Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств младших школьников 5
1.1. Анализ понятий «лидерские качества», «развитие лидерских качеств» 5
1.2. Средства и способы развития лидерских качеств младших школьников 8
Глава 2. Практические аспекты развития лидерских качеств младших школьников (на примере реализации программы «Орлята России) 13
2.1. Организационные условия развития лидерских качеств младших школьников (на примере реализации программы «Орлята России) 13
2.2. Практические рекомендации по развитию лидерских качеств младших школьников (на примере реализации программы «Орлята России) 15
Заключение 22
Библиографический список 23
Приложения……………………………………………………………...…………….27
Фрагмент для ознакомления
2
В современной образовательной среде становятся приоритетными воспитание и развитие детей. Требованиями ФГОС НОО предусмотрено не просто обучение младших школьников, но также их развитие и воспитание. Для этих целей учителя и воспитатели используют самые разнообразные средства и способы, в том числе, различные программно-проектные мероприятия, которые позволяют не просто организовать успешный досуг детей, но и формировать у них необходимые личностные свойства и качества.
Формирование у младших школьников лидерских качеств относится к такого рода воспитательным задачам. Под лидерскими качествами понимают набор качеств и навыков человека, который способен объединять других людей. Это может быть идея, которая вдохновляет многих людей на развитие, прогресс и достижение поставленных целей. К лидерским качествам относят коммуникабельность субъекта, уверенность в себе и в своей идее, взгляд в будущее и др. [12].
Лидер способен разрабатывать стратегии для достижения поставленных целей. Он часто хорошо себе представляет долгосрочную перспективу и умеет принимать решения, которые будут способствовать развитию сплочённой команды. Чаще всего лидер способен эффективно общаться со всеми участниками того, или иного процесса, вдохновлять их, слушать и слышать. Успешный лидер должен уметь принимать решения быстро и уверенно. Он должен уметь действовать в сложных ситуациях и принимать ответственность не только за свои действия, но и за результат всей команды.
Хороший лидер всегда понимает чувства и устремления своих партнёров по команде. Поддерживать их и мотивировать - это обязанность лидера. Эмпатия, которой должен обладать каждый лидер, помогает ему налаживать дружеские отношения в коллективе и повышать эффективность работы. Лидеру также необходимо уметь быстро адаптироваться к новым условиям и ситуациям, гибко реагировать на вызовы и проблемы и др. (Приложение 1).
Очевидно, что лидерские качества не сформируются сами по себе, хотя иногда субъект явно обладает какими-либо задатками и свойствами лидера. Лидерские качества, особенно в детском возрасте необходимо развивать и формировать. Большую роль в такого рода процессах играют различные детские сообщества и объединения, которые работают в рамках какой-либо долгосрочной программы или проекта [4].
Развитие лидерских качеств – это процесс постоянного самосовершенствования и осознания субъектом своих сильных и слабых сторон. Лидер должен уметь видеть потенциал в каждом члене команды и поощрять его развитие. Лидер должен быть уверенным в своих действиях и быть способным к принятию ответственности за свои решения. В процессе формирования лидерских качеств, субъекта важно научить эффективно распределять своё время между различными задачами, устанавливать приоритеты и действовать последовательно. Регулярный самоанализ и рефлексия помогают лидеру понять свои сильные и слабые стороны.
Чтобы успешно развивать лидерские навыки, важно, и необходимо постоянно учиться и расширять свой кругозор. Это можно сделать через чтение книг, участие в тренингах и семинарах, а также, через практическое применение полученных знаний в реальных ситуациях.
Детские общественные объединения - это организации, которые созданы для развития детей и подростков, для формирования их социальной компетентности, патриотических чувств и гражданской ответственности. Чаще всего любые проекты и программы для детей рассматриваются как успешное проведение их досуга. Досуговая деятельность понимается как отдых, направленный на развлечение, оздоровление и развитие индивидуальных качеств субъектов.
В период, с 2015 года государство начало предпринимать серьёзные усилия по созданию единых детских общественных организаций. Тогда, к примеру, появилось «Российское движение школьников». Это движение смогло охватить возраст детей от 8 до 18 лет. В настоящее время существует достаточно много детских и молодёжных общественных организаций. В 2022 году появилась организация - Российское движение детей и молодёжи «Движение первых». Оно объединило детей и подростков от 6 до 18 лет, а также старшее поколение в качестве наставников [18]. За весь рассматриваемый период времени происходила непрерывная трансформация общественных детских организаций:
- российское движение школьников;
-современные молодёжные объединения и движения и др.
Программа «Орлята России» - это программа развития социальной активности младших школьников. Она была разработана в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа имеет несколько направлений. К первому и основному направлению относят участие младших школьников в образовательных треках в течение всего учебного года. Участниками программы могут быть только целые классы.
Целью реализации программы является удовлетворение потребности младших школьников в социальной активности, развитии и поддержании интереса к внеурочным видам деятельности. В течение учебного года ученики под руководством учителей могут принять участие в коллективных творческих делах разных направлений и достигнуть звания «Орлёнок» в 7 треках. Рабочая программа внеурочной деятельности «Орлята России» (Приложение 2) разработана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО [23].
Реализация программы позволяет формировать у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностные знания, опыт позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей. Средствами программы у младших школьников воспитывают личностно значимые качества, лидерские, организаторские, культуру общения со сверстниками и окружающими, любовь к своему Отечеству, его истории, культуре, природе и др.
Значимость программно-проектных документов для развития и воспитания детей и молодёжи несомненна. Это позволяет детям и подросткам найти своё место в жизни и включение детей в жизнь школы и общества. Ученики с детства приобретают социальный опыт и осваивают социальные нормы поведения. Участие субъекта в общественных объединениях является ступенью, которая способна подготовить детей и подростков к зрелой гражданской и общественной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А.Д. Антонова, Е.С. Сафронова, М. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 28.01.2025).
2. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова. - Педагогика, 2015. – N 4. – С.78-80.
3. Абдурахманова, Ф.А. Игровые технологии в начальной школе / Ф.А. Абдурахманова, Т.И. Прудникова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Симферополь, 21 апреля 2022 года). – Вып. 13. – Симферополь: ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», 2022. – С. 9–
11.
4. Ваганова, О.И. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса / О.И. Ваганова, М.П. Прохорова, К.А. Максимова // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8. №2 (27). – С. 11–14.
5. Васина, О.Н. Конструирование содержания образования по ведущему компоненту социального опыта / О.Н. Васина, О.Н. Пономарёва // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:scienceeducation.ru/ru/article/viewid=32027 (дата обращения: 28.01.2025).
6. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 28.01.2025).
7. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития младших школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 28.01.2025).
8. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.Н. Землянская. – М.: Юрайт, 2023. – 507 c.
9. Иваненко, В.В. Проблемные аспекты организации ранней профориентации младших школьников // Ratio et Natura. – 2022. – № 2 (6). – URL: https://ratio-natura.ru/vypusk-no2-6-2022-g (дата обращения: 28.01.2025).
10. Коновалова, Ю.С. Педагогические условия организации деятельности по патриотическому воспитанию школьников / Ю.С. Коновалова // Форум молодых ученых. – 2017. – №11(15) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskieusloviya-organizatsii-deyatelnosti-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-shkolnikov (дата обращения: 28.01.2025).
11. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
12. Караваев, Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности / Г.А. Караваев. - Вопросы преподавания философии и общественных наук. - 2011. - С.64-69.
13. Каргаполова, Ю.В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» / Ю.В. Каргаполова. - Молодой ученый, 2014. - №21. - С. 575-577.
14. Кострикин, А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи / А.В. Кострикин. - Второй международный психолого-социальный Конгресс, 2009. - С. 10-13.
15. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г. Маралов. -М.: Прометей, 2011. - 220 с.
16. Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым) URL: Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00178.htm (дата обращения: 28.01.2025).
17. Методика определения общественной активности учащихся (составлена доцентом Е.Н. Степановым) URL: https://mylektsii.ru/8-112368.html (дата обращения: 28.01.2025).
18. Методика «Я - лидер» (Е.С. Фёдоров, О. В. Ерёмин, модифицирована Т.А. Мироновой) URL: Режим доступа: http://director.edu54.ru/node/269911 / (дата обращения: 28.01.2025).
19. Пилипчевская, Н. В. Изучение социальной активности: теория и практика // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2008 URL: Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/pilipchevskaya_n._v._15_19_2_76_2008.pdf (дата обращения: 28.01.2025).
20. Сикорская, Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи / Л.Е. Сикорская, В.А. Ситаров. - Знание. Понимание. Умение, 2019. - №4. - С. 27-30.
21. Смирнова, А.А. Педагогические условия развития социальной активности. URL: Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-starsheklassnikov-v-protsesse-shkolnogo-samoupravleniya (дата обращения: 28.01.2025).
22. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Национальный общественно-научный фонд. – М.: Мысль, 2013. – 694 с.
23. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ / от 29 мая 2015 года № 996-р.
24. Сущность и содержание понятия «социальная активность URL: Режим доступа: https://docplayer.ru/42456387-Sushchnost-i-soderzhanie-ponyatiya-socialnaya-aktivnost.html (дата обращения: 28.01.2025).
25. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина. - Воспитание в школе, 2014. - N3. –С. 24-32.