Фрагмент для ознакомления
2
Прежде, чем перейти к рассмотрению понятия бухгалтерской отчетности, сформулируем в целом понятие бухгалтерского учета.
Под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об учетных объектах в соответствии с установленными требованиями и составление на ее основе бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Данное определение отражает основные этапы учетного процесса: сначала информация об учетном объекте собирается, потом регистрируется, затем осуществляется дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям в виде отчетных форм. Все организации обязаны вести бухгалтерский учет и составлять на его основе бухгалтерскую отчетность. Исключение составляют только индивидуальные предприниматели, которые освобождены и от того, и от другого.
Формирование отчетности является завершающей стадией учетного процесса. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих в обобщенном виде имущественное и финансовое положение, а также результаты деятельности организации за истекший период. Своим содержанием она должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, то есть информацию, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Внешними пользователями бухгалтерской отчетности могут являться:
- владельцы (акционеры) компании, которые нуждаются в достоверной и полной информации о состоянии бизнеса;
- государственные органы (в том числе для целей налогообложения и ведения статистического учета);
- банки, иные кредитные и инвестиционные организации;
- поставщики и покупатели, клиенты компании;
- сотрудники компании.
Бухгалтерская отчетность часто выступает связующим звеном предприятия с внешней средой. Как правило, основной задачей предоставления данных является привлечение финансовых средств на финансовых рынках. И от того, как будет представлена информация, во многом зависит дальнейшая стратегия развития предприятия. Ответственность за это возлагается на финансовых менеджеров высшего звена. Прежде чем передавать информацию внешним пользователям, они обязаны знать, как это повлияет на принимаемые заинтересованными лицами решения.
Основным регламентирующим документами по вопросу формирования бухгалтерской отчетности является Федеральный закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно нему, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Формы отчётности должны составляться исключительно на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43Н (ред. От 08.11.2010 г.) было утверждено «Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Оно регламентировало состав бухгалтерской отчетности, основные требования к ее составлению, правила оценки статей и иные определения.
Приказом Минфина России от 04.10.2023 г. № 157Н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 1/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», зарегистрированного в Минюсте России 21.03.2024 г. № 77591, действие вышеназванного Положения отменяется. Но новый стандарт подлежит к применению начиная с бухгалтерской отчетности за 2025 год. Формирование отчетности за 2024 г. регламентировано предыдущим нормативным актом.
Своим содержанием Федеральный стандарт 1/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» устанавливает:
- состав и содержание информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
- состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
Основные требования к бухгалтерской отчетности, регламентированные федеральным законодательством, можно сформулировать следующим образом:
- требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными документами РФ;
- требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими;
- требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельный баланс;
- требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства содержания и форм от одного периода к другому;
- в соответствии с требованием сопоставимости в отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными в предшествующем периоде;
- требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в нашей стране принят период с 1 января по 31 декабря включительно, расчетный год совпадает с календарным. Но, в зависимости от категории субъекта предпринимательства, также предусмотрено формирование промежуточной отчетности, последовательно, нарастающим итогом, периодом для которого является квартал;
- требование правильности оформления связано с соблюдением формальных принципов: отчетность формируется в рублях, на русском языке, содержит обязательный атрибут в виде подписи руководителя.
Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявленным к ней требованиям, должно быть обеспечено соблюдение следующих ключевых условий:
- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета;
- осуществление записей хозяйственных операций в учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов.
1.2 Структура и элементы бухгалтерской отчетности
Годовая бухгалтерская отчетность, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Но в полный состав, который должны сдавать все компании среднего и крупного бизнеса, входит пять форм отчётов:
- бухгалтерский баланс;
- отчёт о финансовых результатах;
- отчёт об изменениях капитала;
- отчёт о движении денежных средств;
- пояснения к бухгалтерской отчётности.
В своем исследовании мы остановимся на первой форме бухгалтерской отчетности – бухгалтерском балансе и второй форме – отчете о финансовых результатах.
Баланс, который мы рассмотрим более подробно, является главной формой бухгалтерской отчетности, которая характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
Бухгалтерский баланс - метод бухгалтерского учета на предприятии, позволяющий обобщить имеющуюся информацию о состоянии имущества и источниках формирования средств в денежном выражении на конкретную дату. Баланс отражает равенство этих сторон. Он представляет собой двухстороннюю таблицу, включающую в себя отдельные разделы и статьи (Приложение 1). Левая сторона таблицы, называемая «активом», содержит сведения о составе и размещении хозяйственных средств. Правая сторона, называемая «пассивом», содержит сведения об источниках этих средств.
Основными элементами бухгалтерского баланса являются статьи. Статья – это показатель того или иного актива или пассива баланса, которая содержит стоимость отдельных видов имущества или их источников. Балансовые статьи объединены в однородные группы, а группы в разделы согласно их экономического содержания.
Равенство итогов актива и пассива бухгалтерского баланса называется основным балансовым равенством. Итоги активов и пассивов баланса называют валютой.
Актив баланса представлен двумя разделами: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» в соответствии с экономической группировкой. Статьи в активе баланса располагаются в определенной системе – по степени предполагаемой ликвидности, то есть легкости, с которой активы могут быть обращены в наличные деньги. Для российской практики учета характерно расположение статей актива в порядке возрастающей ликвидности. Сначала приведены показатели наиболее тяжелых активов, затем оборотные активы и наличные денежные средства, являющиеся наиболее ликвидными.
Внеоборотные активы отражаются в первом разделе актива бухгалтерского баланса и включают в себя:
- основные средства;
- оборудование к установке;
- нематериальные активы;
- незавершенные капитальные вложения;
- долгосрочные финансовые вложения.
Основными средствами на практике учета называют средства труда, за исключением малоценных и быстроизнашивающихся предметов, служащим менее 1 года и стоимостью до установленного законодательством предела. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму.
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход. К ним относятся: права пользования, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки и т.д. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, по мере амортизации.
В состав капитальных вложений включают затраты на строительно-монтажные работы, проектно-изыскательские работы и т.д.
К финансовым вложениям относят инвестиции организации в ценные бумаги и доли (участие) в других юридических лицах на срок более 1 года.
Оборотные активы отражаются во втором разделе актива бухгалтерского баланса. Они состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в текущих расчетах с дебиторами. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, готовая продукция. Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе, на расчетном счете и других счетах в банках. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей и заказчиков, а также задолженности подотчетных лиц.
Пассив включает три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства». Обязательства располагаются по срочности их возврата: сначала приведены долгосрочные обязательства, а затем краткосрочная кредиторская задолженность перед поставщиками, перед собственным персоналом по оплате труда и т.д.
По источникам (виду капитала) имущество организации подразделяют на собственное и заемное.
Собственный капитал (раздел III) показывается в порядке его постоянства. Он представляет собой чистую стоимость имущества, определяемую как разницу между стоимостью активов и обязательствами. Собственный капитал – это все находящееся в собственности организации имущество, включая уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенную прибыль.
Заёмный капитал – имущество, полученное в виде долгового обязательства. В отличие от собственного капитала, имеет конечный срок и подлежит безоговорочному возврату. Заёмный капитал подразделяется на краткосрочный (до одного года) и долгосрочный, соответственно отражается в четвертом и пятом разделе пассива бухгалтерского баланса.
Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции, вызывают изменения в ресурсах баланса или источниках их образования, но не нарушают равенства итого актива и пассива баланса, в то время как суммы статей, а также валюта баланса могут меняться. Это происходит вследствие того, что всякая операция затрагивает две статьи баланса, которые могут находиться как одновременно в активе и в пассиве, так обе – в активе или обе – в пассиве.
Отчет о финансовых результатах – вторая форма отчетности (Приложение 1). В данной форме отражают сведения о доходах и расходах компании за отчётный период, а также информацию о её прибыли или убытках. Отчет составляется по принципу начисления, доходы и расходы учитываются в момент совершения операции.
Доходами считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников.
Под расходами понимается уменьшение экономической выгоды в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятием собственниками.
Все доходы и расходы отчета о финансовых результатах разделены на три группы по виду операций:
- операционные - доходы и расходы от основной деятельности компании;
- неоперационные - доходы и расходы от прочей деятельности компании, например, инвестиционной;
- финансовые или процентные - доходы и расходы от финансовой деятельности компании. Например, это, платежи по банковским кредитам или процентный доход по депозитам.
Финансовый результат деятельности, то есть прибыль или убыток, рассчитывается как разница между доходами и расходами. Отчет о финансовых результатах призван показать пользователю порядок четырех видов прибыли:
- валовой прибыли;
- прибыли от продаж;
- прибыли до налогообложения;
- чистой прибыли.
Две основные формы бухгалтерской отчетности - баланс и отчет о финансовых результатах - связывают показатели нераспределенной и чистой прибыли. При проверке правильности заполнения отчета о финансовых результатах используют следующее равенство:
Нераспределенная прибыль отчетного года = Нераспределенная прибыль предыдущего периода + Чистая прибыль отчетного периода
Однако, данное равенство может не соблюдаться при распределении дивидендов, в таком случае оно приобретает вид:
Нераспределенная прибыль отчетного года = Нераспределенная прибыль предыдущего периода + Чистая прибыль отчетного периода - Выплаченные дивиденды
Очень важным является вопрос определения критериев признания элементов финансовой отчетности. Признание - это включение в балансовый отчет или в отчет о финансовых результатах отдельных статей, отвечающих определению элементов финансового отчета. Для этого существуют два критерия: