Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление социально-психологическим климатом играет важную роль в повышении общей эффективности работы организации. Благоприятный климат полезен для повышения мотивации, снижения конфликтов, улучшения коммуникаций и, соответственно, повышения производительности. В современных условиях, когда на рынок влияют изменения и нестабильность, большое внимание уделяется личности работника, его эмоциональному состоянию, а также его отношениям в коллективе. Тема исследования актуальна для руководителей современных российских организаций Им необходимо понимать, как устроены межличностные отношения в коллективе. Это знание позволяет находить индивидуальные подходы к каждому сотруднику и способствовать созданию крепкой команды.
Эффективность работы сотрудников во многом зависит от руководителя. Правильный выбор стиля управления помогает влиять на развитие организации и улучшает межличностные связи в команде. Внимательное отношение к социальным аспектам внутри коллектива становится важным условием успеха предприятия .
Проблематика заключается в необходимости выявления и преодоления различных факторов, негативно которые негативно влияют на атмосферу в организации. Совершенствование методов управления социально-психологическим климатом становится актуальным, для обеспечения устойчивости и успешности организации в сложных условиях.
Целью данной работы является анализ методов управления социально-психологическим климатом в организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социально-психологического климата в организации
2. Описать особенности применения социально-психологических методов управления в организации.
3. Привести характеристику организации.
4. Исследовать социально-психологические методы управления в организации.
5. Разработать практические рекомендации по совершенствованию социально-психологических методов управления.
Объект исследования: АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»). Предмет исследования: социально-психологические методы управления организацией, который включает в себя эмоциональные, социальные и психологические аспекты взаимодействия сотрудников.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов теме исследования. В частности, данная проблематика освещалась в работах таких авторов, как: Т.В. Дробышева, Л.И. Априщенко, Л.А. Афанасьева, Т.С. Елагина, Л.А. Лазаренко и др.
Методы исследования
1. Обзор источников, изучение научных работ, публикаций и отчетов, по управлению социально-психологическим климатом.
2. Анализ документов и статистических данных
3. Проведение анкетирования и интервью с работниками
4. Сравнительный анализ
Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата
Социально-психологический климат (далее – СПК) представляет собой совокупность условий, в которых происходит взаимодействие между людьми в группе или обществе. Он включает в себя объективные и субъективные параметры, которые определяют атмосферу в коллективе.
В целом СПК – это отношения, настроения и атмосфера, которые формируются в группе на основе взаимодействия её членов. Его формирование происходит через нормы, ценности, традиции и поведение людей, а также через их эмоциональное восприятие окружающей действительности.
Взаимодействия между членами группы создают определённый эмоциональный фон, который может быть как положительным, так и отрицательным. Позитивный климат благоприятен для сотрудничества и, тогда как негативный ведет к конфликтам и недовольству.
Благоприятный психологический климат важный показатель высокой продуктивности работы организации. Его развитие считается одной из ключевых задач, стоящих перед руководством. В последние годы вопрос о влиянии стиля управления на социально-психологическую атмосферу в коллективе стал предметом активного изучения. Значительный вклад в эту область исследований внесли такие ученые, как Ф. Тейлор, К. Левин, А.М. Омаров, Т.С. Кабаченко, Ю.А. Шерковин и другие .
СПК отражает ролевую структуру группы, включая лидерство, социальные связи и конкуренцию. Он влияет на мотивацию и продуктивность участников. Позитивный климат стимулирует творческую активность, тогда как негативный тормозит инициативность.
Благоприятный климат способствует формированию групповой идентичности и сплочённости, а это очень важно для достижения совместных целей. Следовательно СПК – важный элементом эффективного управления групповыми процессами и оказывает влияние на успешность деятельности как отдельных людей, так и коллектива в целом.
В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию социально-психологического климата. Данный термин обычно используется для обозначения устойчивых настроений и мнений, которые отражают социальные условия жизни коллектива.
Понятие «климат» в социальной психологии было внедрено из метеорологии и географии в тридцатые годы XX века. В настоящее время термин «социально-психологический климат» признан и установлен в социальной психологии как характеристика невидимой, тонкой и деликатной психологической стороны взаимодействия между людьми в группе. Как отмечает Г.А. Виноградова термин «психологический климат» в контексте производственных коллективов впервые применил Н.С. Мансуров. Он стал первым отечественным исследователем, который разработал основные подходы к изучению морально-психологического климата в таких коллективах .
Одним из первых, кто исследовал данное понятие, был В.М. Шепель , По определению автора, психологический климат представляет собой эмоциональную атмосферу, которая складывается между членами коллектива. Данная атмосфера формируется в результате их близости, симпатии, а также схожести характеров, интересов и склонностей. Исследователь попытался раскрыть содержание данного понятия, выделив в нем 3 «климатические зоны (таблица 1.).
Таблица 1 - Специфика содержания понятия социально-психологического климата по В.М. Шепель
Климатическая зона Характеристика
Социальный климат Определяется уровнем осознания членами группы общих целей и задач, а также тем, насколько соблюдаются конституционные права личности
Моральный климат Формируется на основе моральных ценностей, которые являются общепринятыми в данном коллективе
Психологический климат Зависит от специфики неофициальной атмосферы, создаваемой между членами группы, которые взаимодействуют друг с другом
Таким образом, психологический климат можно рассматривать как более узкое понятие, которое охватывает лишь конкретные группы или коллективы.
1.2. Особенности применения социально-психологических методов управления в организации
В классификации стилей управленческой деятельности, предложенной Р. Блейком и Д. Моутоном , выделяют два основных направления, на которые ориентируется руководитель. Первое из них – это «заинтересованность в людях», которая подразумевает заботу о работниках, их потребностях и благополучии. Второе – «заинтересованность в выполнении задачи», акцентирующее внимание на достижении целей и эффективности работы. Эти два аспекта помогают определить стиль управления и его влияние на коллектив и результаты деятельности.
Согласно классификации К.Левина , стили управленческой деятельности можно разделить на три типа: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль предполагает отсутствие делегирования полномочий сотрудникам и полную контроль над компанией со стороны руководителя.
Демократический стиль, в свою очередь, предполагает рациональное распределение полномочий между исполнителями и руководителем, что позволяет более полно использовать потенциал коллектива.
Либеральный стиль характеризуется невмешательством со стороны руководителя, что может приводить к потере контроля над ситуацией.
Структура делового взаимодействия тесно связана со стилем управления, который выбирает руководитель, и от него напрямую зависят успехи и неудачи компании.
В реальной жизни руководители часто сочетают несколько стилей управления, что позволяет достичь более эффективных результатов в работе .
Особенности применения социально-психологических методов управления в организации:
1. Создание комфортных условий труда для каждого сотрудника: удобное рабочее место, благоприятный настрой в коллективе, возможности для роста.
2. Сплочение коллектива через организацию совместного времяпровождения (корпоративный отдых, мероприятия и пр.), информирование о стратегических планах, успехах подразделений.
3. Стимулирование к эффективной трудовой деятельности через донесение миссии и целей компании, повышение мотивации, лояльности персонала.
Социально-психологические методы позволяют воздействовать на людей двумя способами:
1. Через инструменты социологии. Ориентированы на работу с группами и помогают выявить место каждого сотрудника в коллективе, наладить коммуникацию, минимизировать риск возникновения конфликтных ситуаций. К ним относятся социальное планирование и методы социологических исследований: анкетирование, интервьюирование, социометрический метод (применяется для анализа взаимосвязей в коллективе), собеседование, переговоры.
2. Через инструменты психологии. Ориентированы на личность каждого сотрудника и изучают его интеллект, характер, темперамент, а также помогают создать подходящий климат в коллективе, в котором этот сотрудник сможет лучше всего раскрыться и принести максимум пользы компании.
Преимущества социально-психологических методов управления:
позволяют эффективнее управлять мотивацией;
в отличие от экономических методов управления, не требуют дополнительных затрат на материальное вознаграждение сотрудникам;
позволяют наладить коммуникацию в коллективе, создать благоприятную атмосферу, раскрыть внутренний потенциал каждого специалиста.
Недостатки: риск возникновения хаоса в компании из-за отсутствия строгости со стороны руководителя, возможные сложности с подбором кадров (не каждый готов проявлять самостоятельность, инициативность, брать на себя ответственность за результат).
Оценка социально-психологического климата в организации - важный этап в управлении человеческими ресурсами. Она позволяет выявить существующие проблемы, оценить уровень удовлетворенности сотрудников, а также определить влияние различных факторов на внутриколлективные отношения.
Таким образом, социально-психологический климат представляет собой комплексное явление, охватывающее как межличностные отношения, так и эмоциональное состояние группы. Он играет важную роль в формировании эффективных взаимодействий между людьми, а также влияет на уровень их удовлетворенности и мотивации, а также определяет атмосферу в социуме или коллективе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.В. Дробышева, Т.П. Емельянова, Т.А. Нестик, Н.Н. Хащенко, А.Е. Воробьева.– М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023.– 893 с.
2. Афанасьева Л.А. Оценка социально-психологического климата в коллективе организации // Основы ЭУП. 2021. - №1 (26). - С. 17-22
3. Барсукова А. В., Задворная В. В. Сущность социально-психологического климата в организации и основы его формирования // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 10 (38). - С. 310-321.
4. Биктина Н.Н. Изучение взаимосвязи социально-психологического климата коллектива и стилей поведения в конфликте // The Scientific Heritage. 2022. - №82-5. - С. 52-55.
5. Бурова Е.В. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-trudovogo-kollektiva
6. Гулицкая, В. И. Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации / В. И. Гулицкая // Молодой ученый. – 2020. – № 38 (328). – С. 180-183.
7. Дейнека А. В. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров / А. В. Дейнека. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К», 2020. — С. 184
8. Кабанова Татьяна Николаевна, Шпорт Светлана Вячеславовна, Макурина Анна Павловна Современные зарубежные исследования факторов риска психологического стресса и психосоциального климата на рабочем месте // Социальная и клиническая психиатрия. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zarubezhnye-issledovaniya-faktorov-riska-psihologicheskogo-stressa-i-psihosotsialnogo-klimata-na-rabochem-meste (дата обращения: 13.01.2024)
9. Кончакова А.А. Социально-психологический климат в коллективе: особенности влияния стиля руководства 2019 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-klimat-v-kollektive-osobennosti-vliyaniya-stilya-rukovodstva (дата обращения: 13.01.2024)
10. Лазаренко Л. А. , Хорольская Т. Е. Влияние социально-психологического климата в коллективе на эффективность деятельности организации // ЕГИ. 2020. №2 (28). С. 150-156
11. Лебедева Т.Е., Крылова Т.В., Бердникова А.И., Лелекова А.В., Совершенствование организационного климата организации в новых условиях деятельности рынка // Московский экономический журнал. 2020. №5. С. 798-805.
12. Леонова А. Б., Базаров Т. Ю., Абдуллаева М. М. Организационная психология: учебник / под общ. ред. А. Б. Леоновой. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — С. 214
13. Чашкина, Т. В. Социально-психологический климат в компании и его влияние на эффективность деятельности компании / Т. В. Чашкина, М. А. Петров // Молодой ученый. – 2023. – № 27 (474). – С. 259-262.
14. Шепель В. М. Управленческая психология. М., 2023. 240 с
15. Шеромова И.А., Мартынова А.О., Сороквашина К.А. Влияние системы мотивации персонала на формирование социально-психологического климата в коллективе // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 5-2. – С. 349-352;
16. Психология профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: https://de.ifmo.ru/-- books/0062/69.html (дата обращения: 13.01.2024)
17. HR.Time.ru / Социально-психологический климат в коллективе и как его улучшить - URL: https://hrtime.ru/material/sotsialno-psikhologicheskiy-klimat-v-kollektive-i-kak-ego-uluchshit-109300/ (дата обращения: 13.01.2024)