Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1 Общее недоразвитие речи как речевое нарушение 6
1.2 Состояние устной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 8
1.3 Состояние письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 11
Глава 2. Создание работы по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 16
2.1 Работа по формированию пространственно-временных отношений у детей с общим недоразвитием речи 16
2.2 Работа по формированию лексико-грамматического строя речи 21
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
В наше время выявляется тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития. Как отмечает Р. Е. Левина, недостатки речевого развития проявляются в нарушении звукопроизношения, затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Благодаря полноценному речевому общению происходит социальный контакт между людьми, речевая деятельность ребенка способствует гармоничному и правильному развитию высших форм познавательной деятельности. Преимущественно речевые нарушения являются следствием органических поражений центральной нервной системы в перинатальном периоде.
Актуальность – речевое развитие остается одним из наиболее актуальных проблем в дошкольном возрасте. Задержки или препятствия в развитии языка ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Дети, которые не могут хорошо говорить, осознают свои недостатки, становятся тихими, застенчивыми и нерешительными и испытывают трудности в общении с другими людьми. Речевые дефекты отражаются на всех видах речи – устной и письменной.
Письмо - трудная, систематическая, умственная и произвольная работа, которая базируется на работе структурных и функциональных компонентов и многими психологическими функциями. Письмо непосредственно связано с устной речью и реализуется только на основе достаточного уровня качества ее развития. Однако формирование устной речи является лишь одной из предпосылок успешного усвоения письма.
Ряд авторов (А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова) отмечает, что нарушения письма у детей младшего школьного возрастас общим недоразвитием речи наблюдаются значительно чаще. У таких детей значительно задерживаются фонематические процессы, выявляется скудный словарный запас, нарушения грамматические операции, что создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала как практических обобщений об основном строении слов. У ребенка с нормальным речевым развитием они развиваются до школьного возраста.
Проведенные исследования показывают, что работу по формированию полноценных письменных навыков необходимо осуществлять еще в дошкольном возрасте. С детьми с общим недоразвитием речи необходимо осуществлять комплексное сопровождение по профилактике нарушения письма.
Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования – определение особенностей и направлений профилактики нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – рассмотреть особенности профилактики нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – предпосылки нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности профилактики нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть общее недоразвитие речи как речевое нарушение;
Описать состояние устной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
Описать состояние письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
Разработать рекомендации по организации работы по формированию пространственно-временных отношений у дошкольников с общим недоразвитием речи;
Разработать рекомендации по организации работы по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: сбор, анализ психолого-педагогической, коррекционной, методической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью применения представленных направлений и методов профилактики нарушений письменной речи в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Структура работа: работа состоит из введения, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Общее недоразвитие речи как речевое нарушение
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу, которая чрезвычайно неоднородна по этиологии, патогенезу и степени выраженности патологии.
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многомерных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом исследователей Научно-исследовательского института дефектологии, ныне Научно-исследовательский институт коррекционной Педагогика (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.М. Жаренкова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.) [3].
Причиной общего недоразвития речи также могут быть нарушения двигательной речи, связанные с органическими поражениями или недоразвитием определенных частей центральной нервной системы, а также нарушения структуры и функции артикуляционного аппарата.
Вариативные нарушения речи у детей с ОНР позволили Р.Е. Левиной представить типологию классификации ОНР по структуре дефекта. Так автор выделил три основных уровня проявления ОНР:
– ОНР I уровня характеризуется полным отсутствием или частичным присутствием речи у ребенка (в виде отдельных слов);
– ОНР II уровня – при таком уровне речевая активность ребенка заметно увеличена. Ребенок способен общаться как посредством отдельных слов, так и формировать из них фразы;
– ОНР III уровня – дети с таким уровнем развития патологии характеризуются развитием фразовой речи, расширенным словарным запасом, но наличием грамматических, фонетических, лексико-семантических ошибок [17].
В работах Т.Б. Филичевой представлен еще один вариант речевого развития детей с общим недоразвитием речи – общее недоразвитие речи IV уровня. Данный уровень автор оценивает, как способность детей к самостоятельной речи, но с наличием негрубых лексико-грамматических ошибок [25].
Работы В.К. Воробьевой, В.П. Глухова показали, что дошкольники с ОНР имеют отставание от своих нормотипичных ровесников в овладении последовательными монологическими речевыми навыками. Эти дети испытывают трудности с планированием развернутых выражений и языковых проектов. Для их высказываний (повествований, рассуждение) характерны: нарушение связности изложений, семантические недостатки, лексические трудности, низкий уровень выразительности речи, многочисленные перекосы в построении предложений [4], [6].
Дефектная речевая деятельность знаменует собой формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Наблюдается отсутствие стабильности внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной семантической и логической памяти у детей снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции и последовательность заданий. У более слабых детей снижение отзывной активности может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной активности, взаимосвязью речевых нарушений и другими аспектами психического развития [2].
У. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной отмечают, что дошкольники с ОНР имеют коммуникативные расстройства, которые проявляются в незрелости области мотивации и потребностей. Существующие трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений [5].
У детей наблюдается некоторая задержка в развитии двигательной сферы. Когнитивная активность снежена по сравнению с нормотипичными детьми.
Эмоционально-волевая сфера: дети неуравновешенны, явление речевого негативизма, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение. Дети часто капризный.
Личность и межличностные отношения. В межгрупповом общении дети часто не участвуют, они часто избегают общения. У детей формируется низкая самооценка ввиду низкого речевого общения [18].
В силу специфики психо-физического развития детей с ОНР бедность речевого выражения вкупе с отсталостью социально-коммуникативной сферы препятствует построению полноценного диалога со сверстником и взаимодействия с ним в форме сотрудничества и кооперации.
Из-за отсутствия опыта общения дети не владеют средствами и способами коммуникации, испытывают сложности при инициировании контакта.
Фрагмент для ознакомления
3
Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения / Т.В. Ахутина. – Текст : непосредственный // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. – Москва : Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2006. – С. 14-23.
Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 34-40.
Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – Москва : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. – 154 с. – Текст : непосредственный.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. М.: ACT: Астрель, 2018. - 158 с.
Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.Ю. Секачев. – М., 2019. – 231 с.– Текст : непосредственный.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2012. 168 с.– Текст : непосредственный.
Горбенко, Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е.Л. Горбенко. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 262-264.
Громова, О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О.Е. Громова. – Текст : непосредственный // Логопед. - 2017. - № 3. - С. 26 - 32.
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.– Текст : непосредственный.
Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Феникс, 2019. – 316 с. – Текст : непосредственный.
Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.: 2020. – 86 с.– Текст : непосредственный.
Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические психологические аспекты / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 380 с. – Текст : непосредственный.
Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург :МиМ, 2010. - 286 с. – Текст : непосредственный.
Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева. – Текст : непосредственный // Изучение нарушений письма чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. – Москва : Изд-во МСГИ, 2012. - 296 с.
Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схема: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова // Университетская библиотека онлайн. М., 2019. – URL: http :// biblioclub. ru/ (дата обращения 11.01.2025). – Текст : электронный.
Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. - М., 2003. -144 с. – Текст : непосредственный.
Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.И. Левина. - М., 2012. - 311 с.– Текст : непосредственный.
Мастюкова, Е.М. Логопедия / Е.М. Мастюкова. – Москва : Просвещение, 2017. – 342 с. – Текст : непосредственный.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – Москва : Академия, 2002. – 200 с.– Текст : непосредственный.
Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : Издательство «Союз», 2004. – 240 с. – Текст : непосредственный.
Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2006. - 128 с. – Текст : непосредственный.
Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019. – 187 с. – Текст : непосредственный.
Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / А.В, Семенович. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 232с. – Текст : непосредственный.
Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. - М.: 2011. - 240 с.– Текст : непосредственный.
Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы. Логопедия. Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; под ред Л.С. Волковой, 5 книга. М.: ВЛАДОС, 2019. 480 с.– Текст : непосредственный.