Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Власть в обществе проявляется через отношения между людьми, где одни подчиняются воле других. Важное свойство государства — наличие публичной власти, которая обеспечивает целостность общества и способствует его организованности и дисциплине. Власть играет ключевую роль в организации и направлении всех сфер человеческой деятельности. Без власти невозможно существование ни одного общества, особенно государ-ства. Этот вопрос остается актуальным, особенно в контексте социально-политических изменений, которые произошли в последние десятилетия в Российской Федерации.
Государственная власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства. 1 часть 3 статьи Конституции РФ гласит, о том что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее мно-гонациональный народ». Народ осуществляет свою власть через органы государства, с помощью которых и реализуется государственная власть.
Актуальность данной работы заключается в том, что основной миро-вой тенденцией XX века являлся приоритет модели правового государства, создание которого невозможно без принципа разделения властей. Стоит от-метить, что принцип разделения властей может реализовываться лишь в пра-вовом государстве, а правовое государство в свою очередь может реализо-вываться только в государствах с демократическим политическим режимом.
Объектом данного исследования является организация и осуществление государственной власти.
Предмет исследования – принцип разделения властей, составляющие данного принципа, анализ их содержания, основные направления реализа-ции и совершенствования, а также механизм правового регулирования и ор-ганизационного обеспечения нормативно-правовых норм принципа разделе-ния властей.
Целью исследования является рассмотрение принципа разделения вла-стей.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за-дач:
1. Рассмотреть происхождение и эволюцию принципа разделения властей.
2. Раскрыть значение принципа разделения властей.
3. Проанализировать реализацию принципа разделения властей в Российской Федерации.
4. Выявить проблемы регулирования принципа разделения властей в Российской Федерации.
5. Определить способы разрешения спорных ситуаций, связанных с реализацией принципа разделения властей.
В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.
Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых во-просов и включает введение, две главы, заключение и список использован-ных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1. Происхождение и эволюция принципа разделения властей
Истоки идеи о разделении властей можно проследить еще в философских трудах античности. Однако к XVII веку эта концепция при-обрела четкие очертания и стала фундаментом для формирования государ-ственных систем в большинстве развитых стран. В античных учениях зало-жены основы, которые впоследствии развились в теорию разделения властей. К семнадцатому столетию эта теория была детально оформлена, оказав зна-чительное влияние на политическое устройство многих государств. Филосо-фы древности внесли значительный вклад в развитие идеи разделения вла-стей, которая к XVII веку превратилась в полноценную концепцию. Эта кон-цепция оказала важное влияние на становление современных государствен-ных систем в ряде стран.
Становление и развитие принципа разделения властей происходит в период Нового времени (XVII—XVIII вв.). Децентрализованное феодальное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы.
Победившие буржуазные отношения, рост производства, торговли и городов, освоение новых земель, рост численности населения значительно усложнили функции государства по управлению обществом. Центральная власть нуждалась в более эффективном государственном аппарате, который необходимо было наделить дополнительными функциями и структурно пре-образовать. Окрепшая в то время промышленная и торговая буржуазия поддержала монархическую власть и способствовала её укреплению, но при этом она получила доступ к государственной власти, прежде всего, в пред-ставительный орган — парламент. Становление новой структуры аппарата государства шло несколькими путями: происходила централизация органов законодательной власти, дифференцировалась организация исполнительной власти, преобразовывалась система правосудия — прошла передача судеб-ных функций от властвующей верхушки феодалов к специализированным судебным органам. Этот объективный процесс получил теоретическое обос-нование в политико-правовой теории о разделении властей, основателями которой стали английский философ Дж. Локк и французский ученый Ш. Монтескье.
Принцип разделения властей впервые был введён в действие в XVIII столетии на американском континенте в возникшем новом государстве США. Принцип был закреплен в Конституции США 1787 года. Законодательная власть вверялась в руки Конгресса США, исполнительная власть — в руки Президента, а судебная власть — в руки Верховного суда. Отцы-основатели США разработали «систему сдержек и противовесов» — систему, состоя-щую из многих правовых механизмов, которые позволяли каждой ветви вла-сти сдерживать другие ветви от естественных для органов власти устремле-ний к узурпации государственной власти полностью в своих руках. Напри-мер, Конгресс США может принять закон, но Президент имеет право нало-жить «вето» на закон, если посчитает закон не соответствующим интересам государства. В свою очередь Конгресс может преодолеть «вето», приняв решение в пользу закона 2/3 голосов депутатов. И закон должен будет всту-пить в силу. Президент назначает судей Верховного Суда США, но по сове-ту и с согласия Сената. Каждые два года нижняя палата Конгресса переиз-бирается, а Сенат обновляется на треть. Норма любого закона США может быть признана Верховным Судом США не соответствующей Конституции США и потерять свою юридическую силу. Однако решение Верховного Су-да может быть опрокинуто путём внесения поправки в саму Конституцию США.
Итак, государственная власть состоит из трех относительно самостоя-тельных ветвей - законодательной, исполнительной и судебной .
1.2. Значение принципа разделения властей
В современных демократических странах основополагающим принци-пом устройства государственной власти является её разделение на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип, закрепленный в конституциях большинства демократий, предназначен для сбалансирован-ного распределения политических интересов и обеспечения эффективного взаимодействия различных государственных органов. Разделение властей выступает гарантом того, что ни одна из ветвей власти не сможет доминиро-вать над другими, способствуя гармоничному функционированию всего гос-ударственного аппарата .
Современные исследователи рассматривают принцип разделения вла-стей как динамичную политико-правовую доктрину, которая эволюциониру-ет в ответ на потребности общества. С другой стороны, этот принцип служит фундаментальной основой для построения конституционных систем государ-ственного управления. Таким образом, он выполняет двойную функцию, объединяя теоретические и практические аспекты организации власти. Эта концепция обеспечивает баланс между различными ветвями власти, способ-ствуя стабильности и эффективности государственного управления, адапти-руясь к современным вызовам и требованиям .
Принцип разделения властей, как фундаментальный механизм в дея-тельности государственной власти демократического общества, представляет собой «систему конституционных и правовых норм, регулирующих разде-ление государственной власти на законодательную, исполнительную и су-дебную и механизмы их взаимодействия» . Как отмечает А.А. Молочков «он предполагает не только разделение, но и сбалансированное взаимодействие различных ветвей власти» . Это подход к организации системы государ-ственной власти с её разделением на законодательную, исполнительную и судебную, с сохранением единства власти по ее источнику (населению стра-ны) и формированием системы мер контроля для обеспечения единства управления в основополагающих направлениях деятельности .
При этом сохраняется различие взглядов на равенство и верховенство отдельных ветвей (институтов) власти . Часть ученых настаивают на равен-стве ветвей власти, как принципиальном условии эффективного развития ме-ханизма разделения властей . Представители второй точки зрения вслед за Дж. Мэдисоном и А. Гамильтоном настаивают на верховенстве законода-тельной власти в правовом государстве . Сторонники третьей точки зрения говорят о том, что на практике главенствующую роль в существенной части современных государств имеет исполнительная власть .
Современные модели управления государствами демонстрируют эф-фективность разнообразных стратегий и подходов в организации власти. Эти системы подтверждают свою практическую значимость и обоснованность, опираясь на богатый опыт и современные реалии. Каждое государство выбирает свои методы, основываясь на историческом контексте и культурных особенностях, что подтверждает жизнеспособность различных управленческих концепций. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что многообразие подходов в управлении может успешно функционировать, обеспечивая эффективное развитие и стабильность.
Анализируя практику разделения властей в разных странах с середины XX до начала XXI века, можно выявить, что конфликты между законода-тельной и исполнительной ветвями часто приводят к негативным последстви-ям, когда одна из них начинает доминировать. Это противостояние подры-вает баланс сил, что может ослабить эффективность государственного управления и привести к политической нестабильности. Власть, сосредото-ченная в одних руках, нередко вызывает недовольство и недоверие в обществе, что в конечном итоге влияет на демократические процессы и развитие государства в целом.
Оценивая последствия нарушения баланса в разделении властей, Айба-тов М.М. отмечает, что основным негативным последствием доминирования законодательной власти на практике зачастую становится нестабильность ис-полнительной власти, что негативно отражается на выполнении основных функций текущего управления . Однако, доминирование исполнительной власти может повлечь еще более серьезные и длительные негативные послед-ствия.
В некоторых случаях и на определенных этапах развития стран усиле-ние роли исполнительной власти может приносить положительные результа-ты. Например, в 1970-е годы в Сингапуре концентрация власти у премьер-министра Ли Куан Ю позволила реализовать жесткие управленческие меры, что способствовало быстрому преобразованию страны. Сингапур из отсталой и коррумпированной страны превратился в ведущий финансо-вый и технологический центр Юго-Восточной Азии с одним из самых низких уровней коррупции в мире. Однако такой подход оправдан лишь в исключительных обстоятельствах и на ограниченное время, так как иначе он может привести к концентрации власти в руках одного человека или узко-го круга лиц, что негативно сказывается на гражданских правах, свободах и демократии.
Современная интерпретация принципа разделения властей демонстри-рует его разнообразие и многослойность. Быстрое социально-экономическое развитие приводит к заметным расхождениям между классическим понима-нием разделения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1–ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 2. Ст. 586.
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1–ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. №31. Ст. 3546.
4. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30–ФЗ «Об органах судей-ского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 20.10.2015. №11. Ст. 4321.
5. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Россий-ской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Феде-рации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенство-вании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Феде-рации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации: Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-3 // Российская газета. № 56. 2020. 17 марта.
6. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. – 7–е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА–М, 2024. – 586 с.
7. Авакьян С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития С. А. Авакьян // Вестник Сибирского юридиче-ского института МВД России. – 2018. – № 4 (33). – С. 7.
8. Авакьян С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2018. № 4 (33). – С. 7.
9. Авдеенкова, М.П. Конституционное право РФ: Курс лекций / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев. – М., 2004. – 532 с.
10. Айбатов, М.М. Принцип разделения властей в государственно–политической системе России: историко–правовой анализ / М.М. Айбатов // Юридический вестник ДГУ. – 2021. – Т. 33. – № 1. – С. 9.
11. Баранов, П.П. Публичная власть и ее конституционная легитим-ность в современной России: доктрина и практика / П.П. Баранов // Админи-стратор суда. – 2021. – № 4. – С. 8.
12. Безруков, А.В. Формирование и функционирование конституци-онно–правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти России: монография / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2016. – 328 с.
13. Белая, Н.П. Правовое регулирование деятельности судов общей юрисдикции: современное состояние и перспективы развития / Н.П. Белая // Человек: преступление и наказание. – 2021. – № 4. – С. 123.
14. Власова, И.Э. Конституционная система разделения властей Рос-сийской Федерации / И.Э. Власова, Е.А. Слинько // Аспирантские тетради. Сборник научных статей научно–методического семинара молодых ученых. – Москва, 2021. – С. 45.
15. Дюверже, М. Политические партии / М. Дюверже. – М. : Акаде-мический проект, Гаудеамус, 2013. – 223 с.
16. Есиев, Р.К. Формирование концепции разделения властей в Рос-сии: политико-правовые аспекты / Р.К. Есиев // Теории и проблемы полити-ческих исследований. – 2021. – Т. 9. № 4–1. – С. 44.
17. Ивакина, Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве / Д. С. Ивакина, А. В. Митюхин // Молодой ученый. – 2019. – № 43 (281). – С. 89.
18. Кагерманов А.С.С. Некоторые особенности принципа разделения властей в России / А.С.С. Кагерманов // Право и государство: теория и прак-тика. – 2022. – № 1 (205). – С. 57.
19. Канунникова, Н.Г. К вопросу о теоретических аспектах государ-ственного управления / Н.Г. Канунникова // Административное право и про-цесс. – 2021. – № 12. – С. 20.
20. Керимов, А.Д. Современное государство: Вопросы теории / А.Д. Керимов. – М.: Норма, 2007. – 241 с.
21. Козлов, С.С. К вопросу исполнительной власти в системе разде-ления властей / С.С. Козлов // Актуальные вопросы современной науки и об-разования: сборник статей Международной научно–практической конферен-ции : в 2 ч.. 2021. – С. 82.
22. Лассуэл, Г. Язык власти / Политическая лингвистика. Вып. 20. / Г. Лассуэл. – Екатеринбург, 2006. – 263 с.
23. Молочков, А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализа-ции принципа разделения властей в современной России / А.А. Молочков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2021. – № 3. – С. 30.
24. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной ан-тропологии; сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. – М. : КДУ, 2011. – 288 с.
25. Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс. – М. : Академиче-ский проект, 2018. – 576 с.
26. Рассел, Б. Власть / Б. Парсонс. – М. : Идея–пресс, 1999. – 423 с.
27. Хафизов, А. А. Разделение властей в унитарном и федеративном государстве: историко–правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук / А.А. Хафизов. – Казань, 2014. – 247 с.
28. Черепанов, В.А. Конституционно–правовые основы разделения государственной власти между РФ и ее субъектами / В.А. Черепанов. – М., 2003. – 382 с.
29. Чиркин, В.Е. Государственная власть субъекта федерации / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2000. – № 10. – С.6.
30. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учеб-ник. 9–е изд., перераб. и доп. / В.Е. Чиркин – М.: Норма, Инфра–М., 2019. – 578 с.