Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Административное судопроизводство - это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти. Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, появление нового кодифицированного процессуального нормативного правового акта - Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), что явилось новым этапом в развитии процессуального законодательства, устанавливающего правовые порядки в разрешении административных споров; во-вторых, необходимость теоретического осмысления практико-прикладных проблем правовой регламентации представительства в административном судопроизводстве в связи с принятием КАС РФ, например, актуально исследование особенностей правового положения адвоката как профессионального представителя.
Таким образом, важнейшая роль административного судопроизводства в системе российского правосудия, поскольку именно в процессе его реализации осуществляется защита прав, свобод и законных интересов участников административных и других публично-правовых отношений.
Теоретическая степень разработанности темы исследования включает ряд научных работ, посвящённых этой проблеме. Глубокий и всесторонний анализ административного судопроизводства содержится в трудах Д. Н. Бахраха, М. Я. Масленникова, Л. А. Николаевой, И. В. Пановой, Н. Г. Салищевой, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, Н. Ю. Хаманевой. Также теоретическую основу исследований в этой области составили труды дореволюционных представителей российской правовой науки, учёных и практиков советского и современного периодов. Например, к теме обращались Н. М. Коркунов, В. А. Рязановский, Н. И. Лазаревский, Ф. М. Дерюжинский, С. А. Корф.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании правового статуса участников административного судопроизводства.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие правовой статус участников административного судопроизводства.
Целью исследования является анализ статуса участников административного судопроизводства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть общую характеристику правового положения участников административного судопроизводства в РФ;
2.провести классификацию участников административного судопроизводства, определить их роль в осуществлении правосудия;
3.исследовать права и обязанности участников административного судопроизводства в РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов основного текста, заключения, списка литературы.
1.Общая характеристика правового положение участников административного судопроизводства в РФ
Административное судопроизводство в РФ - это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти .
Сущность правового положения участников административного судопроизводства заключается в том, что они имеют юридическую заинтересованность в исходе дела и от своего имени совершают все процессуальные действия, посредством которых могут влиять на развитие административного судебного процесса.
Нормативно-правовые основы положения участников административного судопроизводства в РФ определены: Конституцией Российской Федерации; Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ , в частности, глава 4 КАС РФ определяет правовое положение лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса, включая стороны, заинтересованные лица, экспертов, специалистов, свидетелей и переводчиков; федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» , «О военных судах Российской Федерации» и «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» , а также другими федеральными законами. Рассмотрим подробнее.
Во-первых, Конституция Российской Федерации выступает правовой основой, закрепляющей положение участников административного судопроизводства в РФ .
Выделим отдельные положения Конституции РФ, касающиеся административного судопроизводства: определение административного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства в РФ (ч. 2 ст. 118); закрепление за Верховным Судом РФ полномочия по рассмотрению административных дел (ст. 126), таким образом, в Конституции РФ закрепилось положение, что административное судопроизводство означает рассмотрение административных дел судом; закрепление общих и процессуальных гарантий прав личности (ст. 45-54), например, право обжаловать в суд решения, действия (бездействие) органов публичной власти, должностных лиц и общественных объединений (ч. 2 ст. 46); закрепление права на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48), а также права на помощь адвоката после задержания (ч. 2 ст. 48); запрет на использование при осуществлении правосудия доказательств, полученных незаконными способами (ч. 2 ст. 50). В процессе рассмотрения административных дел суд применяет Конституцию РФ как акт прямого действия .
Во-вторых, КАС РФ - правовая основа, закрепляющая положение участников административного судопроизводства в РФ . Раздел I «Общие положения» КАС РФ определяет правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, мер предварительной защиты, процессуальных сроков, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях. Например, в соответствии со ст.126 КАС РФ административный истец, если он намерен вести дело, где обязательно наличие представителя, самостоятельно, обязан иметь высшее юридическое образование или обращаться в суд через своего представителя по нотариальной доверенности либо акту, управомачивающему такое представительство. Также в КАС РФ чётко определена подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Например, при оспаривании нормативно-правовых актов в суде субъекта Федерации предусмотрено обязательное участие представителя гражданина, если сам истец не имеет юридического образования.
В-третьих, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ выступает правовой основой, закрепляющей положение участников административного судопроизводства в РФ. Этот закон и другие федеральные конституционные законы, например от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», раскрывают положения Конституции РФ об устройстве судов, их системы, статусе судей, порядке их назначения, основных принципах судебного процесса и др.
Кроме того, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Вывод по данному параграфу.
Общая характеристика правового положения участников административного судопроизводства в РФ включает следующие аспекты:
Административный истец наделён правами на подачу ходатайств, представление доказательств, вызов свидетелей и экспертов, а также оспаривание решений суда путём их обжалования в вышестоящие инстанции.
Ответчик наделён правом на защиту от предъявленных требований, представление аргументов в свою пользу, опровержение доводов истца, а также возможность заключения мирового соглашения. Он должен своевременно предпринимать все необходимые действия для своей защиты, а также соблюдать процессуальные требования.
Представители сторон обеспечивают профессиональную юридическую поддержку и защиту сторон в процессе. Они имеют право на участие в судопроизводстве, включая право представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать пояснения и обжаловать решения суда.
Третьи лица могут вступать в дело как по собственной инициативе, так и по инициативе суда, если установлено, что решение по делу может затронуть их права и обязанности. Такие лица обладают всем комплексом процессуальных прав и обязанностей, предоставленных истцу и ответчику, однако с определёнными оговорками в зависимости от их процессуальной позиции.
Прокурор вправе участвовать в судебном административном процессе путём подачи административного искового заявления, возбуждая дело либо вступая в уже начатый процесс для дачи заключения по административному делу.
Таким образом, правовой статус участников судебного процесса выступает ключевым звеном, обеспечивающим справедливость и эффективность судебной защиты в административных делах.
2.Классификация участников административного судопроизводства. Их роль в осуществлении правосудия
Субъекты административного судопроизводства в зависимости от степени влияния на исход дела и характера заинтересованности подразделяются на три группы:
Во-первых, суд - основной и главный участник административного процесса. Суд является органом государственной власти, осуществляющий правосудие и занимающий особое место среди других участников процесса.
Выделим функции суда как участника административного судопроизводства:
1.Руководство процессом. Суд влияет на динамику производства по административному делу, руководит ходом его рассмотрения, направляет действия лиц, участвующих в процессе, обеспечивает выполнение и осуществление ими правомочий и обязанностей.
2.Вынесение судебного акта. Суд выносит судебный акт, имеющий властный характер, разрешающий административный спор либо отдельные процессуальные вопросы на протяжении всей судебной деятельности.
3.Применение мер процессуального принуждения. Суд может применить меры процессуального принуждения к лицам, участвующим в административном процессе.
Субъектами процессуальных отношений являются не только суды первой инстанции, но и суды второй инстанции, а также суды, пересматривающие административные дела в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Роль суда в осуществлении правосудия как участника административного судопроизводства заключается в следующем:
Во-первых, руководство процессом. Суд влияет на динамику производства по административному делу, руководит ходом его рассмотрения, направляет
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные источники:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2024, с изм. от 16.01.2025) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1391
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022)"О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2024) "О военных судах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3170
6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 898
Научная литература:
7. Административное судопроизводство как особый вид процесса / И. Ю. Акимова, Д. Г. Долгов, А. И. Сивков, А. В. Иванов // Молодой ученый. – 2023. – № 43(490). – С. 71-72.
8. Байгабулова, Д. Р. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции РФ: актуальные проблемы / Д. Р. Байгабулова // Вестник науки. – 2023. – Т. 1, № 11(68). – С. 193-200.
9. Войтович, Л. В. Трансформационные процедуры упрощающие гражданское, арбитражное и административное судопроизводство / Л. В. Войтович // Образование и право. – 2023. – № 1. – С. 171-174.
10. Елистратова, Е. Д. Административное судопроизводство / Е. Д. Елистратова // Материалы Ивановских чтений. – 2024. – № 2(45). – С. 59-61.
11. Карапетян, В. Е. Защитник прав человека как субъект Конституционного и административного судопроизводства / В. Е. Карапетян // Интернаука. – 2022. – № 1-3(224). – С. 76-78.
12. Коновалова, Е. А. Административное судопроизводство: перспективы и пути развития / Е. А. Коновалова // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 93-4. – С. 162-164.
13. Константинов, П. Д. Административное судопроизводство, электронный документооборот, блокчейн и смарт-контракты: точки соприкосновения / П. Д. Константинов // Вестник гражданского процесса. – 2024. – Т. 14, № 2. – С. 124-137.
14. Михайлова, Е. В. Административное судопроизводство как процессуальная форма защиты / Е. В. Михайлова // Государство и право. – 2024. – № 6. – С. 68-75.
15. Михайлова, Е. В. Примирение сторон административного судопроизводства: вопросы теории и практики / Е. В. Михайлова // Российское правосудие. – 2024. – № 9. – С. 76-83.
16. Муравьева, Д. А. Административное судопроизводство: вопросы теории и практики / Д. А. Муравьева // Образование. Наука. Научные кадры. – 2023. – № 4. – С. 40-46.
17. Наумова, А. С. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции / А. С. Наумова // Академическая публицистика. – 2023. – № 7-1. – С. 141-148.
18. Рогачева, О. С. Административное судопроизводство как способ защиты субъективных публичных прав и законных интересов / О. С. Рогачева // Российский журнал правовых исследований. – 2023. – Т. 10, № 4. – С. 65-74.
19. Тришкин, Д. С. Административное судопроизводство, как самостоятельный вид осуществления судебной власти / Д. С. Тришкин // Научный альманах. – 2024. – № 1-5(111). – С. 13-15.
20. Харламова, А. В. Административное судопроизводство и его регулирование в Российской Федерации / А. В. Харламова // Молодой ученый. – 2024. – № 44(543). – С. 200-203.
21. Чередниченко, Ю. Ю. Административное судопроизводство в правовой системе современной России / Ю. Ю. Чередниченко // Интернаука. – 2023. – № 40-4(310). – С. 60-61.
22. Шарипова, Е. Ю. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции / Е. Ю. Шарипова // Молодой ученый. – 2023. – № 52(499). – С. 338-339.