Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Эмоциональный интеллект признается растущим числом исследователей во всем мире. Важность и необходимость развития компонентов эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту человека и влияющих на его успех в жизни, также неоспоримы.
Эмоциональный интеллект - это феномен, который сочетает в себе способность различать и понимать эмоции, управлять своими собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область эмоционального интеллекта относительно молода и существует чуть более десяти лет.
Мотивация, способность побуждать себя и других к действию в определенный момент времени для достижения желаемых результатов как в образовании, так и во всех сферах жизни и, в частности, в отношениях, является неотъемлемой частью эмоционального интеллекта. Успех во многом зависит от мотивов и потребностей, которые движут деятельностью.
Психологический климат в коллективе - это качественный аспект межличностных отношений, который проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат, по В.М. Шепелю, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.
Подростковый возраст считается особенно "эмоционально насыщенным", и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время заметно возрос интерес к проблеме эмоционального развития.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия формирования уровня эмоционального интеллекта у подростков в процессе взаимодействия со взрослыми и со сверстниками.
Объектом исследования являются особенности формирования уровня эмоционального интеллекта у подростков в процессе взаимодействия со взрослыми и со сверстниками
Предметом исследования является эмоциональный интеллект у подростков.
Цель исследования: выявить эффективные условия формирования уровня эмоционального интеллекта у подростков в процессе взаимодействия со взрослыми и со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста.
2. Описать понятие и виды интеллекта.
3. Дать оценку особенностям развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
4. Проанализировать уровень эмоционального интеллекта у подростков в процессе взаимодействия со взрослыми и со сверстниками.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божовича, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукермана и других. Часто весь подростковый период интерпретируется как кризисный период, период "нормальной патологии", что подчеркивает его быстрое протекание, сложность как для самого подростка, так и для взрослых, которые с ним общаются.
По словам П.С. Выготского, половое созревание выступает как стабильное. Мы знаем этот возраст и то, что он характеризует как период огромного подъема в жизни подростка, как период высших синтезов, происходящих в личности. Это следует как необходимый логический вывод из критики, которой подвергалась советская наука в связи с теориями, сводившими половое созревание к "нормальной патологии" и глубочайшему внутреннему кризису" [12].
Основные идеи, которые сегодня лежат в основе подростковой психологии, были изложены в работе С. Холла "Становление взрослым". Холл сформулировал идею переходного периода, промежуточного периода между подростковым возрастом, временем "бури и натиска".
К. Левин говорил об особой маргинальности подростка, которая выражается в его расположении между двумя культурами: миром детей и миром взрослых. Подросток больше не хочет принадлежать к детской культуре, но все еще не может войти во взрослый мир, поскольку сталкивается с сопротивлением реальности, и это вызывает состояние "когнитивного дисбаланса", неуверенности в ориентации, планах и целях при смене "среды обитания".
Личностное развитие подростка было проанализировано с помощью психоаналитического метода 3. Фрейд и А. Фрейд. В подростковом возрасте, в период полового созревания, всплеск сексуальной энергии расшатывает ранее сложившийся баланс личностных структур, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Э. Эриксон рассматривал подростковый возраст как центральный период для решения проблемы личностного самоопределения и достижения идентичности. Несмотря на то, что подростковый возраст детально изучался в психологии ХХ века, современные подростки отличаются от своих сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей.
Среди них исследователи отмечают рост конфликтов подростков в школе и в семье. Современная молодежь чаще демонстрирует девиантное поведение. Практика показывает, что подростки не умеют разрешать конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Чтобы снизить остроту подобных явлений и более продуктивно разрешать межличностные конфликты, необходима их психологическая поддержка.
Окружающие их люди должны относиться к подросткам с пониманием и понимать причины их поведения. Необходимо выработать особое отношение и манеру поведения по отношению к подросткам. Для этого необходимо выявить психологические особенности подросткового возраста. Половое созревание или период взросления - это стадия, на которой человек становится половозрелым, то есть период, когда созревают первичные и вторичные половые признаки [15].
Физическое половое созревание наступает у мальчиков в среднем в возрасте 14-16 лет, у девочек - в возрасте 13-15 лет. А умственное половое созревание наступает раньше - примерно в возрасте 11-12 лет. Однако в некоторых случаях цифры сильно различаются. Подростковый возраст начинается с кризиса, характеризующегося как физиологическими, так и психо-социальными изменениями. Поэтому весь этот период обычно бывает тяжелым как для ребенка, так и для взрослых, которые находятся рядом с ним.
Если рассматривать кризис подросткового возраста как один из наиболее важных и сложных критических периодов развития, наиболее уместным является традиционное представление о том, что возрастной кризис проходит через три фазы:
1) негативный или докритический, когда ломаются старые привычки, стереотипы и происходит распад ранее сформировавшихся структур;
2) пик кризиса (в подростковом возрасте это 13 лет, хотя, конечно, этот момент довольно условный);
3) посткритический период, то есть период формирования новых структур, выстраивания новых отношений и т.д.
Холл справедливо назвал этот возраст временем "бури и натиска". Он описал содержание юности как кризис самосознания, после преодоления которого человек обретает "чувство индивидуальности". Эриксон считал, что дух юности - это, по сути, дух морали, психологический этап между детством и взрослой жизнью, между моралью, которую ребенок уже усвоил, и этикой, которую взрослому еще предстоит развить [13].
Психологические особенности подросткового возраста, когда они ярко выражены, называются "комплексом подростка". Это включает в себя перепады настроения от безудержного веселья до уныния и обратно без уважительной причины, а также ряд других полярных качеств, которые проявляются попеременно.
Главной особенностью подросткового возраста являются резкие качественные изменения, затрагивающие все аспекты развития. Эти изменения происходят у разных подростков в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от других и в чем-то опережают их и т.д. Например, во многих отношениях девочки развиваются быстрее мальчиков. Кроме того, психическое развитие каждого человека различно: одни аспекты психики развиваются быстрее, другие медленнее. Интеллектуальное развитие ученика часто намного опережает развитие личностных качеств. С интеллектуальной точки зрения он уже подросток, а с личной - ребенок.
Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми и взрослыми.
Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, особенно по отношению к взрослым. Их поведение часто характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием полового созревания, которое еще больше усиливает импульсивность, влияет на восприятие подростком "оскорблений" со стороны других людей, влияет на форму выражения обиды и протеста. Физиологическая основа кризиса полового созревания.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов приводит к интенсивному физическому и физиологическому развитию [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990. - 283 с.
2. Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир». //Вопросы философии. 1993. № 5. 170 с. 2. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. М.: Б. И., 1985. - 812 с.
3. Бадалян Л. О. Невропаталогия. М.: «Академия», 2012.- 400 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. - 392 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990. - 193 с.
6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 томах.- М.,1984. - Т. 4.
7. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Знаете ли вы нас? М.: Изд-во «Секачев В. Ю.», 2012. - 120 с.
8. Зеленков М. И. Социально-психологические проблемы конфликтов. Учебное пособие.- М.: Юридический институт МИИТа, 2003. - 392 с.
9. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 299 с.
10. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. Ростов-на-Дону.- 2002. – 146 с.
11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. - 273 с.
12. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток, 2003.- 127 с.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. - 460 с.
14. Первушина О. Н. Общая психология. М.: «Академия», 2011. - 46 с.
15. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. - 592 c.
16. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. - 1997.
17. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2018. - 76 с.
18. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселёва Т. С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26. – №. 1.
19. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 2018. - 184 с.
20. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. – 2019. - 394 с.
21. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка // Избр. психол. тр.: В 2т. - М,1987. - Т.1.
22. Тиганов А. С., Снежневский А. В., Орловская Д. Д. и др. Руководство по психиатрии. М.: Медицина, 1999. - 712 с.
23. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика социально психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) //Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во института психотерапии. – 2019. – С. 193.
24. Фролов Ю. И. Психология подростка. Хрестоматия. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 526 с.
25. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации //М.: Институт общегуманитарных исследований. - 2018. - 239 с.
26. Хокинс Дж., Блейксли С. Об интеллекте – On Intelligence. М.: «Вильямс», 2007. - 240 с.
27. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996. - 284 с.