Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ценовая политика в системе предоставления населению жилищно-коммунальных услуг является сегодня весьма актуальной темой. Актуальность темы обусловлена тем, что перед предприятиями отрасли стоит ответственная задача: предоставлять населению социально значимые и жизненно необходимые государственные услуги, независимо от того, прибыльно их производство или нет.
Несмотря на то, что реформа жилищно-коммунального хозяйства не решает проблемы улучшения состояния отрасли, цены тем не менее растут.
Политика тарифообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) направлена на достижение баланса интересов всех участников потребления, производства и регулирования коммунальных услуг.
Некоторые из целей такой политики:
обоснование уровня затрат, непроизводительных потерь и стоимости коммунальных услуг;
формирование социально-экономически обоснованных цен и тарифов, отражающих финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг;
оптимизация и регулирование процесса ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг;
определение себестоимости жилищно-коммунальных услуг на всех этапах их производства и доставки потребителю;
постепенный переход к введению единых цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех потребителей;
Объект исследования- тарифы ЖКХ
Предмет исследования- политика формирования тарифов ЖКХ
Цель исследования- изучить особенности политики формирования тарифов ЖКХ
Задачи исследования:
- раскрыть механизмы формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги
-определить принципы формирования счета потребителя жилищно-коммунальных услуг
- изучить проблемы роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обоснованность тарифов в различных субъектах Российской Федерации
- определить пути эффективного решения проблем ценообразования услуг ЖКХ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЖКХ
1.1. Механизмы формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги
Механизмы формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги включают несколько этапов:
Уровень субъектов Федерации. Разработка региональной нормативно-методической базы формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, определение перечня видов услуг, на которые устанавливаются и регулируются цены и тарифы на региональном уровне.
Муниципальный уровень. Разработка муниципальной нормативной и методической базы по формированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, установлению и регулированию их размеров по группам потребителей.
Уровень развития предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства. Формирование цен на основе действующей нормативно-методической документации, анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности, расчет прогнозной себестоимости, прибыли с учетом состояния основных фондов, разработка программ развития предприятия, представление предложений в регулирующий орган по утверждению цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
При разработке тарифов учитываются следующие факторы:
В сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Тарифы устанавливаются индивидуально для каждой организации исходя из необходимого валового дохода (всех экономически обоснованных расходов организации) и предполагаемого объема реализации коммунального ресурса.
В области электротехники. Тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются в пределах лимитов, ежегодно утверждаемых Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) для населения каждого региона.
Кроме того, при разработке тарифов учитываются ожидаемый рост цен на энергоносители, а также общие инфляционные процессы.
В Жилищном кодексе Российской Федерации вопросы, связанные с оплатой жилья и коммунальных услуг, выделены в отдельный раздел. В искусстве. Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Следует отметить, что структура платежей для нанимателей жилых помещений, занимающих их по договору социального найма, отличается от структуры платежей для собственников квартир.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включает в себя:
плата за пользование жилым помещением (арендная плата);
оплата расходов на содержание и ремонт жилого помещения, в том числе оплата услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Капитальный ремонт мест общего пользования жилого дома осуществляется за счет средств собственника жилищного фонда;
оплата коммунальных услуг.
Расходы на жилье и обслуживание для собственника помещения в жилом доме включают в себя:
оплата расходов на содержание и ремонт жилого помещения, в том числе оплата услуг и работ по управлению жилым домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома;
оплата коммунальных услуг.
Собственники квартир, в том числе граждане, приватизировавшие жилое помещение, в соответствии с п. 2 ст. Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает внесения платы за пользование жилым помещением (наемной платы).
Еще одной составляющей коммунальных платежей является стоимость содержания и ремонта жилого помещения, которая включает в себя стоимость услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Арендаторы жилых помещений, занимающие их по договорам социального найма, не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт. На стр. 2 стр. 1 ст. Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает структуру расходов на содержание и ремонт для данной категории граждан. Согласно данному пункту, «капитальный ремонт мест общего пользования жилого дома осуществляется за счет средств собственника жилищного фонда», которым может выступать муниципалитет.
Собственники жилых помещений (частные домовладения) в соответствии с п. 1 п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо платы за услуги и работы по управлению домом, по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, они обязаны производить отчисления на капитальный ремонт общего имущества. В этом случае размер отчислений на капитальный ремонт должен быть установлен самими собственниками на общем собрании.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 158 Жилищного кодекса РФ «решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений органа управления на дату начала ремонта многоквартирного дома». капитальный ремонт «Ремонт, объемы необходимых работ, стоимость материалов, порядок финансирования ремонта, условия возмещения расходов и другие предложения, связанные с условиями проведения капитального ремонта. «В этом случае каждый собственник обязан внести свой вклад в расходы по капитальному ремонту общего имущества пропорционально своей доле в праве общей собственности, то есть исходя из площади занимаемого им жилого помещения» (п. 1 ст. 111). (статья 158 Жилищного кодекса РФ).[1]
Механизм установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2024 году основывался на следующих положениях:
Региональные органы власти самостоятельно устанавливают тарифы в пределах предельной величины, установленной правительством для каждого региона. Например, рост цен в регионах был ограничен следующими максимальными значениями: Республика Хакасия - 4%, г. Москва - 11%, Ленинградская область - 10,2%, Забайкальский край - 15% и т.д.
При разработке тарифов учитываются экономически обоснованные затраты на топливо, материалы, электроэнергию, амортизацию, ремонт и обслуживание производственного оборудования, заработную плату рабочим и другие цели.
Размер тарифов определяется с учетом технико-экономических показателей систем коммунальной инфраструктуры, созданных на территории муниципальных образований. Они зависят от производительности эксплуатируемого оборудования, вида топлива, уровня автоматизации технологического процесса, протяженности распределительных сетей, нагрузки на основные производственные фонды, объема реализации распределительных ресурсов, а также наличие утвержденной инвестиционной программы модернизации и реконструкции систем коммунального обслуживания. [3]
Контроль за обоснованностью установленных тарифов осуществляет ФАС России, которая проверяет их и отменяет в случае несоответствия закону. Национальная жилищная инспекция (SHI) следит за правильностью расчета стоимости жилья и коммунальных услуг.
1.2. Принципы формирования счета потребителя жилищно-коммунальных услуг
Жилищные услуги — работы, выполняемые по содержанию и ремонту жилищного фонда: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт жилых домов, санитарное содержание, сбор и вывоз бытовых отходов, благоустройство территории и т. д.
Коммунальные услуги включают водоснабжение, канализацию, отопление, газ и электричество.
Составляющие тарифа на коммунальные услуги
Наибольшую долю расходов на коммунальные услуги составляют закупаемые виды топлива и энергоресурсы. Структура затрат варьируется. Так, в услуге по теплоснабжению затраты на топливо составляют 36%, на электроэнергию – 9%, на заработную плату с отчислениями – 14%. В сфере водоснабжения расходы на электроэнергию достигают 20%, примерно столько же уходит на покупку воды, а заработная плата с вычетами составляет 15%.
Элементами тарифов на жилищные услуги являются затраты на материалы, электроэнергию, амортизацию основных фондов, трудовые ресурсы, специальные услуги. инвентарь и одежда. Наибольшую долю в себестоимости занимают затраты на оплату труда.[2]
Приведем пример: в цехе по обслуживанию лифтов затраты на заработную плату с вычетами достигают 50%, на материалы — 12%, на электроэнергию — 10%. В структуре расходов на текущий ремонт жилищного фонда доля расходов на заработную плату с отчислениями также равна половине, расходы на материалы достигают 24%.
На какие цели расходуется часть выручки, включенная в тариф?
Доля тарифных доходов не превышает 5 процентов. Инвестиции направляются в модернизацию основных фондов, так как одним из основных факторов снижения себестоимости услуг является использование новых технологий и оборудования.
Почему растут цены на жилье и коммунальные услуги?
Основным фактором, влияющим на рост стоимости жилищно-коммунальных услуг, является рост цен на топливно-энергетические ресурсы