Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Общая характеристика органов социального обеспечения в сфере защиты семей, материнства, отцовства и детства 5
1.1. Органы социального обеспечения в сфере защиты семей, материнства, отцовства и детства: понятие, структура, функции 5
1.2. Нормативно-правовая база современной системы поддержки семей, материнства, отцовства и детства 9
2. Проблемы и практические аспекты работы органов социального обеспечения в сфере защиты семей, материнства, отцовства и детства 13
2.1. Проблемы деятельности органов социального обеспечения в сфере защиты семей, материнства, отцовства и детства 13
2.2. Практика реализации программ социальной поддержки семей, материнства, отцовства и детства 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Фрагмент для ознакомления
2
Органы социального обеспечения — это государственные, муниципальные и общественные учреждения, ответственные за реализацию социальной политики, направленной на защиту и поддержку семей, материнства, отцовства и детства. Их деятельность регулируется системой нормативных актов, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , Семейный кодекс РФ и другие правовые акты.
Ключевая цель органов социального обеспечения — гарантировать гражданам реализацию их права на социальную защиту, минимизировать социальные риски и обеспечить равные возможности для всех членов общества. Особое внимание уделяется поддержке семей с детьми, многодетных и малообеспеченных семей, а также защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная защита в сфере семьи, материнства и детства осуществляется через следующие механизмы:
оказание социальной помощи в денежной и натуральной форме;
предоставление бесплатных социальных услуг и поддержки в кризисных ситуациях;
содействие интеграции семей в социальную среду;
профилактика социального неблагополучия.
Основные задачи органов социального обеспечения включают:
1. Создание благоприятных условий для реализации прав и интересов семей и детей.
2. Обеспечение социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Проведение профилактических мероприятий по снижению уровня социального сиротства и насилия в семье.
4. Содействие повышению уровня жизни семей с детьми через предоставление льгот и пособий.
5. Формирование и реализация социальных программ в интересах семьи, материнства и детства.
Система органов социального обеспечения в Российской Федерации представляет собой многоуровневую структуру, включающую федеральные, региональные и муниципальные звенья.
1. Федеральные органы власти.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации – координирует деятельность в сфере социальной политики, разрабатывает нормативные документы и программы социальной защиты. Министерство здравоохранения Российской Федерации – отвечает за охрану здоровья женщин и детей, профилактику заболеваний, обеспечение доступности медицинских услуг для семей. Министерство просвещения Российской Федерации – курирует вопросы образования, обеспечивает доступ к качественному образованию и развитию детей. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) – реализует меры поддержки занятости женщин, содействует трудоустройству родителей, воспитывающих детей, включая программы переобучения .
2. Региональные органы социальной защиты.
Региональные органы социальной защиты осуществляют непосредственную поддержку семей, исходя из особенностей конкретного субъекта Федерации. Это могут быть управления социальной защиты населения, департаменты по вопросам семьи и детства. Их задачи включают реализацию федеральных программ на местах, предоставление социальных услуг и пособий.
3. Муниципальные учреждения.
Муниципальные органы социальной защиты обеспечивают доступ граждан к социальным услугам на местном уровне. В их компетенцию входит поддержка семей, проведение мероприятий, направленных на повышение уровня социальной защищенности, работа с кризисными ситуациями и социальное сопровождение семей.
4. Общественные и благотворительные организации.
Значительную роль в поддержке семей, материнства и детства играют общественные фонды и благотворительные организации, такие как Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и другие неправительственные организации. Они реализуют проекты по поддержке семей, предоставляют бесплатные консультации, проводят образовательные и социальные мероприятия.
5. Функции органов социального обеспечения.
Функции органов социального обеспечения делятся на несколько основных направлений .
1) Нормотворческая и административно-организационная деятельность:
разработка и принятие нормативных актов в области социальной защиты;
координация и контроль реализации государственной политики в интересах семьи и детей;
взаимодействие с другими органами власти и неправительственными организациями.
2) Социальная поддержка:
предоставление социальных выплат и пособий (пособия по беременности и родам, материнский капитал, пособия многодетным семьям, ежемесячные выплаты на детей);
обеспечение натуральной помощи (бесплатные продукты питания, одежда, лекарства);
предоставление временного жилья и социальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
3) Информационно-консультационная деятельность.
Органы социальной защиты активно занимаются информированием граждан о мерах социальной поддержки, проводят консультации по вопросам прав и льгот, разрабатывают информационные материалы.
4) Профилактика социального неблагополучия:
выявление и сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении;
организация социально-реабилитационных центров для детей и подростков;
профилактика насилия в семье и поддержка жертв домашнего насилия.
5) Контроль и надзор.
Таким образом, органы социального обеспечения осуществляют контроль за соблюдением прав граждан в сфере социальной защиты, а также за деятельностью подведомственных учреждений. В их задачи входит проверка законности предоставления социальных услуг, контроль за распределением пособий и выявление нарушений.
Органы социального обеспечения играют важную роль в социальной системе государства, обеспечивая поддержку наиболее уязвимых категорий граждан. Их деятельность направлена на укрепление института семьи, защиту прав женщин и детей, профилактику социальных рисков. Развитие системы органов социальной защиты способствует улучшению качества жизни граждан, снижению уровня бедности и социального неравенства. Эффективность работы органов социального обеспечения определяется комплексным подходом к решению социальных проблем и взаимодействием с другими государственными и общественными институтами.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации : [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru (Дата обращения: 14.01.2025).
2. Семейный кодекс Российской Федерации :федер. закон [от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Официальный интернет–портал правовой информации : [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru (Дата обращения: 14.01.2025).
3. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон [от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон [от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
Учебная литература
5. Баранова Е.С. Правовые основы социальной защиты семьи. – М.: Статут, 2018. – 198 с.
6. Дмитриев А.А. Социальная защита населения: теория и практика. – М.: Юрайт, 2020. – 312 с.
7. Кузнецова И.В. Семья и государственная поддержка в современной России. – СПб.: Питер, 2019. – 256 с.
Научная литература
8. Алиев Д.Ф., Гонтмахер Е.Ш., Трубин В.В. Социальная поддержка семьи, материнства и детства: Россия и мировой опыт // Москва: Издательство Института экономики РАН. – 2023. – 322-336 с.
9. Алушина О.И. Социальная защита населения: проблемы и перспективы в условиях муниципального управления // Вестник муниципальной службы. – 2023. – № 1. – С. 45–54.
10. Гладкова Ю.В., Когай Д.С. Государственная семейная политика в России // Научный потенциал высшей школы - будущему России: материалы и доклады.- М., 2015. -С. 71-79.
11. Гонтмахер Е.Ш. Здравоохранение и социальное обеспечение: в поисках баланса интересов // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2015. – № 2(26). – С. 259–264.
12. Кислицын Г.А. Особенности правового регулирования института материнства и детства в РФ // Социальная политика и экономика. – 2023. – № 3. – С. 128–136.
13. Рабец А.М. Конституция Российской Федерации в системе правового регулирования семейных отношений // Правовое государство: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 60–70.
14. Реализация государственной семейной политики на современном этапе : научная статья // Вопросы государственного управления. – 2023. – № 2. – С. 70–76.
Иные источники
15. Государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» : [Официальный сайт]. – URL: https://soczashita-chita.ru/ (Дата обращения: 14.01.2025).
16. Материнский капитал: размеры выплат в 2024 году : [Официальный сайт программы]. – URL: https://www.materinskiy-kapital.ru (Дата обращения: 14.01.2025).
17. Паспорт национального проекта «Демография» // Совет по национальным проектам при Президенте Российской Федерации : [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (Дата обращения: 14.01.2025).