Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Музыка близка эмоциональной природе ребенка. Под влиянием музыки его художественное восприятие растет и обогащается.
Музыкальное искусство, оказывающее прямое и сильное влияние на человека в первые дни его жизни, занимает важное место в его общекультурном развитии. Музыка является постоянным спутником на протяжении всей жизни человека. Это, как говорил Стендаль, единственное искусство, которое настолько глубоко проникает в человеческое сердце, что может даже изобразить опыт его мыслей. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали важность музыкально-эстетического воспитания. Оно должно быть неотъемлемой частью деятельности педагогов по систематическому и гармоничному развитию личности. Особенно важна в этом процессе музыкальная работа с детьми. Это основа, без которой пропаганда музыки в массах никогда не даст полных результатов.
Согласно ФГОС дошкольное образование, художественно-эстетическое развитие предполагает создание предпосылок для восприятия произведений искусства (языкового, музыкального, изобразительного, природного мира),смыслового понимания и понимания. эстетический подход к формирование первоначальных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; симпатию к персонажам произведений искусства; самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная и т. д.).
Особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, И.Г.Галянт, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, И.Г. Галянт, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.).
Труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, А.В. Кенеман, Б.М. Теплова легли в основу дошкольного музыкального воспитания. Важнейшие вопросы музыкального воспитания и развития творческих способностей детей наиболее активно разрабатывались в научной школе Н.А. Ветлугиной.
Решение задач музыкального воспитания дошкольников эффективно осуществляется посредством игровой деятельности. С точки зрения ученых, процесс музыкального воспитания в этот период может осуществляться формами обучения, создающими условия для производства игровой деятельности.
В психологической концепции игровой деятельности, разработанной в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, игра является деятельностью, предметом и мотивом, которой является процесс ее осуществления. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности на основе размышления о ролях, игровых функциях или сюжетном содержании и активной поисковой деятельности.
Через игры дети могут направить свои чувства и переживания, а через музыку они могут найти более глубокий смысл жизни. Такой подход способствует формированию нравственного центра личности ребенка и его эмоциональной сферы. Меняются его чувства, меняется характер его переживаний. В музыкально-игровой деятельности дети участвуют в групповых и индивидуальных формах и деятельности, вооружившись образцом музыкально-художественного анализа.
Исходя из вышеизложенного, актуальность работы связана с важностью проблемы организации игровой деятельности и ее влиянием на развитие личности ребенка, а также значение этого процесса в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение особенностей развития музыкальности детей в игровой деятельности.
Объект исследования – развитие музыкальности детей.
Предмет исследования – процесс развития музыкальности детей в игровой деятельности.
Гипотеза исследования – процесс развития музыкальности детей в ходе игровой деятельности будет более успешным, если:
- обогатить предметно-пространственную развивающую среду группу;
- подобрать игры для развития всех стороны музыкальности детей (ладового чувства, ритма, звуковысотного слуха).
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие о музыкальности и музыкальных способностях в дошкольном возрасте;
2. Описать исторический аспект развития музыкального воспитания;
3. Определить основной потенциал игровой деятельности в развитии музыкальности дошкольников;
4. Провести диагностику уровня развития музыкальности у детей дошкольного возраста;
5. Предложить комплекс игр по музыкальному развитию дошкольников и оценить эффективность его использования в развитии музыкальности.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; тестирование, педагогический эксперимент; метод статистической обработки данных.
База исследования:
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе музыкального руководителя по развитию музыкальности детей дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития музыкальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Понятие о музыкальности в литературе
Музыкальные способности часто связывают с термином «музыкальность», который используется как в науке, так и в повседневной жизни. Музыкальный – это тот, кто не только умеет что-то делать в музыке (например, точно интонировать мелодию при пении), но и делает это весело, легко и получает положительный отклик у публики. Это определение не применимо к профессиональным музыкантам, однако музыкальным по этим критериям можно считать ребенка с небольшими навыками [3].
Музыкальность – свойство человека, развивающееся в процессе социальной практики. В звуках речи, звуках птиц и животных, шелесте листьев, дуновении ветра люди научились различать интонацию, тон и длительность [9, с. 81].
Музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разнообразным сочетанием отдельных способностей. Академик Б.В. Асафьев, систематизируя свои наблюдения, выделял у одних хорошую музыкальную память, у других – чувствительность к музыке, у третьих – присутствие абсолютного слуха, которое сопровождается «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов и, наоборот, у четвёртых – неразвитый слух, который сочетается иногда с глубоким и серьёзным интересом к музыке [5].
Психологи, педагоги, музыковеды неоднократно пытались дать определение музыкальности, ее основным признакам и их взаимосвязи. Эти концепции подкреплены методологическими позициями авторов. Гештальт-психология занимает видное место в западной психологии начала XX века. Представители этого направления утверждали, что любое психическое явление неразделимо и его компоненты не следует рассматривать отдельно. «Музыкальность – единое, всеобщее явление, не поддающееся никакому анализу и не допускающее», - утверждал известный немецкий учёный Г. Ревеш.
Б.М. Теплов считает, что музыкальность – это «составляющая музыкальной одаренности, необходимая для занятия музыкальной деятельностью и более того, она необходима для всякой музыкальной деятельности» [16, с. 53].
Способность эмоционально реагировать на музыку и сопереживать – отличительная черта музыкальности. С помощью тона и ритма выражается музыкальность произведения, оказывающее эмоциональное воздействие на слушателя. Таким образом, необходимо объединить эмоциональную и слуховую стороны музыкальности.
Проблема музыкальность, Б.М. Теплов, это качественный вопрос, а не количественный. У каждого нормального человека есть какая-то музыкальность. Главное, что должно интересовать педагога, - это музыкальность ребенка и то, как она должна развиваться, а не музыкальность того или иного ребенка [16].
Н.А. Ветлугина выделяет две основные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма. Такой подход обращает внимание на целостную связь между эмоциональным (ладовое чувство) и музыкально-слуховым компонентами. Сочетание двух способностей (двух составляющих музыкального слуха) (тонального слуха) указывает на необходимость развития музыкального слуха в тесной связи с его эмоциональной и слуховой основой [5].
К.В. Тарасова в своей книге «Онтогенез музыкальных способностей» определяет двухчастную структуру музыкальных способностей: эмоциональную реакцию на музыку и познавательную способность [3].
Эмоциональный отклик на музыку по К.В. Тарасовой определяется как базисность музыкальной структуры и ее основным показателем, поскольку музыка по своему содержанию является эмоциональным явлением [3].
Познавательные музыкальные способности, по К.В. Тарасовой, состоит из трех субструктур: сенсорных музыкальных способностей (музыкального слуха и чувства музыкального ритма), музыкального мышления (при единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальной памяти.
Любая музыкальная способность включает в себя компоненты различной сложности и в онтогенезе развивается от простых к более сложным компонентам. Но базовые компоненты любого навыка не исчезают с приходом более сложных, а продолжают развиваться. Так, например, тембровый и динамический слух – вестники основной системы музыкального слуха – производят тон, затем другой музыкальный слух и затем достигают высших уровней сложной музыкальной деятельности [10].
В музыкально-педагогической практике ведущими музыкальными способностями считаются обычно следующие три: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
В дошкольном возрасте у детей формируются необходимые качества для развития музыкальности. Восприятие музыки в этот период характеризовалось эмоциональным откликом на произведения. Маленький ребенок воспринимает музыкальное произведение как единое целое. Постепенно он начинает слышать и различать выразительную интонацию, изобразительные моменты, а затем и отдельные части произведения [10].
На четвёртом году жизни дети по-другому воспринимают музыку. Они заводят дружеские отношения с героями, которым исполняется песня, радуются, когда те исполняют радостный марш, и успокаиваются, когда слышат голос. Дети узнают знакомые песни и пьесы, называют их, различают регистры.
На пятом году жизни дети имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому они начинают активно участвовать в различной музыкальной деятельности: слушании, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и творческой игре.
В этом возрасте у ребенка появляются первые эстетические чувства, которые он испытывает, когда слушает музыку, вместе поет, участвует в играх или танцах, выражает эмоциональное отношение к тому, что делает ребенок. Поэтому приоритетными задачами являются прослушивание музыки, эмоциональное реагирование на нее, развитие умения соединять движения с музыкой в ритмических движениях [10].
К шестому году жизни дети эмоционально и естественно реагируют на музыку, и у них развивается устойчивый интерес к музыкальным выступлениям. Они выбирают не только один вид музыкальной деятельности, но и разные ее формы, например, танцуют больше, чем хороводы, у них есть любимые песни, игры и танцы. Дети могут узнать конкретные связи и ассоциации с музыкальными сценами: «Это музыка-марш, и надо играть бодро, смело». Они могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как исполняется, например, лирическая песня [13].
Таким образом, музыкальность – это черта человека, предопределяющая принятие музыки, способность к обучению музыкальной деятельности, и играющая роль комплекса самостоятельных психологических свойств. Музыкальные способности в той или иной степени можно обнаружить практически у всех людей.
1.2 Исторический аспект проблемы исследования
Чтобы проанализировать музыкальное образование как культурно-историческое явление, важно рассмотреть становление музыкального образования в документах, ее целях и музыкальных школах в разные исторические периоды.
Музыкальное образование для детей в российских дошкольных учреждениях проводились воспитателями с некоторыми музыкальными данными. Первоочередной задачей являлось развитие навыком пения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т.В. Цветкова]. – Москва: Творческий центр Сфера, 2015. – 96 с. – (Правовая библиотека). ISBN 978-5-9949-0961-4.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждения федеральной образовательной программы дошкольного образования». – Москва: Мозаика-Синтез, 2023. – 253 с.
3. Айкина, Л. П. К вопросу о развитии музыкальных способностей школьников / Л.П. Айкина // МНКО. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-muzykalnyh-sposobnostey-shkolnikov (дата обращения: 18.01.2025).
4. Аникеева, Н.Г. Игровая деятельность дошкольников в свете ФГОС ДО / Н. Г. Аникеева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/23/igrovayadeyatelnost-doshkolnikov-v-svete-fgos-do (дата обращения: 09.01.2025).
5. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. - 255 с.
6. Гордиенко, С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гординеко // Начальное образование. – 2014. – № 37. – С. 24-29.
7. Денисова, А. Б. История вопроса о развитии музыкальности у детей дошкольного возраста / А. Б. Денисова // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52240/ (дата обращения: 04.02.2025).
8. Кабанова, А.В. Принципы организации игровой деятельности дошкольников: методология и практика / А. В. Кабанова. – Липецк: Атмосфера, 2021. – 44 с.
9. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева // Образование и воспитание. – 2019. – № 2 (7). – С. 25–29.
10. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей школьного возраста / О.П. Радынова, Л.Н. Комисарова. - М.: Феникс, 2015. - 352 с.
11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для вузов, педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / О.П. Радынова. - М.: Просвещение, 2004. - 222 с.
12. Сандалова, Н.Н. Игра как средство воспитания личности дошкольника / Н.Н. Сандалова, О.П. Шуматбаева // Традиции и инновации в национальных системах образования; Материалы V Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 820-824. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48532710 (дата обращения 10.01.2025).
13. Сизова, О.А. Теоретико-методические основы развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста / О.А. Мизова, П.Э. Окунева, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodicheskie-osnovy-razvitiya-muzykalnyh-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.01.2025).
14. Скородумова, Е. А. История музыкального воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ века / Е. А. Скородумова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 38-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9533/ (дата обращения: 04.02.2025).
15. Сухорукова, И.М. Проблема развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста / И.М. Сухорукова // Universum: психология и образование. 2018. №10 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-muzykalnyh-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.01.2025).
16. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
17. Тишининова, ЕА. Психологическое особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста / Е. А. Тишининова // Скиф. – 2022. – №3 (67). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.01.2025).
18. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. - М: Академия, 2018. - 224 с.
19. Чарушина, Н. В. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) / Н. В. Чарушина // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89608/ (дата обращения: 18.01.2025).