Фрагмент для ознакомления
2
Учебный предмет «Русский язык» имеет центральное значение в начальном образовании, так как он служит основой для освоения других предметов. Развитие речи учащихся является проблемой, актуальной как в прошлом, так и в будущем. Этот процесс занимает ключевое место в программе обучения русскому языку для начальных классов.
К сожалению, устная и письменная речь младших школьников нередко содержит множество ошибок, именуемых в методологии обучения русскому языку «речевыми». Учёные предлагают различные подходы к определению этих ошибок. Например, М. Р. Львов интерпретирует «речевую ошибку» как «искажённую морфологическую форму, некорректно построенное предложение или неуместно выбранное слово».
Некоторые учителя убеждены, что навык самопроверки формируется автоматически в процессе изучения основных орфограмм и накопления практического опыта. Однако это не совсем так. Обучение самоконтролю должно быть целенаправленным. В противном случае процесс самопроверки будет осуществляться только формально, и умение выявлять собственные ошибки останется неразвито.
Речевые ошибки младших школьников можно условно классифицировать на три основные группы: словарные (лексико-стилистические), морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.
Актуальность темы исследования связана с тем, что, зная основные виды ошибок и их причины, учитель сможет создать эффективные методы для их устранения и профилактики.
Объект нашего исследования – речевые ошибки в устной и письменной речи младших школьников. Предмет исследования – особенности речевых ошибок, присущих обучающимся начальных классов.
Цель исследования – идентифицировать особенности речевых ошибок у младших школьников и разработать пути их устранения.
Достигнуть этой цели предполагается посредством решения следующих задач:
Исследовать речевые ошибки и выяснить их причины.
Классифицировать речевые ошибки.
Рассмотреть особенности организации работы по устранению речевых ошибок.
Проанализировать программы и учебные пособия по русскому языку с целью выявления направленности на предотвращение речевых ошибок.
Определить уровни сформированности речевой грамотности у младших школьников.
Методы исследования включают теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы, и эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий).
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы, который включает 23 источник.
На протяжении значительного времени в преподавании родного языка основное внимание уделялось его структуре, игнорируя при этом живую речь. Однако, в свете новых потребностей современного общества, в основу программ по русскому языку в начальной школе теперь положен принцип речевого развития. Это изменение связано с главной задачей школы – обучить детей так, чтобы они могли грамотно и стилистически точно выражать свои мысли, а также правильно понимать выраженные другими.
В настоящее время уроки русского языка в начальной школе фокусируются преимущественно на аспектной работе, что означает, что учащиеся в первую очередь изучают правописание и грамматику. Такой подход не всегда способствует полноценному формированию грамматического строя речи и активному развитию лексического запаса детей.[4]
Существует острая необходимость в создании единой методологии для развития речи младших школьников, учитывающей закономерности усвоения родного языка и основанной на теоретических основах, применимых на практике. Тем не менее, в текущей образовательной практике работа, направленная на развитие речи, организована таким образом, что ученики не всегда могут адекватно применять полученные знания в своей устной и письменной речи. Следовательно, необходимо искать новые, интересные и разнообразные формы работы с речевыми ошибками, которые могли бы использоваться как на уроках, так и в внеурочное время.
Одной из актуальных задач современной школы является повышение речевой культуры учащихся. Считается, что речевая культура служит показателем уровня интеллекта и мышления человека, требуя от него соответствия определённым нормам.
Именно в начальной школе дети начинают осваивать стандарты устной и письменной литературной речи, а также учатся использовать языковые средства для разных ситуаций общения, учитывая цели и задачи каждой речевой деятельности. Учитель должен помочь детям осознать требования к речевой практике и научить их следить за правильностью, точностью и выразительностью своих высказываний.
Анализ педагогической и методической литературы, а также наблюдение за учебным процессом показали, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка в незначительных объёмах и фрагментарно. Эта ситуация может быть связана с тем, что учитель не всегда в состоянии точно определить тип ошибку, допущенную учеником, и выбрать подходящее упражнение для её коррекции. Кроме того, существуют различные классификации речевых ошибок, но универсальной классификации, как таковой, не имеется, что осложняет работу педагога.
В соответствии с анализом методической литературы, речевая ошибка представляет собой отклонение от норм литературного языка. На развитие речи детей влияет как окружение, так и специально организованная образовательная деятельность.[18]
В устной и письменной речи младших школьников встречается множество ошибок, которые методика преподавания русского языка определяет как речевые. Учёные по-разному интерпретируют понятие «речевая ошибка». Так, в работах М. Р. Львова оно рассматривается как «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение или искажённая морфологическая форма».
Цейтлин С. Н. определяет речевые ошибки как «все случаи отклонения от действующих языковых норм», при этом языковая норма представляет собой относительно устойчивый способ выражения, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочтительный для образованной части общества.
Включение работ Т. А. Ладыженской позволяет обозначить различия между ошибками и недочётами: ошибка – это несоответствие нормам литературного языка, тогда как недочёт связан с критериям хорошей речи, как точной и выразительной. Следовательно, работа по профилактике и исправлению речевых ошибок является неотъемлемой частью широкой деятельности по развитию речи в образовательной среде.[6]
Среди ошибок, наблюдаемых в речевой практике младших школьников, часто встречаются неудачно подобранные слова, некорректные конструкции предложений и искажения морфологических форм. Такие ошибки преодолеть непросто, так как трудно опираться на какие-либо строго фиксированные правила. Учителя обычно контролируют устную речь, исправляют ошибки и проверяют письменные работы. Тем не менее, современное обучение не должно ограничиваться лишь исправлением недочётов, необходима систематическая работа, направленная на профилактику ошибок, а также активное вовлечение самих детей в процесс исправления.
Важной лингвопсихологической основой системы обучения является исследование ошибок и их причин. Речевые ошибки можно разделить на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические, причем наибольшее количество ошибок приходится на словарные или лексико-стилистические. Часто встречается ошибка повторения одного и того же слова.[12]
Причины речевых ошибок, касающиеся обеспечения правильности речи, остаются ключевыми в работе со словарём. Словарная практика включает как расширение активного словарного запаса, так и формирование навыков правильного употребления слов. Несмотря на значимость словарной работы в начальных классах, количество речевых ошибок не уменьшается с каждым годом.
Рассмотрим, например, ошибки лексико-стилистического характера. В детском сочинении можно увидеть типичную ошибку из-за повторения слов: «У нас есть кошка. Наша кошка очень ласковая. Нашу кошку зовут Мурка». Причины таких повседневных ошибок могут заключаться в недостаточном внимании пишущего и узком словарном запасе, из-за которого не происходит грамотного выбора синонимов или местоимений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г Горецкий. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2013. – 159 с.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г Горецкий. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2013. – 159 с.
3. Карпачева К.В. Психолого-педагогические условия эффективного формирования навыка самоконтроля // Sciences of Europe. 2017. №11-4 (11). – С. 33-36. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-formirovaniya-navyka-samokontrolya (дата обращения: 02.03.2022)
4. Кленникова Е.Д. Орфографические минутки // Начальная школа. – 2010. – № 9. – С. 14-15.
5. Литвишко, И. В. Использование педагогических приемов формирования контроля и самоконтроля у младших школьников / И. В. Литвишко, Н. А. Мананская // Проектирование. Опыт. Результат. – 2019. – № 2(4). – С. 15-17. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42334509
6. Лында, А. С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: (учебное пособие) / А. С. Лында ; Министерство просвещения РСФСР; Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской ; [отв. ред. А. Н. Алексеев]. – Москва, 1973. – 137 с.
7. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития/ М.Р. Львов. – М., Просвещение,2012.–256с.
8. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий. – 7-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
9. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
10. Маркина, М. С. Формирование навыков самоконтроля у младших школьников при обучении орфографии на уроках русского языка // Вестник магистратуры. – 2019. – №4-4 (91). – С. 7-9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-pri-obuchenii-orfografii-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 02.03.2022).
11. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – Москва: Просвещение, 2017. – 256 с.
12. Пачина, А. Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А. Г. Пачина // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 31-37.
13. Работягова, Е. Ф. Маленькие приемы большого успеха при формировании грамотного письма / Е. Ф. Работягова, Е. А. Голимчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27996/ (дата обращения: 02.03.2022)
14. Русский язык и начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; под ред. М. С. Соловейчик. – 3-е изд. – Москва : Издательский центр «Академия», 2018. – с. 302.
15. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. – Москва: Просвещение, 2014 – 340 с.
16. Русский язык: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 376 с.
17. Савельева Л. В. Условия формирования орфографических знаний и умений в начальной школе: Раздел пособия для студентов // Развивающее языковое образование в современной начальной школе / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – Санкт-Петербург: Специальная Литература, 2009. – С. 18-45.
18. Савельева, Л. В. Стратегии овладения орфографией в начальной школе и когнитивные предпосылки их формирования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2006. – №14. – С. 231-245 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-ovladeniya-orfografiey-v-nachalnoy-shkole-i-kognitivnye-predposylki-ih-formirovaniya (дата обращения: 28.02.2023).
19. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.: Под ред. В. А. Белошапковой. – 2-е издание, испр. и доп. – Москва: Высш. шк., - 1989. – 800 с.
20. Соловейчик М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка : учеб. для 3 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч 2 / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. –144 с.
21. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка : учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. – Ч. 1. –160 с.
22. Ступницкий, В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — Москва: Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 520 с.
23. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение/С.Н. Цейтдин. Изд. стереотип. URSS. 2022. –192 с.