Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Самбо, как вид спорта, отличается высокой динамичностью, инициативностью, самостоятельностью, эмоциональной насыщенностью, возможностью демонстрации борцом индивидуальной двигательной техники, одаренности.
Самбо является эффективным средством как развития двигательных качеств (ловкости, точности, быстроты и др.), так и воспитания личностных качеств: целеустремленности, уверенности, проявления волевых качеств.
Возможности борьбы самбо на различных соревнованиях, в разном количественном составе команд, по упрощенным правилам или строго регламентированным, высокий эмоциональный фон борьбы, обеспечивают еще большую привлекательность к данному виду двигательной активности, как у детей, так и взрослых, независимо от их индивидуального опыта физкультурно-спортивной практики. Успехи современного российских борцов, прежде всего, определяются эффективностью подготовки юного поколения.
Появляются новые методики тренировки; совершенствуются методики отбора и выявления на ранних этапах спортивной одаренности юного самбиста и выбора его технического набора приёмов; выявляются организационный и методический уровни подготовки спортивного резерва, определяющих дальнейшую спортивную успешность борца. Специалисты борьбы заинтересованы не только в создании новых технологий и методик спортивной тренировки юных самбистов, но и в конверсии раннее разработанных методов тренировки в современный тренировочный процесс
От грамотной стратегии построения подготовки самбистов в спортивной тренировки, затрагивающей многие аспекты теории и методики спортивной борьбы, будет зависеть рост уровня подготовленности и соревновательные результаты спортсменов.
С одной стороны, построение спортивной подготовки самбистов должно опираться на современные эффективные методики, программы и технологии спортивной тренировки.
С другой стороны, в настоящее время подготовка самбистов содержит в себе существенные элементы неопределенности, осложненные наличием большого разнообразия методологических подходов и концепций к построению подготовки борцов.
В связи с этим для эффективного построения подготовки самбистов требуется серьезный анализ современных подходов к планированию и реализации тренировочного процесса.
Аналитический обзор литературы показал, что при построении различных циклов подготовки в спортивных единоборствах специалисты опираются на фундаментальные подходы к периодизации спортивной подготовки, руководствуясь научно-обоснованными положениями тренировочного и соревновательного процесса спортсменов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс самбистов.
Предмет исследования: спортивная подготовка единоборцев в соревновательный период.
Цель работы – раскрыть техническую подготовку спортсменов-самбистов в соревновательный период.
В соответствии с темой и целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть общую характеристик вида спорта-самбо
2. Обозначить основные принципы периодизации тренировочного процесса по самбо.
3. Охарактеризовать соревновательных период спортивной тренировки.
4. Рассмотреть основы технической подготовки спортсменов-самбистов в соревновательный период.
Методы исследования:
-метод анализа научной и методической литературы.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в научном обосновании значимости соревновательного периода в подготовки спортсменов-единоборцев.
Особенности структуры. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
В настоящее время популярным видом спорта являются единоборства. Самбо как вид спорта во многом универсален и позволяет научиться владеть телом и гармонично развивать как физические качества, так и духовно-нравственные свойства личности.
Самбо - это комплекс физических упражнений, сочетающий в себе общее и специализированное обучение во взаимодействии с психологическими принципами, которые предполагают достижение более высоких ценностей через систему физической культуры, физического и психического самосовершенствования. Кроме того, практика боевых искусств как системы физического воспитания обучения занимает много лет .
Боевые искусства, такие как самбо, не имеют значительных ограничений, поэтому элементы самбо были введены в теорию и практику физического воспитания детей и подростков.
Следует отметить, что заимствованные элементы самбо не должны быть механическими, а только избирательными, а это означает, что наиболее успешные методы, способы достижения целей и улучшения движений предпочтительнее функциональных и умственных способностей. Самбо состоит из 3 секций, которые дополняют друг друга-спортивного, военного оборудования и средств самообороны .
Самбо-отличное средство для физического развития и закалки. Это технический вид спорта с точки зрения разнообразия и количества технико-тактических действий и возможностей. Самбо-самый богатый из всех стилей борьбы, культивируемых в настоящее время в мире.
Современное самбо, сохраняя в своей структуре два направления: спортивное и боевое, является воплощением преемственности поколений в сохранении российских традиций в спорте, а также выступает состоявшейся системой воспитания гражданственности, патриотизма и высоких личностных качеств.
В процессе подготовки спортсменов самбо происходит всестороннее физическое развитие личности, подразумевающее формирование двигательных навыков и умений: ловкости, силы, выносливости. Развиваются способности мышления, чему способствует необходимость выработки тактики борьбы спортсменами с учетом собственных ресурсных возможностей и характеристик соперника.
Решение задач подготовки спортсменов самбо осуществляется не только на основе уже доказавших свою эффективность приемов борьбы, но и с помощью постоянного поиска новых методов достижения результатов]. Это гармонично интегрируется с философией самбо, включающей в себя нацеленность на постоянное развитие и совершенствование.
Сохранение традиций самбо и их рациональное обогащение новыми подходами, приемами и техниками имеет целью достижение максимальных спортивных результатов и становится возможным с помощью использования инновационных подходов к пониманию человеческих возможностей и способов их развития.
Учет последовательности и поступательности в освоении самбо имеет основополагающе значение, что выражается в этапности подготовки спортсменов: - начальной подготовке с периодами до года или свыше года, длительностью два года; - спортивной специализации (тренировочном этапе) с периодами до и свыше двух лет, длительностью четыре года; - совершенствовании спортивных навыков, не имеющем ограничений по продолжительности; - достижении высшего спортивного мастерства, также не имеющего ограничений в продолжительности.
Каждый этап направлен на решение определенных, строго превалирующих задач. Безусловно, недооценивать важность начального периода подготовки спортсмена невозможно.
Именно начальная подготовка позволяет правильно оценить ресурсные возможности спортсмена, его перспективы, а также индивидуализацию обучения и спортивного воспитания.
Допустимые оптимальные объемы физических нагрузок на начальном этапе освоения самбо приведены в Таблице 1.1.
Как видно из Таблицы 1.1, в процентном соотношении общая и физическая подготовка, а также технико-тактическая занимают ведущее место – 33% и 45% соответственно.
Современное состояние зрелищности единоборств и спортивной борьбы предъявляет новые требования по совершенствованию правил соревновательной деятельности соответствующего вида спорта. Несомненно, это – движитель развития спортивного мастерства и адаптации самбистов к реалиям нововведенных правил соревнований.
Соответственно, подготовка к ним также будет изменяться. На заседании исполнительного комитета Международной федерации самбо (FIAS) 1 октября 2019 года были приняты изменения регламента организации и проведения официальных соревнований, правила которых вступили в силу 1 января 2021 года.
Основные нововведения затронули изменение весовых категорий, порядка проведения церемонии взвешивания борцов, систему судейских оценок при проведении завершающих атаку приемов самбистами в положении стоя и партера (атакуемого) и др.
Изменение наименований весовых категорий участников соревновательной деятельности по самбо коренным образом повлияют на соответствующую тренировочную и внетренировочную деятельность спортсменов.
Например, с переходом в более легкую весовую категорию возникает проблема адаптации организма борца во время с гонки веса.
С большой долей вероятности, кардинально изменятся процессы педагогического управления всех видов спортивной подготовки (технико-тактической, физической, психологической и др.).
Таким образом, при переходе самбиста в другую весовую категорию значительно измениться «двигательное качество» борьбы, что требует значительных изменений в методике подготовки спортсменов к соответствующей соревновательной деятельности.
Немаловажным нововведением в раздел IV «Правила судейства» является структурно-содержательные характеристики, касающиеся бросков соперника, находящегося в положении «лежа».
Атакующий при этом, до проведения броска (до начала падения противника) должен находиться в положении «стоя». Возникает возможность и необходимость разработки новых тренировочных заданий технико-тактической подготовки занимающихся, а также самих технических действий (приемов) проведения броска. Эпизоды противоборства «на краю ковра» всегда проявлялись сквозь призму технико-тактической подготовки борцов, особенно самбистов высокого класса. Следовательно, тренировочные задания по решению данных эпизодов нуждаются в углубленном рассмотрении, анализе и синтезе технико-тактических действий .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амплеева В.В., Воронкова Е.В. Технико-тактическая подготовка юных спортсменов // Аллея науки. 2019. Т. 4. № 15. С. 718.
2. Андрущишин И.Ф. Специальная структура личности и физическая подготовленность спортсменов высокой квалификации / И.Ф. Андрущишин, С.Ж. Сапиев, Ю.П. Денисенко, А.А. Гераськин // Теория и методика физической культуры. – 2019. – № 4. – С. 50.
3. Воронин С.М. Подготовка студентов-самбистов весенний соревновательный период /С.М. Воронин //Теория и практика физической культуры.2021. №7. С.18.
4. Герасимов А.А. Теоретические аспекты, способствующие воспитанию целевой точности ударных движений в спортивных единоборствах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (164). С. 66.
5. Гилязов Р.Р., Калугина Г.К. Формирование защитных навыков у детей 9-11 лет, занимающихся рукопашным боем // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии: материалы Всероссийской научнопрактической конференции магистрантов (Челябинск, 12 апреля 2019 года). Челябинск, 2019. С. 17.
6. Дахновский В. С. Совершенствование технико-тактической подготовки дзюдоистов / В. С. Дахновский, А. В. Еганов // Спортивная борьба. -М.: Физкультура и спорт, 2017. 100 с.
7. Карпман В.Л. Спорт в медицине /В.Л. Карплан.. – М., 2016. 400 с.
8. Климачёв В.А. Техническая подготовка боксеров /В.А. Климачев. СПб., 2013. - 123 с.
9. Кобрицова Л.Н., Губанова В.И. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы легкоатлетов и борцов / Л.Н. Кобрицова, В.И. Губанова // Оптимизация функций организма при мышечной деятельности: сб. науч. ст. – Алма-Ата, 2009. С. 68.
10. Мальцев Г.С. Модель построения годичного цикла подготовки самбистов-юниоров на основе блоковой периодизации спортивной тренировки /Г.С. Мальцев. Автореферат. 2020.
11. Мартин А.А. Специфика технико-тактической подготовки самбистов-юниоров высокой квалификации с учетом изменений правил соревнований международной федерации самбо /А.А. Мартин //Вопросы педагогик. 2021. С.157.
12. Маслов А.А. Восточные боевые искусства./А.А. Маслов. М, 2013. - 424 с.
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев. [3-е изд., перераб. и доп.] – М.: Физкультура и спорт, Спорт Академ Пресс, 2013. 544 с.
14. Руденко Г.В., Мокеев Г.И. Особенности комплексной подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2019. № 5. С. 53.
15. Степанов С.В. Единоборства как средство развития личности / С.В. Степанов, Е. В. Головихин. - Екатеринбург: ООО Универсальная Типография «Альфа Принт», 2018. - 649 с.
16. Сюньков В.Ф. Планирование спортивной тренировки борцов самбо по циклам /В.Ф. Сюньков //Обществознание и социальная психология. 2022. №12-2. С.2-9.
17. Табаков С.Е. Организационно-методические рекомендации к примерной дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «самбо» /С.В. Табаков. М. 2021.
18. Туманян Г.С. Повышение эффективности выполнения техникотактических действий высококвалифицированных самбистов на основе регуляции эмоциональных состояний: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2019. 24 с.
19. Чебан Н.В. Физическая подготовленность спортсменов на начальном этапе подготовки / Н.В. Чебан // NovaInfo, 2020. - № 119. С. 22.
20. Южаков Д.А. Планирование тренировочного процесса в рукопашном бое // Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности: Сборник научных трудов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Саратов, 2019. С. 213.