцентризм, переоценка или недооценка своего влияния на других, неадекватная самооценка, когда человек чувствует себя исключительным или, наоборот, характеризуется низкой самооценкой. В неразрушающих формах эти расстройства, как правило, не приводят к нарушению социальной адаптации, но могут привести к одиночеству, личной и профессиональной неэффективности, к субдепрессивным состояниям [5].
Важно изучать родительский нарциссизм, поскольку последствия детских травм, в частности эмоциональное пренебрежение или жестокое обращение в детстве, могут оказывать пугающе мощное воздействие на нашу психику по мере взросления, вплоть до «перепрограммирования» мозга и формирования новых нейронных связей.
Исследованиям негативного нарциссизма в семейных отношениях не уделялось достаточного внимания. Это определило актуальность работы.
Проблема исследования: существуют ли различия в нарциссизме у родителей, воспитывающих подростков разного пола?
Цель исследования: изучить нарциссизм у родителей, воспитывающих подростков разного пола.
Объект исследования: нарциссизм как личностный феномен.
Предмет исследования: нарциссизм родителей, воспитывающих подростков разного пола.
Гипотеза исследования: родители, воспитывающие детей-подростков разного пола, имеют различия в проявлении нарциссизма.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему нарциссизма в психологии, виды и условия формирования личностного нарциссизма, особенности современных родителей, психологические особенности подростков разного пола.
2. Провести эмпирическое исследование нарциссизма у родителей, воспитывающих исключительно подростков разного пола.
3. Разработать рекомендации для родителей по профилактике и преодолению нарциссизма.
Степень изученности проблемы.
Среди зарубежных ученых родительский нарциссизм изучали: З. Фрейд, Х. Кохут, О. Кернберг, Г. Розенфельд, Э. Робинс, С. Гузе. Среди российских ученых нарциссизму посвятили свои исследования И.Е. Жмурин, И.В. Корнейчик, М.С. Егорова, М.А. Ситникова, О.В. Паршикова.
А. И. Захаров, А. Адлер, А. Я. Варга, Д. Боулби, И. С. Шефер, О. В. Шайдурова изучали психологические особенности родителей и особенности поведения современных родителей у российских ученых. Из зарубежных ученых психологические особенности родителей и особенности поведения современных родителей рассматривали Э. Маккомби, Д. Мартин, А. Адлер, А.Дж. Варга, Д. Боулби и И. Шефер.
Психологические особенности подростков у зарубежных ученых изучали С. Холл, Э. Шпрангер, С. Бюлер, В. Стерн, Э. Эриксон. Психологические особенности подростков у российских ученых изучали Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, А. В. Мудрик.
Методы исследования:
- теоретические: сравнение, обобщение, систематизация;
- эмпирические: опросные;
- статистические: статистический критерий U - Манна - Уитни, направленный на выявление статистически значимых различий между явлениями.
Методики исследования: опросник «Нарциссические черты личности» (О. А. Шамшикова, Н. М. Клепикова). Он диагностирует нарциссические особенности личности, не достигающие уровня, необходимого для диагностики личностного расстройства.
Выборка исследования: 50 человек - родителей (25 родителей, имеющих исключительно детей-подростков женского пола; 25 родителей, имеющих исключительно детей-подростков мужского пола).
База исследования: МБОУ «Лицей №3», г. Барнаул.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы в практической деятельности психолога.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследование нарциссизма у родителей, воспитывающих подростков разного пола
1.1 История возникновения понятия «нарциссизм» в психологии и причины нарциссизма
Чтобы понять термин «нарциссизм», необходимо обратиться к греческому мифу о Нарциссе. В поэме Овидия «Метаморфозы» прекрасный юноша Нарцисс многих свел с ума своей красотой и, отвергнув влюбившуюся в него нимфу Эхо, был проклят: «Пусть он сам влюбится, но пусть не сможет владеть своей возлюбленной!» [3]. Увидев свое отражение в воде, Нарцисс встречает единственную и глубокую любовь, которую ему суждено было познать, – любовь к самому себе. Нарцисс начинает увядать на глазах у отражения и умирает от тоски по любви, после смерти превращаясь в одноименный цветок.
Заимствованное из мифа понятие «нарциссизм» трактуется в обществе как эгоизм, любовь к себе и завышенная самооценка.
В психологическом словаре нарциссизм означает влечение к себе, предпочтение собственного тела в качестве сексуального объекта [6].
Исследование нарциссизма в рамках психоаналитической традиции имеет богатую и продолжительную историю, оформленную в отдельное направление в статье З. Фрейда «О нарциссизме» (1914 г.). Он писал, что «нарциссизм представляет собой определенную стадию развития либидо». Наиболее примитивной формой взаимодействия в его интерпретации был аутоэротизм, который сменяется нарциссизмом, а последней стадией является объектная любовь. Рассматривая нарциссизм как промежуточное звено, он писал: «К аутоэротизму должно присоединиться что-то еще, какие-то переживания, чтобы сформировался нарциссизм» [4].
З. Фрейд разделил первичный и вторичный нарциссизм.
- Первичный из них присущ новорожденным: их либидо почти полностью обращено на самих себя, малыш не в состоянии различать внешние объекты и самого себя, возникает ощущение всемогущества и того, что все желания удовлетворяются по его велению. З. Фрейд использовал в этой связи выражение «Его величество малыш» [4]. Он также говорил о проявлении нарциссизма родителей по отношению к собственным детям (особенно маленьким). Они убеждены, что их дети красивее и умнее других детей. Основной способ донести до родителей свои желания или дискомфорт - это крик. Ребенок требует и бунтует, чтобы вызвать и удовлетворить свои потребности, и с чувствительными и отзывчивыми родителями это обычно происходит: после крика мать реагирует и устраняет причину дискомфорта [7]. Само по себе проявление плача - это агрессивный акт, который пока является единственным доступным для малыша способом получить то, что ему нужно.
- Вторичный нарциссизм развивается по мере взросления и относится к периоду формирования Эго. Он указывает на концентрацию психической активности человека на самом себе. З. Фрейд считал, что нарциссизм не исчезает полностью, человек остается нарциссичным даже после того, как направляет свое либидо на объекты. Он писал, что каждому человеку доступны только два пути, поскольку у каждого субъекта изначально есть два сексуальных объекта: он сам и его мать. И З. Фрейд вывел способы выбора объекта в соответствии с нарциссическим типом:
– что он из себя представляет (himself);
– каким он был раньше;
– кем бы я хотел быть, так это человеком, который был частью самого себя (любовь матери к ребенку, который является частью ее плоти) [7].
Г. Валь считал, что обычное психологическое содержание термина «нарциссизм», унаследованное от психиатрии, не имеет ничего общего с современным психоанализом. Любая попытка дать точное определение этому термину терпит неудачу из-за множества его теорий и концепций, которые продолжают появляться [5].
Согласно мифу о нарциссизме, самовлюбленность приводит к проблемам в отношениях с окружающими и образует непроницаемый барьер от других людей. В мифе рассказывается о красивом на вид молодом человеке, который соблазняет и влюбляет в себя многих, но он не вызывает сострадания у читателя; его кончина обычно воспринимается как должное наказание за высокомерное поведение.
К. Аспер писал о состоянии самоотчуждения нарцисса, незнании им себя, своей рефлексии и неспособности любить. Именно это составляет глубокое страдание; подобные чувства у людей с нарциссическими проблемами [3].
Когда речь о нарциссических расстройствах в форме невроза или стиля характера, мы сталкиваемся с противоположным. В ответ на ранние травмы, нарциссическая личность похоронила свое настоящее самовыражение и заменила его высокоразвитым, компенсаторным фальшивым «я» [10]. Поведение, которое демонстрирует человек, является подменой, одобряемой и принимаемой в обществе. В то же время, сам человек не знает, кто он такой и что для него хорошо. Завышенная самооценка - стабилизирующий фактор защиты от невыносимой боли, которую испытывают люди с нарциссической организацией. Причиной их защитного поведения является неприятие ребенка родителями в детстве, когда он демонстрировал нежелательное поведение. У него нет другого выбора, кроме как отказаться от большей части себя и стать таким, каким они хотят его видеть [7], т.к. для ребенка потерять внимание и благосклонность родителей, особенно в раннем детстве, подобно смерти.
К. Хорни рассматривала нарциссизм как «самовозвеличивание», означающее потребность в большей оценке и любви к себе, которая не имеет под собой реальной основы. И, соответственно, ожидание признательности и любви от окружающих за качества, которыми человек не обладает или преувеличивает их. Благодаря фантазиям о «самовозвеличивании» человек избавляется от чувства собственной незначительности, но это очень нестабильная ситуация. Состояние неуверенности может вернуться.
К. Хорни разделила тенденции, которые усиливают нарциссические наклонности характера, на три вида:
1. Растущая непродуктивность и захватывающее желание вызывать восхищение приводят к раздуванию качеств и действий, одобряемых обществом. Все в жизни индивида подчиняется впечатлению, которое можно произвести. Внешняя составляющая важнее внутренней (что может снизить продуктивность). Чтобы сохранить чувство престижа, необходимо все усиливать свои нарциссические наклонности и добиваться большего успеха.
2. Уверенность индивида в том, что мир перед ним в долгу. Ожидание признания гениальности и исключительности без реальных оснований. Человек не проявляет усилий и инициативы, ожидая, что его желания будут исполняться другими людьми. Это оправдано тем, что раньше его спонтанности был нанесен ущерб, теперь он ограничен в инициативе и боится людей.
3. Ухудшение отношений с людьми. Фантазии, в которых индивид оказывается, и ожидания окружающих делают его крайне уязвимым. Человек движется по замкнутому кругу; мир его не узнает. Он, в свою очередь, чувствует враждебность, отдаляется от окружающих и снова ищет утешения в фантазиях. Развиваются такие черты, как эгоизм, мстительность, недоверие и пренебрежение к другим. Эти черты приходится тщательно отрицать и скрывать, поскольку они недостойны исключительной личности.
По К. Хорни, причина возникновения нарциссических наклонностей -
«... отчуждение от других людей, вызванное тревогами и страхами ребенка... ребенок теряет способность любить» [52, с. 189]. Происходит не только снижение самооценки, но и более серьезное подавление индивидуального «я». Неразумная власть родителей и их самопожертвование порождают у ребенка чувство, что он должен жить ради них. То же самое происходит, когда родители переносят на ребенка собственные несбывшиеся мечты. Ребенок вынужден «реализовывать свои несбывшиеся амбиции», чтобы быть любимым собственными родителями [6]. У ребенка нет другого выбора, кроме как подчиниться воле родителей и потерять свое истинное «я».
В результате теряется способность оценивать себя; самооценка формируется полностью за счет внешних факторов. Удары по самолюбию, унижение со стороны родителей, предпочтение, отдаваемое другим братьям и сестрам, приводит к общей потере доверия и желанию превзойти «соперников» [7].
К. Хорни считала, что к усилению нарциссических тенденций приводит частое сравнение с другими детьми, а нарциссические черты характера - распространенное явление времени, когда она жила. Нарциссы не способны на настоящую любовь и дружбу, зациклены на себе, склонны преувеличивать свою значимость и полагаться на мнение окружающих при оценке себя. Автору удалось выявить, что тенденции нарциссизма усиливает ряд культурных факторов: снижение спонтанности, индивидуальности, подведение под определенные стандарты; оценка людей в соответствии с производимым извне эффектом. В отличие от З. Фрейда, К. Хорни объясняла нарциссические наклонности не влечением, а невротической тенденцией. В нарциссизме она видела не любовь к себе, а отчуждение человека от себя: «он не способен любить ни себя, ни кого-либо другого» [2].
Нарциссическая личность вырастает с идеей «быть очень важной для кого-то», полезной для близких. В ребенке не видят личность, ему не позволяют быть собой, возникает пропасть между «реальным я» и «идеальным я». Чтобы стать таким, каким его хотят видеть взрослые, ребенок структурирует свои переживания и устраняет спонтанность [4].
Э. Фромм считал, что нарциссического человека можно узнать по самодовольству, сильной реакции на критику, он яростно оспаривает ее и хочет уничтожить критикующего. Интенсивность реакции можно понять, поскольку у человека нет связи с миром и возникает чувство страха и одиночества, которое компенсируется самовозвеличиванием, благодаря которому, человек приобретает чувство идентичности. Второй способ справиться с критикой - это депрессия. Если у человека нет возможности отреагировать гневом, то в будущем, чтобы избежать депрессии, он может применять стратегии, направленные на укрепление собственного нарциссизма, чтобы никакие оценки