Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос об эффективности деятельности предприятия в современных экономических условиях является самым актуальным и важным. В литературе представлено множество предложений и концепций оценки работы компаний, как от отечественных, так и зарубежных специалистов, однако до сих пор нет единого мнения по этому вопросу. Чтобы понять, какими характеристиками должно обладать «идеальное предприятие», как добиться максимальной результативности его функционирования, необходимо разобраться, что, в сущности, представляет собой понятие «эффективность деятельности предприятия».
Эффективность функционирования любого предприятия целиком и полностью зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Оценить эту способность позволяет анализ финансовых результатов работы предприятия, в ходе которого следует получить ответы на следующие вопросы:
- насколько стабильны полученные доходы;
- какие формы бухгалтерских отчетов могут быть использованы в анализе эффективности работы предприятия для прогнозирования будущих результатов;
- насколько производительны осуществляемые затраты;
- какова эффективность вложения капитала в данное предприятие;
Также важна роль анализа показателей эффективности в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Анализ показателей - это средство не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Анализом показателей финансовых результатов начинается и заканчивается планирование. Анализ показателей позволяет повысить уровень планирования, сделать его детально точным. Также значительная роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства, что способствует экономному использованию ресурсов, внедрению новой техники и технологии производства, предупреждению излишек затрат.
Целью данной работы является изучение основ анализа финансовых результатов работы предприятия для эффективного управления, а также возможностей применения современных методик на практике.
В качестве основных задач в рамках цели можно выделить следующие:
• изучение теоретических основ анализа финансовых результатов, основных показателей, ее описывающих и методик их расчета с точки зрения разных авторов;
• описание анализируемого предприятия и общая оценка его работы за выбранный период;
• расчет и анализ основных показателей финансовых результатов и оценка ключевых направлений оптимизации работы предприятия.
Объект исследования – завод электротехнического оборудования АО «Жировой Комбинат». Предмет исследования – производственно-хозяйственная деятельность указанного предприятия.
Эффективность деятельности компании характеризуется ее финансовыми результатами. Совокупным экономическим итогом хозяйствования служит прибыль, которая дает обширную характеристику финансовому состоянию фирмы. При исследовании доходов компании наибольший акцент стоит уделять анализу ее результативности, a также доходности компании, так как именно рентабельность помогает оценить текущую финансовую деятельность фирмы, вскрыть возможности повышения ее роста и обеспечить систему мер по применению данных резервов. Финансовый результат - это прирост либо снижение благосостояния компании в ходе финансово-организационной работы за отчетный период, который выражается в виде чистой дохода или же убытка. Эффективность характеризуется результативностью хозяйствования. Из этого следует, что возрастает необходимость различать термины «экономический эффект» и «экономическая эффективность». Под экономическим эффектом понимается показатель, который характеризует производительный итог деятельности фирмы в денежном эквиваленте, данный норматив является абсолютным /1/.
Экономическая эффективность — показатель относительный, выражающий отношение полученного эффекта с расходами, использованными для достижения этого эффекта. Поскольку главной целью бизнеса является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация дохода на долю затрат капитала /4/. Финансовый результат функционирования компании характеризуется объемом чистой прибыли, извлеченной за анализируемый промежуток времени, а также уровнем рентабельности. Уровень рентабельности выражает функциональность деятельности фирмы, доходность различных направлений ее работы. Эти показатели точнее, чем прибыль, характеризуют конечные итоги деятельности, поскольку их стоимость определяет отношение наличных денежных средств к потребляемым ресурсам.
В процессе изучения исследований по рассматриваемому вопросу было выявлено, что не существует единой системы методов оценки эффективности деятельности компании.
Основными задачами анализа эффективности деятельности предприятия являются:
– определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на эффективность деятельности предприятия;
– исследование состава и структуры прибыли в динамике;
– оценка абсолютных и относительных показателей формирования прибыли от различных видов деятельности;
– выявление факторов, оказывающих влияние на сумму прибыли и количественное измерение их влияния на результативный показатель;.
– оценка эффективности распределения чистой прибыли предприятия;
– выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
– оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
– разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Оценка эффективности деятельности предприятия помогает предпринимателю определить границы соотношения достигнутых компанией результатов и необходимых для этого затрат. На основе этого анализа выбирается наилучший способ увеличения эффективности.
Объектом анализа эффективности деятельности предприятия в первую очередь выступают процессы формирования и распределения прибыли от различных видов деятельности, а также мероприятия по выявлению резервов повышения прибыльности и эффективности деятельности предприятия. . Предмет анализа — совокупность процессов, направленных на управление операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью предприятия, характеризующих получение и максимизацию прибыли предприятия.
Источниками информации являются финансовая отчетность предприятия, данные бухгалтерского и управленческого учета, статистическая, рыночная и нормативно-справочная информация.
При проведении анализа эффективности деятельности предприятия необходимо учитывать интересы пользователей аналитической информации, которые условно можно разделить на четыре группы.
Первая группа — инвесторы и кредиторы, т. е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы лиц — прибыль до вычета процентов и налогов. В большинстве экономически развитых стран проценты, уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагаемую прибыль, именно поэтому данный источник относительно выгоден, поскольку его стоимость меньше стоимости собственного капитала.
Вторая группа — государственные органы, контролирующие и обеспечивающие нормальное функционирование предприятия. Каждая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социальных и экономических задач, представляющих жизненно важный. интерес для государства. Что касается социальных задач, то можно упомянуть о дополнительных рабочих местах, о морально-психологической стабильности работников, имеющих постоянную работу. С экономической позиции заинтересованность государства не менее очевидна. Предоставляя каждой конкретной организации возможность функционировать, регулируя этот процесс с помощью соответствующих нормативно-распорядительных документов и в определенном смысле способствуя ему с помощью различных льгот, протекции, финансирования, государство рассчитывает, в свою очередь., на получение определенного дохода посредством системы налогообложения.
Третья группа — собственники предприятия. С позиции текущего момента для них важен конечный результат, т. е. показатель прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестируемой прибыли.
Четвертая группа включает работников предприятия и его контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе и путем получения соответствующей доли из общих доходов коммерческой организации (заработная плата, проценты по текущим кредитам и займам, возможность сбыта продукции данной организации и др.).
Существуют два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (ЭЭФ) выражается формулой:
ЭЭФ = ЭЭ / РЗ (1.1)
Где:
ЭЭ – величина экономического эффекта;
РЗ – величина ресурсов или затрат.
Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» в следующем. Например, если рассматривать основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться показатель их стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат – часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.
Обобщающими показателями эффективности деятельности организации являются показатели рентабельности.
В практике экономического анализа выделяют две группы показателей рентабельности:
1. рентабельности продукции;
2. рентабельности капитала.
К рентабельности продукции относятся следующие показатели: .
-рентабельность отдельных видов продукции;
-рентабельность продукции;
-предельная рентабельность.
Рентабельность реализованной продукции показывает размер прибыли на один .рубль реализованной продукции и является показателем не только эффективности хозяйственной деятельности, но и политики ценообразования в организации.
Рентабельность отдельных видов продукции (Rпрод) рассчитывается следующим образом:
Rпрод = (Ц – С)/ С или R прод = (Ц –С) / Ц (1.2)
Где:
Ц – цена единицы продукции;
С – себестоимость единицы продукции.
Рентабельность (прибыльность) продукции, услуг (по балансу) (Rпр) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации или себестоимости продукции.
Rпр = P/N или Rпр = P/C
Где:
P – прибыль;
C – себестоимость продукции, услуг;
N – выручка от реализации.
Рентабельность продаж (Rпродаж) определяется как отношение чистой прибыли (Рч) к выручке от реализации.
R продаж = Рч / N (1.3)
Предельная рентабельность (Rпред) определяется путем отношения чистой прибыли (Рч) к себестоимости реализованной продукции (С).
Rпред = Рч / с (1.4)
Показатели рентабельности продукции характеризуют прибыльность основной деятельности организации и позволяют контролировать и регулировать цены, издержки производства и реализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2019. — 544 с.
2. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Савицкая Г. В. — М.: Инфра — М, 2019. — 384 с. 4.
3. Савицкая Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия. Методологические аспекты. — Изд. 2-е. — М.: Новое знание, 2018. — 5с. 5.
4. Литвиненко Т. А., Лукашина Н. В. Анализ эффективности деятельности организации на примере ООО «Давид» // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1349-1352.
5. Анализ финансовой отчетности : учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 434 с.
6. Бабайцев, В. А. Математические методы финансового анализа : учебное пособие для вузов / В. А. Бабайцев, В. Б. Гисин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
7. Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / О. В. Губина, В. Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 335 с.
8. Дудник, Д. В. Основы финансового анализа : учебное пособие / Д. В. Дудник, М. Л. Шер. – Москва : РГУП, 2020. – 232 с.
9. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 285 с.
10. Илышева, Н. Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации : монография / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – 2-е изд., с изм. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 244 с.
11. Илышева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности : учебник / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 370 с.
12. Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
13. Толкачева. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 144 с. 6. Фурсова М. Н. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Фурсова М. Н. — Владивосток: ВГУЭС, 2012. — 259 с. 7. Царева Н. А.
14. О. И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — № 3.1(17). — С. 183–196.