Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Семья является одним из основных институтов современного общества. Семья – это та ячейка, роль которой заключается в осуществлении важных социальных функций. В то же время, семья – это источник прироста населения, поскольку именно через семью продолжается продолжение человеческого рода. В семьях воспитывают новое поколение и закладывают основы для формирования зрелой личности. Через семью передают нравственные представления и ценности социального общества.
Современная система социального образования и воспитания выстроена в строгом соответствии с нормативно-правовой базой. Любая социальная деятельность осуществляется на основе законодательства, международного, федерального и регионального уровней. Это происходит независимо от того, с какими категориями населения работают социальные службы [4].
К актуальным документам международного уровня относят «всеобщую декларацию прав человека 1948 года», «Конвенцию ООН о правах ребёнка 1989 года», «Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооружённых конфликтов» и др. Тем не менее, практика показывает, что существует необходимость в создании более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семей с детьми.
В обществе возникают ситуации, когда сами семьи и дети в семьях нуждаются в поддержке государства. Периодически некоторые семьи попадают в сложные жизненные ситуации и причин этому не мало. Чаще всего это неполные семьи, где достаточно мал семейный доход. Это могут быть семьи беженцев или вынужденных переселенцев, семьи безработных или семьи с детьми-инвалидами, неблагополучные или многодетные семьи. У таких семей часто возникают похожие проблемы – финансовые, медицинские, проблемы с трудоустройством и др.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость разработки методических рекомендаций по проведению занятий с применением активных методов обучения по дисциплине «Технологии социальной работы с семьёй с детьми».
Объект исследования: социальная работа с семьями с детьми.
Предмет исследования: методические рекомендации по проведению занятий с применением активных методов обучения по дисциплине «Технологии социальной работы с семьёй с детьми».
Задачи:
1. Провести анализ понятия активные методы обучения и их особенности в условиях социальной работы.
2. Изучить условия реализации дисциплины «Технология социальной работы с семьёй с детьми».
3. Описать организационные условия по использованию активных методов обучения (на примере фрагмента занятия по теме «Технология социальной работы с семьёй с детьми»).
4. Предложить методические рекомендации по проведению активных методов обучения при работе с семьями с детьми в условиях социальной работы.
Практическая значимость работы заключается в обеспечении возможности деятельности социальных работников, специалистов в области социальной работы, студентов вузов и колледжей, обучающихся по направлениям социальной работы, с представленными методическими материалами, касающихся применения активных методов обучения при работе с семьями, имеющих детей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и социально-психологической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
В современном обществе чрезвычайно востребована социальная работа с различными категориями населения. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности позволяет оказывать государственное и негосударственное содействие человеку, или группе людей, с целью предоставления им социальной помощи. Это позволяет обеспечить необходимый культурный, социальный и материальный уровни жизни тому, кто испытывает в этом необходимость.
Социальная работа с населением – это вид профессиональной деятельности, который направлен на жизнеобеспечение и улучшение качества жизни отдельных слоёв населения в обществе. Социальная работа осуществляется государственными, региональными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями. Социальная работа ведётся на диагностическом, коммуникативном уровне, по месту жительства семьи, или в трудовых коллективах [11].
Исследования в данной области позволяют определить сущность и реальную деятельность социальных работников с той, или иной группой населения. Малообеспеченные группы и категории населения, в которых могут быть несовершеннолетние дети, могут включать в себя безработных людей, низкооплачиваемых работников, многодетные семьи, людей с инвалидностью и др. речь идёт о всех уязвимых группах населения, и прежде всего, о малообеспеченных семьях, где растут дети.
Семья – это один из наиболее старых институтов человеческого сообщества. Семья за время своего существования прошла достаточно сложный путь своего развития. Семья была и остаётся той ячейкой общества, которая осуществляет наиважнейшие социальные функции. И можно говорить о том, что чаще всего речь идёт о семьях, как малообеспеченных группах населения. Причины этого могут быть самые различные.
В обществе нередко возникают ситуации, когда сами семьи и дети в семьях нуждаются в поддержке государства. Периодически некоторые семьи попадают в сложные жизненные ситуации и причин этому не мало. Чаще всего это неполные семьи, где мал семейный доход. Это могут быть семьи беженцев или вынужденных переселенцев, семьи безработных или семьи с детьми-инвалидами, неблагополучные или многодетные семьи. У таких семей часто возникают похожие проблемы – финансовые, медицинские, проблемы с трудоустройством и др.
Для решения подобного рода проблем, практически во всех государственных структурах функционируют различного рода программы социальной работы с несовершеннолетними детьми, которые, по каким-либо причинам остаются без должного надзора со стороны взрослых и имеют склонность к девиантному поведению [5].
Работа такого рода с несовершеннолетними, и их семьями, приобретает технологичный характер, поскольку запросы на социальную работу лишь возрастают с течением времени. С населением проводят всевозможные тестирования и анкетирования. К документам нормативного уровня, регулирующим права ребёнка относится Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ, от 24.07.1998 г.
Качество жизни и экономический прогресс страны можно оценивать по степени благополучия членов общества и социума. В обществе часто возникают ситуации, когда люди нуждаются в поддержке государства. Периодически некоторые люди попадают в сложные жизненные ситуации и причин этому не мало. В настоящее время существует много видов семей, в которых могут возникнуть сложности с воспитанием детей. Это может быть:
-многодетная семья;
-семья, где родители находятся в разводе;
-семья, где ребёнка воспитывает один родитель;
-пьющая семья;
-родители имеют судимость и др.
Как объект социальной работы такие семьи сталкиваются с большим количеством проблем. Эти проблемы могут носить самый разнообразный характер. Проблемы могут быть связаны с материально-жилищным обеспечением семьи, или неэффективностью ее психолого-педагогического потенциала и др. [12].
Наличие дисфункции делает проблемную семью и детей, которые в ней растут, объектом социальной работы. Социально-экономические проблемы семьи в России связаны с общим состоянием государственной социальной политики. Ключевыми проблемами в таких семьях остаются проблемы материального характера, поскольку в такой семье работает либо один родитель, либо не работает никто из родителей. Проблемы таких семей можно охарактеризовать следующим образом:
-недостаток денежных средств;
-плохие жилищно-бытовые условия;
-проблемы с устройством детей в образовательные организации и др.
В каждой семье есть свои проблемы, которые могут носить самый разнообразный характер. Необходимо понимать потребности каждой такой семьи и организовывать соответствующие меры государственной поддержки. Такого рода проблемами занимаются социальные службы и социальные работники.
Одним из ключевых аспектов социально-экономических проблем неполной семьи является эмоциональное состояние членов этих семей, что, несомненно, влияет на поведение ребёнка.
Материальные проблемы могут порождать хронический стресс подростка, поскольку он уже достаточно большой для того, чтобы понимать, что именно его отличает от других детей. Это не может не отражаться на жизнеспособности семьи, поскольку в данном случае затруднена социализация такой семьи. Это часто негативно отражается на эмоциональной сфере всех членов семьи, но в первую очередь – это отражается на благополучии детей в таких семьях [20].
Несомненно, в таких случаях существуют проблемы воспитания ребёнка, или детей. Специалисты социальных служб говорят о том, что нельзя говорить про всех, к примеру, одиноких родителях с позиции неспособности благополучно социализировать своего ребенка. В обществе, несомненно, присутствует некая дискриминирующая норма по отношению к неполной семье, в сравнении с полной семьёй.
Недостаток традиционного воспитания не может являться единственным препятствием на пути формирования социально приемлемой личности. В таких вопросах окружающие всегда категорично настроены в вопросе качества воспитания детей в неполных семьях. Часто можно услышать о том, что, к примеру, ребенок без отца обречен на умственное отставание и моральную неполноценность и др.
Специалисты в области социальной работы считают такую позицию антигуманной. Они всячески стремятся поддерживать любые проблемные семьи. Отсутствие одного из родителей может сказываться на компенсации недостающего отцовского или материнского влияния, но сам по себе факт «неполноты» семьи не является неизбежным признаком неполноценного воспитания ребенка.
Однако нужно заметить, что примеров неблагополучного воспитания детей в неполных семьях достаточно много. Проблемы, связанные с воспитанием детей в неполных семьях, являются достаточно частыми, что становится актуальным для проблемной семьи как клиента в области социальной работы.
Отсюда вытекают проблемы психоэмоционального климата в семье и зависят они от степени доверительности в отношениях между ребенком и родителем. В этих вопросах социальный работник, педагог или психолог может помочь несовершеннолетнему ребёнку. Его задачей является оказание социальной помощи при выстраивании оптимальных отношений между родителем и ребёнком. Между членами семьи должна быть налажена эффективная коммуникация, что в свою очередь скажется на благополучии ребёнка.
Социальные службы реализуют необходимые виды работы со всеми семьями, которые имеют детей и, по каким-либо причинам нуждаются в социальной поддержке. В качестве актуального метода работы специалисты социальных служб используют занятия, где применяют активные методы обучения [9].
Под активными методами обучения в условиях социальной работы понимают использование всех тех методов, которые направлены на формирование у субъекта тех, или иных личностно значимых свойств и качеств. В зависимости от поставленных целей на занятии, предполагается использование тесной связи теории с практикой и создание атмосферы сотворчества и совместной продуктивной деятельности.
В качестве активных методов специалист социальной службы или социальный педагог в своей профессиональной деятельности может использовать дискуссионные методы, игровые методики и технологии, тренинги и тренинговые занятия. Все эти методы и приёмы предусматривают активное участие субъекта в процессе проведения занятия.
Необходимо также рассмотреть основные направления социально-педагогической деятельности образовательной организации. Прежде всего, речь идёт об образовательно-воспитательном направлении работы организации. В современном социуме большую роль по оказанию помощи семье воспитанников оказывает образовательная организация. Такого рода функции выполняет социальный педагог, который также имеет возможность проводить занятие с воспитанниками и использовать при этом активные методы обучения. Организации необходимо обеспечить целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей. Организация стремится полноценно использовать все имеющиеся в воспитательном процессе средства и возможности педагогического коллектива [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.
2. Бурменская, Г.В. Возрастно - психологический подход к консультированию детей и подростков / Г. В Бурменская., Е. И Захарова., О. А Карабанова - М.: 2015. - 206 с.
3. Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Ганишина. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2020. – 283 с.
4. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России:
Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. / Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. - М.: Издательство БЕК, 2022. - 560 с.
5. Зыбина, Г.В. Социальные технологии работы с семьями / Г.В. Зыбина. - Социальная работа, 2017. - N5. – С. 30-32.
6. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. Пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.
7. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько - М.: АРГУС, 2009- 267 с.
8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
9. Николаева, А. Е. Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия, в учреждениях социальной защиты / А. Е. Николаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 722-725. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38327/ (дата обращения: 23.01.2025).
10. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки
специалистов. Учеб. пособие /В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 236 с.
11. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие / Олиференко Л.Я., Шульга Г. И., Дементьева И. Ф. - М.: Издательский центр «Академия», - 2016. - С. 59-62.
12. Павленок, П.Д., Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра – М. - 2009. - 560 с.
13. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие / П.Д. Павленок. - 9-е изд. испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 568 с.
14. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2013. - С. 295 - 296.
15. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
16. Ступакова, Л.В. Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как объект социальной работы / Л.В. Ступакова, В.В. Ильинский, М.Д. Масанова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 188-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9141/ (дата обращения: 22.01.2025).
17. Тюрина, Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей
[Электронный ресурс]: учеб. пособие. – СПб.: Санкт-Петербург-
ский гос. ин-т психологии и социальной работы, 2012. – 164 с. – Ре-
жим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277350(дата обращения: 23.01.2025).
18. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие / М.В. Фирсов. - М.: Владос. - 2011. - С. 126-129.
19. Федотова, Н.И. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей / Н.И. Федотова, М.Д. Масанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11807/ (дата обращения: 23.01.2025).
20. Федотова, Н.И. Роль семьи как социального института в социализации детей / Н.И. Федотова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34591/ (дата обращения: 22.01.2025).
21. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2015. - 212с.
22. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа. Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К. - 2015. - 292 с.
23. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / Целуйко В.М. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 272 с.
24. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи [Текст] / Целуйко В. М. Изд – во «Феникс» Ростов - на – Дону, 2014. – 184 с.
25. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие / Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. – 254 с.