Фрагмент для ознакомления
2
Глубокая начитанность, литературная эрудиция в значительной мере определяют личность ученика, его мировоззрение, круг интересов, умение воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни. От учителя и школьного библиотекаря зависит, превратится ли чтение книг в их устойчивую привычку. Привлечение учащихся к чтению книг осуществляется как в учебной, так и во внеклассной их деятельности, на специально организованных занятиях. Ведь в начальных классах ученик должен овладеть читательскими навыками и умениями, способами работы с художественной литературой, ориентироваться в мире детских книг, периодике, справочной литературе, быть готовым к обучению в среднем звене школы на основе развитого у него интереса к чтению, к книге. Особенно сложно формировать у учащихся умение работать с учебником, справочной и энциклопедической литературой, а также словарями. Над решением этой проблемы работают и учителя-предметники, и библиотекари, и классный руководитель. Общение с книгой помогает ученику овладеть определенной суммой знаний, усвоить опыт предыдущих поколений, привлекает к культурным достояниям и ценностям народа, его обычаям, традициям. Развитие новейших технологий требует гораздо лучшего умения читать, чем раньше. Это связано с тем, что в последние десятилетия стремительно растет объем информации, которую необходимо усвоить для успешной дальнейшей жизнедеятельности. А это требует увеличения темпа чтения, скорости понимания и принятия решения. Поэтому чтение является основой образования и самообразования, непрерывным навыком образования человека на протяжении всей жизни. [22, с.133]
Выделяют два вида чтения: чтение с целью приобретения читательского опыта и чтение с целью усвоения и использования информации.
При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов выделяют четыре группы читательских умений:
1. нахождение очевидной информации;
2. формулировка выводов;
3. интерпретация и обобщение информации;
4. анализ и оценивание содержания, речевых особенностей и структуры текста.
Современная школа призвана обеспечить становление личности школьника путем выявления и целостного развития способностей, формирования умений и желания учиться. Приоритетной задачей современной школы является развитие ученика как неповторимой личности, реализация ее творческого потенциала, формирование критического мышления, стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Главной целью основной школы является развитие интеллектуальной, познавательной, коммуникативной активности и учебной самостоятельности ученика, формирование качественно новой мотивации учебного труда, направленной на овладение различными способами получения информации. Решение вопросов преемственности связано с созданием перспективной учебной среды, которая станет источником развития каждого школьника. Особое значение для успешной адаптации на начальном этапе обучения имеют сформированность обще-учебных умений и навыков и внимание к их усовершенствованию в основном звене школы.
Читательская деятельность многоаспектна и содержит в себе такие понятия, как читательская культура, техника чтения, знание литературы и книги, восприятие произведения, библиографическая грамотность. Но ее главным, исходным моментом являются читательские умения и навыки - основа, которая позволяет наращивать духовный и интеллектуальный потенциал личности. [22, с.128]
Современные психологи и методисты определяют читательские умения и навыки на начальном этапе как процесс воспроизведения звуковой формы слова по ее графической модели с выявлением, активной переработкой и осознанием смысловой информации. Из этого следует, что читательские умения и навыки объединяет две группы умений: умения, которые связаны с воспроизведением звуковой формы слова, - способ, правильность, темп чтения, и умения, основанные на выявлении и осознании смысловой информации - сознание (понимание), выразительность чтения.
Чтение представляет собой процесс, основанный на использовании умственной деятельности, определенных способах кодирования информации, поступающей во время ее обработки в мозг. Чтение учащегося-процесс восприятия, понимания и воспроизведения в устной или графической формах содержания прочитанного.
Чтобы усовершенствовать современный урок литературы, надо разумно учитывать субъективные и объективные факторы, от которых зависят обучение, воспитание и развитие учащихся. Проблема повышения эффективности урока требует всестороннего, диалектического подхода. Это объясняется тем, что урок это сложная, целостная, динамическая система взаимообусловленных компонентов, среди которых важное место принадлежит содержанию, дидактической и методической структуре. Каждый из этих компонентов имеет свои резервы, реализация которых повысит эффективность всей системы.
Важным условием повышения качества уроков литературы является разнообразие методов и приемов обучения, видов работы, которые выполняют ученики. Всякое однообразие, в конце концов, порождает у детей ощущение перегрузки. Оно возникает не столько от обилия задач, и, сколько от однообразия, серости и обыденности уроков литературы.
Однако разнообразить урок-не самоцель. Каждый метод, прием, форма работы должны быть педагогически оправданными. Эффективность методов, форм и приемов, их педагогическая целесообразность определяются лишь в общей системе разнообразных средств педагогического воздействия на личность ученика. В зависимости от обстоятельств, времени, особенностей лица и коллектива, от таланта и подготовки исполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры, диапазон применения того или иного средства может увеличиваться до степени полной общности или уменьшаться до положения полного отрицания. Нет более диалектической науки, чем педагогика. Не существует универсальных методов обучения и универсальных форм работы. Но есть свои любимые приемы, найденные в процессе труда.