Фрагмент для ознакомления
2
«Новое слово» Некрасова заключалось не только в исследовании новых тем, таких как городская жизнь и судьба разночинца, но и в обращении к народной, крестьянской жизни. В его творчестве «проза» жизни впервые представлена не с ироничным взглядом, а как непосредственный опыт автора, ставший частью его сознания. Композиция и лирическая структура стихотворений определялись «протеканием» жизни в сознании поэта.
С лирикой Некрасова в поэзию вошел новый «лирический герой». Это касается не только персонажей его стихов, которые обрели самостоятельность и получили социальную и психологическую характеристику, но и лирического «я» поэта, раскрывающегося в его произведениях. Мы говорим о лирике «самовыражения», о «исповедальной» манере, которая оказала значительное влияние на творчество Некрасова.
Одним из значительных достижений Некрасова в поэзии стало внедрение принципа «многоголосности» в его стихах, который ранее был характерен в основном для прозы. Поэт сумел отразить в своих произведениях сочетание различных сознаний и «голосов», воплощенных в образах героев его стихотворений.
Некрасов также открыл новый тип героя современности — человека труда, который представлен в его социальной определенности и связи с окружающей средой. Этот герой, прежде всего, включает в себя разночинца и крестьянина, которые стали основными социальными силами, проявившимися в 1850-60-х годах XIX века.
Научная новизна данного исследования заключается в актуальном анализе вопросов, которые до сих пор были недостаточно исследованы. Учитывая современные достижения в области литературоведения, выбранный подход к изучению поэзии Н.А. Некрасова охватывает широкий спектр научных проблем, требующих глубокого осмысления специфики и особенностей его лирической системы. Несмотря на наличие отдельных работ по интересующей нас теме (таких как исследования В.М. Жирмунского, А.И. Павловского, Б. Кормана, П. Рымаря и других), проблема образа новых людей в лирике Некрасова как литературоведческая проблема остается недостаточно изученной.
Цель работы: Изучить образ новых людей в лирике Некрасова.
Задачи: Рассмотреть обзорный анализ лирики Н. А. Некрасова;
Выявить основные мотивы и образы;
Изучить особенности лирики поэта;
Изучить лирического героя Н.А. Некрасова, его эволюцию;
Рассмотреть лирический голос и поэтическое народовластие у Н. А. Некрасова;
Изучить политику «горьких песен».
Объектом исследования явились лирические произведения Н.А. Некрасова.
Предмет исследования - поэтика лирической системы Н.А. Некрасова: тип героя, структура лирического повествования, ритмика.
Степень изученности проблемы. В современном литературоведении наряду с работами, которые стремятся всесторонне охватить творчество Н.А. Некрасова (такими как исследования В.Е. Евгеньева-Максимова, К.И. Чуковского, Б.М. Эйхенбаума, О.Б. Кормана, М.М. Гина, М.Н. Бойко, А.М. Гаркави, Н.Н. Скатова, Б.Я. Бухштаба, Н.Н. Пайкова), существует множество исследований, посвященных отдельным аспектам его поэзии. К ним относятся работы, исследующие творческие связи (В.В. Гиппиус, Б.Я. Бухштаб, А.Д. Григорьева), жанровое своеобразие (К.Н. Григорьян, Т.С. Царькова, И.А. Дымова), особенности стиха (Б.В. Нейман, К.Д. Вишневский, А.А. Илюшин, Ю.Н. Тынянов, О.И. Федотов, М.Ю. Лотман) и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Обзорный анализ лирики Н. А. Некрасова
Лирика представляет собой жанр литературы, в котором автор сосредотачивается на изображении внутреннего мира, эмоций и переживаний. Важнейшим аспектом лирического произведения является непосредственное переживание. К характерным жанровым и видовым особенностям лирики как рода художественной литературы можно отнести: субъективность, стихотворную форму, особую роль ритма, отсутствие сюжета, способность передавать индивидуальное как общее, прямое выражение авторских чувств и наличие лирического героя.
Уникальность лирики как жанра заключается в том, что она обладает общей, абстрактной содержательностью, в то время как целостный смысл произведения остается уникальным и конкретным [11].
Однако без понимания общей значимости формы мы не сможем осознать и конкретное содержание данного уникального произведения. Лирика также отличается высокой эмоциональностью и способностью затрагивать самые глубокие аспекты духовного мира человека, оставляя там неизгладимый след. Без знания родовых, видовых и специфических характеристик лирики невозможно эффективно изучать этот жанр в школе.
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) как поэт и организатор литературного процесса представляет собой целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила традиции, заложенные Лермонтовым и Кольцовым, и стала непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою Музу. Поэт всегда говорил от имени народа, используя его язык.
Его стремление донести до детей любовь и уважение к простому человеку, сделать крестьянина близким и понятным для читателя стало основным мотивом его творчества и источником вдохновения. Некрасов уделял большое внимание воспитательной стороне детских стихов, и в то же время его произведения служат уроком бережного отношения к психике ребенка. Ведь ребенок также является частью природы, которую Некрасов призывал любить и защищать.
Некрасов придавал особое значение дидактизму в детской литературе. Независимо от тематики его стихов для детей, дидактичность всегда сочеталась с поэтичностью. Поэт считал, что это позволяет привлечь внимание юного читателя к определенной нравственной идее, которая еще недоступна ему и не может быть самостоятельно извлечена из художественного текста.
Как поэт и гражданин, «человек высокого благородства души и великого ума», по словам Чернышевского, Некрасов последовательно и глубоко реализовывал в своем творчестве те общественные и педагогические взгляды, которые сам исповедовал. Эти идеалы оказали значительное влияние на художественную сторону его произведений [1].
Поэт любил русскую природу так же сильно, как и детей. Он искренне стремился передать это чувство своим читателям, включая и самых маленьких. Убежденный, что его поэтическое слово является голосом народа, он постоянно изображал органическую связь между народной жизнью и природой, с ее животворными силами.
Созданные Некрасовым образы, такие как Зеленый Шум и Мороз, Красный нос, давно стали частью детской литературы. В этих персонажах особенно ярко проявляется народность некрасовского творчества и его тесная связь с жизнью народа, ведь они пришли в его поэзию прямо из сказок и народных поверий. При этом картины природы в его произведениях являются образцами высокой поэзии.
В заключение всего вышесказанного следует подчеркнуть, что творчество Некрасова, великого поэта русской дореволюционной демократии, пронизано искренней любовью к народным массам. Поэт посвятил множество произведений русским детям, и в большинстве из них главными героями являются крестьянские дети. В своих детских произведениях Некрасов с огромным поэтическим вдохновением и мастерством изображает родную природу, которую он «любит до страсти» [17].
Восприятие лирики Некрасова обладает своей уникальной спецификой. Во-первых, не всегда удается установить близость с его поэтическим миром, и в целом отношение младших школьников к его творчеству не отражает его истинной ценности. Во-вторых, несмотря на то что творчество Некрасова является важным и значимым явлением в русской литературе, младшие школьники воспринимают его стихи в основном с «тематической» точки зрения, акцентируя внимание на содержании и ценя информационный аспект, не стремясь углубиться в те чувства, которые поэт передает в своих произведениях. В-третьих, трудности в изучении произведений Некрасова обусловлены возрастными особенностями младших школьников, чей жизненный опыт и эмоциональное восприятие еще недостаточно развиты.
1.1. Основные мотивы и образы лирики Некрасова
Н.А. Некрасов является наследником и продолжателем лучших традиций русской поэзии, таких как патриотизм, гражданственность и гуманность. Ярким проявлением его зрелости и поэтического таланта стало внимание к теме народа в его лирике. Поэт пишет о русском народе с уважением и восхищением, полным умиления и любви, особенно когда речь идет о детях крестьян. Даже свою Муза он сравнивает с крестьянкой, молча страдающей под гнетом. Говоря о трудолюбии и огромной силе, скрытой в душе народа, Некрасов не идеализирует крестьян – тому подтверждение стихотворение «В дороге».
В лирике Н.А. Некрасова образ страдания занимает одно из ключевых мест. Уничтоженные силы, разбитые надежды, смерть — все это находит отражение в его стихотворениях о судьбе крестьян. Н.А. Некрасова часто называют «певцом народных страданий». Однако за этими страданиями скрывается светлое идеальное начало народной жизни и богатырская сила русского крестьянства. Об этом говорится и в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Тема любви также занимает значительное место в лирике Н.А. Некрасова. Лирические стихи о любви, отражающие отношения поэта с Авдотьей Яковлевной Панаевой, составляют так называемый «панаевский цикл» и представляют собой вершину его лирического творчества [9].
Отношения с Панаевой не всегда были гладкими: в их жизни имелись противоречия, тяжелые ссоры, ревность и расставания. Все это нашло отражение в стихах «панаевского цикла». Эпитеты «мятежный», «ревнивый», «тревожный» часто встречаются в поэтических строках («Я не люблю иронии твоей...»). Монолог лирического героя наполнен напряженным драматизмом и конкретностью в изображении его переживаний: «ревнивые тревоги и мечты» бурлят, как волны, а «тайный холод и тоска» в душе напоминают о холоде осенней реки. Стихи Н.А. Некрасова столь же противоречивы, как и сложные реальные отношения, которые они описывают. «Не желал бы, однако, да и не могу стать ей совсем чуждым... Без сомнения, именно эта женщина причинила мне больше всего зла, но лишь иногда я могу на нее сердиться. Нет серьезной злости... Это, что ли, любовь? Черт бы ее взял», – писал поэт Н.А. Добролюбову в 1860 году, когда расставание уже стало очевидным.
Любовные стихи Н.А. Некрасова не сосредоточены на одном персонаже – они представляют собой диалог, который раскрывает образ лирической героини и богатство ее внутреннего мира. В поэтическом цикле не просто формируется характер лирической героини – он развивается и проявляется в различных аспектах. Героиня часто проявляет жестокость, ревность и вспыльчивость. Лирический герой обращает внимание на «прозу любви», которая неизбежно присутствует в отношениях. Обычно первых строк достаточно, чтобы уловить суть конфликта, лежащего в основе небольшой лирической новеллы.
Появление и переживание различных ситуаций, связанных с развитием чувств, зависят от настроения лирического героя и жизненных обстоятельств, описанных в стихах. Однако часто стихотворение завершается философским обобщением, которое поднимает обычную житейскую историю до уровня нравственного закона жизни.
Тема судьбы женщины в творчестве Н.А. Некрасова многогранна: она включает в себя как свободолюбивую лирику, так и произведения, посвященные детям, а также стихотворения, которые раскрывают красоту и величие Родины. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поэт с болью в сердце описывает тяжелую судьбу женщины-труженицы, матери и страдалицы. Удивительно, но многие стихотворения Н.А. Некрасова стали народными песнями. Например, стихотворение «Тройка» повествует о молодой и красивой крестьянке, которой восхищается автор.
В своих стихах поэт создает страшные, но правдивые образы жизни простого человека в России. Народная Россия противопоставляется автором жестокому миру помещиков-крепостников и бездушных чиновников. Стихотворение «Родина» посвящено родным поэту волжским просторам. Однако воспоминания Н.А. Некрасова о своем детстве вызывают у него отвращение. Поэт рассказывает о жизни господ, проводивших время в пирах, разврате и издевательствах над крепостными [3].
Перед глазами автора встает страшная картина, увиденная в детстве и оставшаяся в памяти на всю жизнь. Волжские бурлаки взволновали юную душу, заставили Некрасова забыть о красоте родных мест. Теперь он называет Волгу «рекою рабства и тоски». Это одно из многих стихотворений, написанных на основе личных наблюдений. Подобным образом было создано и знаменитое стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Деревенские просители у дома богатого сановника олицетворяют униженное и бесправное состояние русского народа. Русскому крестьянину не найти защиты, он лишен возможности добиться правды и справедливости. Автор открыто упрекает владельцев «роскошных палат». Вельможи не заботятся о судьбах простых людей, и поэтому народу остается лишь стонать и терпеть.
Фрагмент для ознакомления
3
Акифи, О. И. Русская литература для изучающих русский язык и культуру : Учебник для слушателей подготовительных факультетов нефилологического профиля / О. И. Акифи. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 305 с.
Ауссем, И. А. Некрасов. Свой путь (особенности лирики поэта) / И. А. Ауссем. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 102-108.
Аушева, Т. М. Поэзия Николая Алексеевича Некрасова / Т. М. Аушева, М. Р. Бесаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 137-139.
Давыдова, Т. Т. Редакторский анализ изданий Н. А. Некрасова 2015-2020 гг / Т. Т. Давыдова, А. М. Шапиро // Acta Eruditorum. – 2021. – № 36. – С. 36-40.
Дайниев, Т. И. Соотношение между поэзией Н.А. Некрасова и публицистикой / Т. И. Дайниев, М. Х. Садулаева // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания : Материалы ХII Ежегодной межрегиональной студенческой научно-практической конференции, Грозный, 28 марта 2023 года. Том 2023. – Грозный: Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова, 2023. – С. 55-60.
Жаплова, Т. М. Предметная детализация в лирике Н.А. Некрасова 1840-60-х гг / Т. М. Жаплова // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : Материалы XI Международной научной конференции. В 2-х частях, Челябинск, 07–09 апреля 2022 года / Отв. редактор Л.А. Нефедова. Том Часть 2. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. – С. 307-310.
Заварзина, Л. Э. Лирика Н.А. Некрасова как источник формирования социально значимой личности / Л. Э. Заварзина // Национальное единство и региональное многообразие историко-педагогических интерпретаций прошлого и настоящего в развитии педагогической науки, системы образования и семьи : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXХVII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, Калуга, 26–28 сентября 2024 года. – Калуга: Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2024. – С. 122-129.
Колабухова, И. А. Русский народный характер в лирике Н.А. Некрасова / И. А. Колабухова, А. М. Танасова // Слово и текст: теория и практика коммуникации : Сборник научно-методических трудов / Под общей редакцией О.В. Четвериковой. Том Выпуск 15. – Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 217-222.
Лэн, Цзюньи. Образ поэта в русской поэзии / Цзюньи Лэн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 339-341.
Макеев, М. С. Некрасовская текстология в XXI веке: проблемы нового научного издания стихотворений Н. А. Некрасова в серии «Новая Библиотека поэта» / М. С. Макеев // Русская литература. – 2021. – № 4. – С. 27-38.
Минц, Б. А. Литература : Учебник для СПО / Б. А. Минц, Н. В. Мокина. – Саратов : Профобразование, 2022. – 625 с.
Некрасов: поэт и гражданин: к 200-летию со дня рождения: биобиблиографический список / сост. О. Н. Сапронова; ГУК ЯО «Областная юношеская библиотека им. А. А. Суркова», информационно-библиографический отдел. – Ярославль, 2021. – 27 с.
Пенская, Е. Н. Н. А. Некрасов как персонаж в литературной рецепции первой трети XX в / Е. Н. Пенская // Дискурс Некрасова и Достоевского: культурное наследие и его интерпретация : материалы Всероссийской с международным участием научной конференции, Ярославль, 22–26 сентября 2021 года / Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова; Ярославская областная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова. – Ярославль: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова», 2021. – С. 228-236.
Поздина, И. В. Проблемы изучения лирики Н.А. Некрасова в вузовской практике / И. В. Поздина // Литература в контексте современности : Сборник материалов XIII Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Челябинск, 10 октября 2021 года. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. – С. 148-154.
Садулаева, М. Х. О героях-заступниках в произведениях Н.А. Некрасова / М. Х. Садулаева, З. Ю. Висаева // Известия Чеченского государственного университета. – 2020. – № 1(17). – С. 36-40. – DOI 10.36684/12-2020-17-1-36-40.
Флаэрти, Д. Новый человек и народ: лирический голос и поэтическое народовластие у Н. А. Некрасова / Д. Флаэрти // Русская литература. – 2021. – № 4. – С. 52-64.
Черняк, В. Д. «В каком году - рассчитывай, в какой Земле - угадывай…»: Некрасов в восприятии читателя XXI века / В. Д. Черняк, М. А. Черняк // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. – № 3(221). – С. 88-96.
Яцкив, Е. «Последние песни»: поэтическое завещание Некрасова. История, мотивы и отражение в живописных работах И. Н. Крамского / Е. Яцкив // Русская словесность. – 2021. – № 6. – С. 9-12.