Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования в первую очередь продиктована возросшим в настоящее время интересом к изучению основ государственно-го управления, выявлению недостатков и повышению его эффективности.
Общественность всегда фокусировала внимание на законности действий государственного служащего. Поэтому важной задачей, стоящей в настоящее время перед государством, является обеспечение поведения и дисциплины государственного служащего и органов власти.
Руководящие документы государственной службы имеют указание на персональную ответственность руководителей и роль их положительного применения в данной деятельности.
Поскольку на сегодняшний день продолжается реформирование госу-дарственной службы, то формируются концептуальные основы кадровой по-литики, направленной на формирование профессионально-нравственного облика сотрудника государственного служащего.
Данную тему исследовали следующие авторы: Адаменко Е.А. Албага-чиева А.А. Багян Г.А. Белоусова Н.В. Белякова Ю.В., Перепечкина Е.Г. Бур-кина В.Ю. Велиханов М.Т. Вирина И.В., Вирина К.Д. Волохова Т.И., Мака-рова Е.А. Гараева С.Т. Ефимова К.Ю. Заливанский Б.В., Семенько Е.В. За-рубина А.А. Золотов Г.Д., Гущина Н.А. Ивойлова Е.В. Илаева З.М. Илюши-на И.Л. Коробова В.О. Кульшина А.А. Миронова О.В. Михайлова Е.Д. Мо-розова О.А., Сударкин Д.В. Нагайцев А.П. Неделько А.А., Балабанова А.О. Поляковская Н.М., Вяткин А.Р. Постникова Т.С. Степаненко И.Э. Трифонов Ю.Н., Молотков С.Н. Тургунбаева Е.А. Ушакова Е.А. Хайрулаева Н. Шепе-лев М.С.
Целью работы является выявление особенностей организации государ-ственной службы в Российской Федерации. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие во время правового регулирования и право-вого статуса государственной службы.
Предметом – нормы правового регулирования и правового статуса государственной службы.
Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:
определить понятие и классификацию должностей государственной служб;
изучить источники законодательства о государственной службе;
исследовать правовой статус государственного служащего.
Цель и задачи исследования определили структуру настоящей работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Методы исследования, используемые в работе: аналитический (обра-ботка социологических данных), моделирующий (создание условных сред и объектов с ключевыми свойствами государственного аппарата и государ-ственных гражданских служащих), эмпирический (личные наблюдения авто-ра).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использо-ванной литературы и источников.
1 Понятие государственного служащего и классифика-ция государственных служащих
1.1 Понятие и классификация должностей государственной служб
Под государственными служащими понимаются лица, занимающие должности в государственном органе и выполняющие функции государ-ственного органа от имени государства [35].
Согласно Большой советской энциклопедии, государственная служба это «вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществ-лении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающих по выборам, по назначению или по конкурсу должности в гос-ударственных учреждениях и получающих от государства вознаграждение за свой труд».
Г.В. Атаманчук считал государственную службу важной сферой в гос-ударственном управлении, сложным социальным феноменом.
Г.В. Атаманчук считает государственную службу как к управленческой сфере, так и к сфере обслуживания населения. Поэтому данная сфера дея-тельности отличается сложностью и комплексностью предметной области профессиональной деятельности.
Управление и обслуживание включены в профессиональную сферу дея-тельности государственной службы. Государственная служба – это «практи-ческое осуществление государством установленных функций и полномочий, обязанностей и прав по должности».
Г.В. Мальцев считает, что государственная служба – это система отно-шений, которые связаны с организацией деятельности и устройством госу-дарственного аппарата, а также осуществлением государственных полномо-чий.
По мнению И.Е. Андреевского государственная служба – это специаль-ный юридический статус служащего. Законодательно должен устанавливать-ся статус служащего относительно правительства и населения.
Также И.Е. Андреевским определяется система условий, устанавливае-мая для субъектов, поступающих на государственную службу. Условия под-разделяются на группы:
политические;
физические;
моральные.
Согласно мнению В.Д. Граждана, эффективность и надежность дея-тельности системы государственной службы зависит от стабильности системы государственной службы.
Функции государства осуществляются посредством деятельности спе-циальных органов и учреждений, людей, профессионально занятых деятель-ностью по исполнению полномочий государственных органов – государ-ственных служащих [41].
На сегодняшний день выделяют государственных гражданских служа-щих и государственных военных служащих.
Государственные органы и учреждения, государственные служащие со-ставляют механизм государства, посредством которого государство обеспе-чивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения.
Выделяют следующие виды государственных служащих на основании юридической классификации (рис. 1):
Должностные лица (вправе отдавать приказы, обязательные к испол-нению):
- представители власти (лица, наделенные распорядительными полно-мочиями в отношении не подчиненных им по службе лиц);
не представители власти;
не должностные лица.
Рисунок 1.1 Виды государственных служащих на основании юридической классификации
Ю.Н. Старилов определяет виды служащих в отношении к тому, где они осуществляют обязанности (а это значит, и виды организаций) (рис. 1.2):
Рисунок 1.2 Виды служащих в отношении к тому, где они осуществляют обязанности
На основании вида службы и выполняемых функций выделяют различ-ные группы в виды органов государственной власти.
Таким образом, существуют различные основания классификации гос-ударственных служащих. На основании юридической классификации выде-ляют [48]:
Должностные лица (вправе отдавать приказы, обязательные к испол-нению):
- представители власти (лица, наделенные распорядительными полно-мочиями в отношении не подчиненных им по службе лиц);
не представители власти;
не должностные лица.
В отношении к тому, где государственные осуществляют обязанности выделяют группы:
- в государственных органах;
- в государственных учреждениях, организациях и объединениях;
- в негосударственных организациях;
- в общественных объединениях;
- в органах управления международных и иностранных организациях.
Таким образом, на сегодняшний день выделяют государственных гражданских служащих и государственных военных служащих.
Историю развития службы можно проследить на примере участкового уполномоченного. Изучение развития службы участковых уполномоченных полиции актуально, поскольку государству необходим институт, позволяю-щий защитить общество от потенциально опасных лиц и предотвратить воз-можность совершения преступлений [14].
Рассмотрим возникновение и развития служб полиции – предтечи службы участковых уполномоченных полиции в период до 1917 года.
Первый этап охватывает время до начала XVIII века. Для него харак-терным является наличие органов государства, которые выполняли полицей-ские функции наряду с другими административными и судебными функция-ми.
Так, например, А.М. Мартынов в работе об основах построения адми-нистративного надзора привел следующее описание развития администра-тивного надзора: «В дореволюционной России, начиная с правления Петра I, складывались три основных направления надзорной деятельности государ-ства: прокурорский, полицейский и административный надзоры, осуществ-ляемые государственными органами власти».
Однако, до начала XVIII века не существовало института участковых уполномоченных. Основным направлением правоохранительных служб того времени было осуществление сыска разбойников.
Вторым этапом стал период от XVIII века до февраля 1917 г. В 1782 г. был подписан Устав благочиния, на основании которого города были поде-лены на административно-полицейские части, каждая из которых включала 200-700 дворов. За каждую часть было назначено ответственное лицо. Части, в свою очередь, подразделялись на кварталы по 50-100 дворов с ответствен-ным за них квартальным.
Ближе всех к населению был околоточный надзиратель. Это низший полицейский чин, которому население могло направлять обращения. В под-чинении у околоточного надзирателя были городовые.
К кандидатам на службу предъявлялись специальные требования: рус-ское подданство, возраст от 25 лет, здоровое телосложение, рост не ниже двух аршин, образование, льготы второго разряда, опыт государственной службы.
Для деятельности данных должностей была разработана инструкция, согласно которой служащие несли общие и особые обязанности. К общим относится получение приказаний от вышестоящих лиц и отчет об их испол-нении. К особым обязанностям относился, например, административный надзор [39].
Когда города были разделены на части и кварталы, то в каждом участ-ке был закреплен полицейский, ответственный за порядок на этом участке. Данный порядок организации порядка сохранился и в наши дни.
В 1837 г. было принято «Положение о земской полиции», согласно ко-торому территория вновь подразделялась на участки, в каждом из которых действовал
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в «Собрании законода-тельства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Рос-сийской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
8. Федеральный закон «Об основах государственной службы Рос-сийской Федерации» от 31.07.1995 N 119-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс». – Утратил силу.
Судебная практика
9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2432-О.
10. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 13.04.2016 по делу № 33-4073/2016.
11. Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Рес-публики от 04.09.2013 по делу № 33-3183/2013.
Специальная литература
12. Адаменко Е.А. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих // В сборнике: актуальные пробле-мы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Фе-дерации сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 4-6.
13. Албагачиева А.А. Понятие и виды государственной службы в РФ // В сборнике: проблемы и перспективы развития науки и образования в ХХI веке. Материалы Международной (заочной) научно-практической конферен-ции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С. 86-89.
14. Анализ финансовых результатов коммерческих организаций РФ на основе данных федеральной службы государственной статистики / Забе-лов Г.В., Ходова М.А., Уродовских В.Н. // В сборнике: III Открытые эконо-мические чтения студентов, посвященные памяти Онищенко Дмитрия Ивано-вича. 2023. С. 63-72.
15. Багян Г.А. Актуальные проблемы правового регулирования ви-дов государственной службы в РФ // Modern Science. 2021. № 11-1. С. 180-182.
16. Белоусова Н.В. Система государственной службы: проблемы мо-тивации персонала (на примере РФ) // Аспирант. 2019. № 7 (49). С. 26-30.
17. Белякова Ю.В., Перепечкина Е.Г. Перспективы развития государ-ственной гражданской службы в исполнительных органах в свете реформы исполнительной власти в РФ // В сборнике: Региональная специфика и рос-сийский опыт развития бизнеса и экономики. Материалы XII Международ-ной научно-практической конференции. 2021. С. 146-150.
18. Буркина В.Ю. Совершенствование федерального законодатель-ства и законодательства субъектов РФ в системе государственной службы // Студенческий форум. 2022. № 41-3 (220). С. 12-14.
19. Велиханов М.Т. Оценка результативности и эффективности госу-дарственной гражданской службы (на примере органов государственной власти субъектов РФ) // Самоуправление. 2020. № 4 (121). С. 223-230.
20. Вирина И.В., Вирина К.Д. Основные направления совершенство-вания системы кадрового резерва на государственной службе РФ // В сбор-нике: Государственное регулирование экономики и повышение эффективно-сти деятельности субъектов хозяйствования. Сборник научных статей XVIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора С. А. Пелиха. Минск, 2024. С. 498-504.
21. Волохова Т.И., Макарова Е.А. Кадровый резерв на государ-ственной гражданской службе в РФ // Научный электронный журнал Мери-диан. 2019. № 12 (30). С. 24-26.
22. Гараева С.Т. Ограничения при приеме на государственную граж-данскую службу в РФ для молодых женщин // Молодой ученый. 2022. № 44 (439). С. 103-105.
23. Ефимова К.Ю. Вопросы правового регулирования поступления на государственную гражданскую службу РФ // Молодой ученый. 2023. № 36 (483). С. 169-171.
24. Заливанский Б.В., Семенько Е.В. Развитие профессиональной компетентности кадров государственной гражданской службы РФ // Науч-ный Лидер. 2022. № 48 (93). С. 139-143.
25. Зарубина А.А. Особенности кадровой политики как части систе-мы государственной гражданской службы в РФ // Студенческий. 2024. № 27-3 (281). С. 4-7.
26. Золотов Г.Д., Гущина Н.А. Развитие организационно-правовых основ государственной службы в субъектах РФ на примере Краснодарского края // В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский пе-дагогический государственный университет». 2019. С. 76-77.
27. Ивойлова Е.В. Принципы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы РФ // Марийский юридический вест-ник. 2019. № 4 (31). С. 22-23.
28. Илаева З.М. Государственная служба в РФ и особенности систе-мы мотивации госслужащих // Вестник Чеченского государственного универ-ситета им. А.А. Кадырова. 2023. № 3 (51). С. 46-52.
29. Илюшина И.Л. Организация взаимодействия МО РФ с государ-ственными надзорными органами для обеспечения контроля за состоянием безопасности военной службы // В сборнике: Российская наука в современ-ном мире. сборник статей XXVIII международной научно-практической кон-ференции. 2020. С. 135-136.
30. Коробова В.О. Проблема коррупции в системе государственной службы РФ и пути борьбы с ней // Студенческий. 2021. № 6-3 (134). С. 48-51.
31. Кульшина А.А. Государственная служба в системе органов ис-полнительной власти РФ // Научный аспект. 2024. Т. 2. № 2. С. 166-171.
32. Миронова О.В. Проблемы развития государственной службы в РФ // Молодой ученый. 2023. № 13 (460). С. 83-84.
33. Михайлова Е.Д. Проблема правового регулирования государ-ственной службы на территории новых субъектов РФ // Профессиональное юридическое образование и наука. 2023. № 2 (10). С. 63-66.
34. Морозова О.А., Сударкин Д.В. Понятие и сущность государ-ственной гражданской службы в РФ // Вопросы гуманитарных наук. 2022. № 2 (119). С. 68-69.
35. Нагайцев А.П. Государственная служба РФ: особенности и про-блемы формирования единой системы // Академическая публицистика. 2023. № 2-1. С. 307-314.
36. Неделько А.А., Балабанова А.О. Виды государственной службы РФ // В сборнике: Студенческие научные исследования в сфере туризма и спортивного менеджмента. Материалы XI Международной студенческой научно-практической конференции. 2019. С. 178-182.
37. Поляковская Н.М., Вяткин А.Р. Конституционные основы госу-дарственной службы РФ // Актуальные исследования. 2022. № 22 (101). С. 63-65.
38. Постникова Т.С. Развитие государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел РФ // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. сборник научных статей 7-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Курск, 2024. С. 199-202.
39. Правовая природа государственной гражданской службы в РФ / Аванесян Г.А., Мирошниченко И.А., Мусаев Н.Р., Шаногин К.Д. // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 3 (37). С. 333-335.
40. Правовое положение государственных служащих: общее и раз-личное (на примере федеральной службы войск национальной гвардии РФ) / Бутов С.В., Крижановская Г.Н., Никонов Д.А. // В сборнике: Государствен-ная служба Российской Федерации: поиск эффективной модели, правовые и управленческие аспекты. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 183-190.
41. Проблемы связей с общественностью государственных органов на примере федеральных служб РФ / Балыбердина Д.Д., Котова А.Н., Сума-рокова Е.В. // В сборнике: Актуальные проблемы управления - 2023. Мате-риалы 28-й Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 382-385.
42. Сравнительная характеристика правового института государ-ственной службы в РФ и ФРГ / Агеев А.А., Проскурин А.С., Козловская А.А. // Философия социальных коммуникаций. 2019. № 1 (46). С. 85-89.
43. Степаненко И.Э. Стадии и этапы конкурса на замещение вакант-ных должностей государственной гражданской службы РФ // Оригинальные исследования. 2019. Т. 9. № 8. С. 43-49.
44. Трифонов Ю.Н., Молотков С.Н. Концептуальные основы проти-водействия коррупции на государственной гражданской службе РФ // В сборнике: Управление и общество: изменение модели взаимодействия в со-временных условиях. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. Администрация Тамбовской области; Тамбовский филиал Рос-сийской академии народного хозяйства и государственной службы при Пре-зиденте РФ. 2022. С. 41-43.
45. Тургунбаева Е.А. Роль государственной и муниципальной служ-бы в обеспечении экономической безопасности РФ // Академическая публи-цистика. 2023. № 12-1. С. 298-303.
46. Ушакова Е.А. Противодействие коррупции на государственной службе в РФ // Студенческий вестник. 2019. № 33-1 (83). С. 52-54.
47. Хайрулаева Н. Поступление на службу в ОВД РФ, как элемент прохождения государственной службы // В сборнике: проблемы совершен-ствования законодательства. сборник научных статей студентов юридическо-го факультета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). Махачкала, 2019. С. 415-418.
48. Шепелев М.С. Конституционное право граждан на равный доступ к государственной гражданской службе субъекта РФ актуальные проблемы реализации // Форум молодых ученых. 2019. № 9 (37). С. 356-359.